logo

Сны как ключ к внутреннему миру: многомерный подход к сновидениям

05.10.2024 19:06
0
13000

Психолог А.М. Богачёв исследовал сновидения как способ самопознания, предлагая концепцию семи измерений для глубокого понимания личности

Сны как ключ к внутреннему миру: многомерный подход к сновидениям

Современные исследования человеческой психики открывают перед нами увлекательный и многогранный мир. Одной из самых загадочных его областей остаются сновидения. Что скрывается за образами, которые мы видим во сне? Как они связаны с нашей личностью? 

Информационное объединение радо представить статью Алексей Богачева "Психология сновидений: обоснование и развитие синтетического подхода", в которой читатели смогут найти ответы на поставленные вопросы.

Алексей Богачев: научный сотрудник Центра профилактики экстремизма в сфере образования и молодежной среде, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Старший преподаватель кафедры практической психологии, Мариупольский государственный гуманитарный университет им А.И. Куинджи.

В своей статье А.М. Богачев рассматривает сновидения не просто как случайные образы, а как важную часть нашей внутренней жизни, способную помочь нам глубже понять себя.

Автор утверждает, что сновидения выполняют особую диалогическую функцию. Это как разговор между нашим сознанием и бессознательным, который позволяет нам выйти за пределы привычного восприятия мира и заглянуть в свою психическую реальность. Представьте, что каждую ночь во сне вы не просто «видите картинки», а вступаете в диалог с самими собой на глубинном уровне, чтобы лучше понять свои страхи, желания и стремления.

На основе трудов таких известных исследователей, как Станислав Грофф, В.В. Козлов, С.А. Парфентьев и В.В. Майков, автор предлагает необычную концепцию — семь измерений сновидений. Эти измерения можно рассматривать как разные уровни нашего сознания, которые взаимодействуют с символами и образами, появляющимися во сне. И, что особенно интересно, каждый уровень отражает различные аспекты нашей личности. По сути, наши сны – это многослойная картина нашего внутреннего мира.

Метод, который предлагает Богачев, основан на детальном анализе снов конкретных людей. Он использует такие методы, как самоанализ и интроспекция, чтобы помочь понять, как сновидения влияют на нашу жизнь. Автор доказывает, что сны – это не просто ночные фантазии, а важный механизм, который помогает нам на пути к психологической целостности.

В статье приводятся результаты эксперимента, подтверждающего, что предложенный алгоритм работы со сновидениями действительно способствует личностному развитию. Сновидения рассматриваются не только как способ лучше понять себя, но и как естественная терапевтическая площадка. Они помогают нам прорабатывать внутренние конфликты, справляться с трудностями и лучше ориентироваться в своей жизни.

Работа Богачева предлагает новый взгляд на сновидения, делая их не только предметом научного изучения, но и инструментом личностного роста. Это увлекательное и доступное изложение сложной теории, которая может быть полезной каждому, кто хочет понять себя и свои сны глубже.

Психология сновидений: обоснование и развитие синтетического подхода

Введение

Проблема понимания природы сновидений, их места в психической реальности и, прежде всего, в психической реальности человека в контексте развития личности и задач психотерапии становится все более актуальной с точки зрения новой «волны» ее изучения в профессиональном сообществе. Причем, если в среде практиков работа со сновидениями оказывается «по факту» востребованной (пусть в той или иной степени), то в академической психологии (даже в медицинской ее части) к феномену сновидений продолжают относиться с опаской, которая зачастую приводит к определенной подмене глубинно-психологического исследования (важного с точки зрения, как теории, так и практики) теми или иными статистическими манипуляциями, претендующими на «научную монополию».

Скорее всего, это обусловлено слишком сильным аффективным зарядом, который несут в себе сновидения, о чем в свое время говорил К.Г. Юнг: «можно заниматься с помощью одного лишь интеллекта любой наукой, кроме психологии… именно благодаря «аффекту» субъект становится сопричастным реальности <...> бессознательного боится гораздо большее количество людей, чем это можно было бы ожидать…» .

Вместе с тем, психологи-практики продолжают серьезную и сопряженную с непростыми процессами внутреннего развития работу в этом направлении. В настоящей статье мы предприняли попытку обобщить некоторые результаты данной работы и предложить определенные шаги в ее развитии.

Некоторые аспекты современной теории сновидений

В области научного концептуального подхода к пониманию сущности сновидений и практической работы с ними имеет смысл выделить психоанализ  и его различные «дериваты», в рамках которых акцент делается на толковании сновидений в контексте «исполнения желаний «эго» и (или) конфликтного взаимопереплетения разнообразных влечений, проекций и интроекций, объектных отношений , «контейнирования переживаний»  и определенных конструкций «внутреннего театра «эго» и «суперэго» в режиме отношений переноса» . За пределы психоаналитических концепций выходит рассмотрение сновидений в качестве особого рода реальности, которую необходимо не только толковать, но переживать напрямую, зачастую инсталлируя ее содержание и внутри (в сфере психической реальности) и в социальном пространстве. При таком подходе происходит взаимное наложение многих направлений, в том числе аналитической (юнгианской) психологии, психосинтеза , гештальт-психологии, гипноанализа  и т. д. Отдельно следует выделить когнитивно-поведенческие, психофизиологические и т. д., концепции сновидений, которые обладают своей логикой и массивом эмпирических данных.

Возвращаясь к глубинной психологии, отметим, что если в юнгианской традиции упор во многом делается на архетипические образы и трансперсональные феномены, то, скажем, в рамках гештальт-подхода (а также гипноанализа) – на диалогическом взаимодействии между «эго-сознанием» и «публичностями». Безусловно, эти и иные концепции в значительной степени «дублируют» друг друга («предмет исследования» у них общий), однако специфика такого дублирования в каждом случае своеобразна. Например, «диалог субличностей», проявившихся в пространстве сновидения, в гештальт-подходе или гипноанализе включается, прежде всего, в биографический контекст, а в психосинтезе и в юнгианстве подобного рода диалог вполне может перейти в трансперсональную «мерность». Или, скажем, концепт психоаналитической интерпретации качественно отличается от толкования в русле архетипической психологии, а базовый гештальт-подход вообще игнорирует данную часть реальности. Стало быть, одно и то же сновидение конкретного индивидуума зачастую интерпретируется, по сути дела, в очень далеких друг от друга системах координат, выбор которых зависит от личности толкователя, включая его мировоззрение.

Приведем пример. Различные авторы, такие, например, как В.Н. Шлыков, пытались выйти на инновации в области работы со сновидениями, действуя при этом в достаточно узких парадигмах с точки зрения теории. Работая (концептуально) в психонаналитической парадигме, В.Н. Шлыков фактически вышел на работу в пространстве сновидения и с его материалом «в режиме переноса и контрпереноса, а также диалога «эго» и «суперэго» с делением сновидения «на две части, ту, где проявляется инфантильное желание, и ту, где разворачивается борьба с этим желанием». Добившись определенных успехов, он, в то же время, объективно зафиксировал ограничение своей методики в соответствии с определенной структурой восприятия мира.

Такого плана ограничения неизбежно приводят к серьезным проблемам и при построении непротиворечивой концепции сновидений, и при практической психотерапевтической работе, а также является поводом для критики. Очевидно, что субъективные и «методологически-пристрастные» аспекты развития личности и психотерапии — важная и неустранимая константа, и, вместе с тем, потребность в выстраивании синтетической, целостной концепции сновидений и структуры работы с ними представляется весьма актуальной. В очень существенной степени вышеописанные ограничения снимает А. Минделл своим процессуальным подходом, в русле которого сновидение рассматривается в качестве особого канала восприятия и даже особого «измерения» психической реальности (да и реальности, в целом), где как сновидец, так его партнер по диалогу (например, психолог), могут находиться в едином пространстве (упомянутый нами выше психоаналитик В.Н. Шлыков, который, на наш взгляд, сумел соединить теорию и практику психоанализа, психосинтеза, аналитической психологии и процессуального подхода, во многом не осознавая этого, назвал бы такое пространство пространством «согласующегося переноса и контрпереноса»). Вместе с тем, в данной концепции, на наш взгляд, отсутствует сложная картография психики (что является ее достоинством и недостатком одновременно).

В настоящее время среди собственно академических трудов в плане исследования сновидений в русле научного синтетического подхода выделяются трансперсональная интегративная научная школа В.В. Козлова и В.В. Майкова, в целом, и основанная на достижениях этой школы диссертационная работа С. А. Парфентьева «Анализ сновидений как метод психодиагностики и психокоррекции личности в социальной психологии”, в частности. Отметим, что данному труду предшествовала целая серия других его работ. С.А. Парфентьев предлагает «функционально-диагностическую» классификацию сновидений, в рамках которой то или иное сновидение можно рассмотреть как «1. проявление внутриличностного конфликта; 2. сигнал о надвигающемся кризисе, диссоциации, дезинтеграции; 3. отражение соматической проблематики; 4. психоэмоциональная напряженность, стресс; 5. манифестация «образа себя»; 6. сновидение перенос, сопротивление-защита 7. выработка программы, достижение цели, разрешение проблемы».

При этом он отмечает, что в данной классификации отсутствуют сновидения духовного и трансцендентно-трансформирующего плана, хотя они и обладают важным значением с точки зрения практической психологии. Также при работе с символами сновидения он предлагает определять направленность соответствующих акцентов, отвечая на вопросы о том, на что именно указывает символ (к этому, отметим мы, следует добавить его универсальное смысловое значение), каким именно образом происходит «указание», какое это имеет значение для сновидца в различных перспективах его жизни (в том числе в эмоциональном и когнитивном контекстах).

На наш взгляд, большая часть приведенных С.А. Парфентьевым характеристик сновидения, так или иначе, связана с психодинамикой внутриличностного конфликта и, соответственно, с попыткой посредством работы сновидения разрешить этой конфликт и достичь состояния целостности как на довербальном, образном, так и на вербальном уровне.

На наш взгляд, очевидно, что прийти к этому пациент, как правило, может, только идентифицируясь с терапевтом и интериоризируя терапевтическую функцию. (Отметим, что в рамках современного психоанализа общим местом стало «переадресация» клиенту возможности и права самому интерпретировать свои сновидения.)

Наша собственная работа с материалом сновидений привела нас к осмыслению данного феномена в ключе трансперсонального подхода, - синтетического, а не эклектического. На основе этого понимания в нескольких работах мы сформулировали основы синтетической концепции сновидений, следующей в русле концепции В.В. Козлова, В.В. Майкова, С.А. Парфентьева и др. Заметим, что именно к такому пониманию постепенно приходят и многие коллеги, о чем говорят, в частности, тезисы XI Международного интердисциплинарного научно-практический симпозиума «Человек и общество: здоровьесбережение и здравоохранение в фокусе медицинской антропологии»1.

Как мы отмечаем в работе «Синтетическая концепция работы со сновидениями: апробация в области психологической психотерапии и развития личности», «такой подход к сновидениям позволяет рассматривать каждую из концепций сновидений, будь это традиционно психоаналитический подход, юнгианский анализ, психосинтез и трансперсональная психология, гештальт психология и т.д. как один из вариантов описания и объяснения универсальных закономерностей, которые характеризуют сновидение и которые, так или иначе, являются проявлением диалога между сознанием и бессознательного сновидца, его самопроявлением и самовыражением и, в конечном счете, движением его личности к целостности (зачастую через проработку травмирующего опыта и разрушительных процессов)».

И здесь мы снова обращаемся к В.В Козлову и В.В. Майкову: «Если вы будете говорить классически обученному психоаналитику о шаманском посвящении, он будет думать: «Да! Тяжелая форма психоза!» Если это будет юнгианец, он будет рассматривать все это как процесс индивидуации, обретение своей сущности, построение целостной мандалы, и, конечно, здесь у клиента гораздо больше пространства, но, тем не менее, юнгианский аналитик будет смотреть на вас сквозь призму юнговских теорий, через юнговские типологии, через архитектонику процесса индивидуации, через архетипы, через свою концептуальную оболочку. Он будет следовать этому, работать с активным воображением, будет предлагать вам общаться с разными архетипами. Гештальт-терапевт может предлагать вам общаться с персонажами сна. («Кто из присутствующих здесь людей больше всего похож на знахаря из вашего сна?») Но, тем не менее, каждый психотерапевт понимает все, исходя из своего видения, своей теоретической загруженности.». Соответственно, для повышения уровня осознания сущности сновидений и эффективности психотерапии необходима интегративная (синтетическая) и практико-ориентированная концепция сновидений.

Очевидно, что современная теория и практика работы со сновидениями означают акцент на действии, трансформирующей психоэмоциональную реальность и позволяющей достигать серьезных внутренних изменений в самой личности. Как пишет Е.Ю. Шипицын, "Изменение, процесс, становление – это опыт реального для человека. Все появляющиеся во сне символы или индивидуации – указатели реального и всех его изменений". Вместе с тем, исследование как отечественных, так и зарубежных источников в области исследования сновидений показывает, что научная мысль в данном направлении проходит некий «латентный период», характеризующейся скудостью материалов и, скорее, «вынашиванием» новых открытий, что, на наш взгляд, увеличивает актуальность настоящей статьи.

Вкратце изложим синтетическую концепцию сновидений и работы с ними как продолжение концепции В.В. Козлова, В.В. Майкова и С.А. Парфентьева.

Синтетическая концепция сновидений

Прежде всего, определим понятие «сновидение» с точки зрения психологии. Сновидения – это непосредственное обращение к тем образам, символам и метафорам, а также состояниям, которые являются наиболее актуальными для выражения того, кем на данный момент является сновидец. Другими словами, это - выражение того, кем на данный момент является сновидец, и очень часто – дополнение к его сознательной установке сновидца, указание на то, с чем следует работать (хотя случается, что сновидение есть «просто» переживание, спонтанное исцеление, духовный опыт). К.Г. Юнг писал: «Я постепенно отказался от ассоциативного метода, слишком далеко уводящего от содержания сна, и предпочел сосредоточиться на самих сновидениях, считая, что они выражают некое сообщение, которое пытается передать подсознание». Как отмечают А. Минделл и Э. Минделл, «Сны - отражения состояний, которые пытаются прорваться в реальность».

Согласно С.А. Парфентьеву, «сновидение представляет собой естественный, заложенный в личность механизм внутренней психотерапии, в ходе которой происходит проработка стрессовых ситуаций и травматических событий, а целью является сохранение психоэмоционального баланса личности и уровня ее адаптированности».

В своем роде каждое сновидение (и, тем более, сновидческая реальность, как таковая) представляет собой путешествие вглубь духовно-психологической реальности с постоянным и все более глубоким (и одновременно высоким) проявлением логики бытия. В.В. Козлов и В.В. Майков отмечают: «Кэмпбелл считает, что каждый, кто ищет истинный смысл в жизни, должен проделать подобное путешествие как на психологическом, так и на духовном уровне и что структура этого путешествия зачастую спонтанно проявляется в сновидениях (Лаберж, 1996).

В своем роде каждое сновидение (и, тем более, сновидческая реальность, как таковая) представляет собой путешествие вглубь духовно-психологической реальности с постоянным и все более глубоким (и одновременно высоким) проявлением логики бытия. В.В. Козлов и В.В. Майков отмечают: «Кэмпбелл считает, что каждый, кто ищет истинный смысл в жизни, должен проделать подобное путешествие как на психологическом, так и на духовном уровне и что структура этого путешествия зачастую спонтанно проявляется в сновидениях (Лаберж, 1996).

В соответствии с синтетическим подходом, психолог, действуя в сновидческом поле, выступает в качестве «медиатора» (посредника), способствующего запуску естественного процесса диалога между сознанием и бессознательным (сверхсознательным) сновидца и пробуждения его трансцедентной функции, становлении его субъектом в собственной психической реальности. Данная работа помогает: а) активизировать и сделать насыщенным взаимодействие различных частей личности, преодолеть различные аспекты сопротивления процессу интеграции, достичь качественно нового состояния целостности; б) получить доступ к ранее неосознанными и (или) блокированным ресурсам; в) развить способность самостоятельно использовать диагностический, терапевтический и развивающий потенциал сновидений, в том числе, применять соответствующие навыки в целях социальной адаптации. В этом случае раскрываются закономерности, в соответствии с которыми, как отмечает В.В. Майков, «абсолютно каждый человек может иметь намного больший спектр переживаний, нежели он считает связанным с его жизнью».

На базе приведенных выше концептуальных основ, и, в значительной степени, опираясь на картографию психической реальности по С. Гроффу, мы выделяем следующие «измерения» (уровни) сновидений:

Психофизиологический – прямое (хотя и в области воображения) исполнение физиологических и иных желаний, а также переживание событий предыдущего дня или очень сильных впечатлений, их информационная обработка (сюда же мы относим и описываемое И.Н. Пигаревым «считывание» информации о состоянии внутренних органов). К этой же сфере относится и решение на бессознательном (подсознательном, сверхсознательном) уровнях тех или иных сложных задач, проявляющееся в виде конкретного результата в просоночном состоянии;

  • Влечений бессознательного и искаженного («символического») исполнения желаний в пространстве «эго» – «теневая» работа описанных З). Фрейдом и его последователями механизмов символического исполнения желаний, сгущения или конденсации (соединения различных образов в один), смещения (замены одних образов другими под влиянием «цензуры»), вторичной обработки (придание сновидению связности за счет некого «рационального» сюжета) и превращения мыслей в зрительные образы; 
  • Глубинных межличностных («объектных») отношений, - выражение на символическом уровне отношений, связанных с первичными привязанностями, сформированными во внутриутробном периоде, младенческом возрасте и раннем детстве, и конституирующими «я» сновидца; 
  • Субличностно-символический – прямое взаимодействие (диалог) между теми или иными частями личности (в некоторых случаях, находящихся в состоянии конфликта. В это «измерение» сновидец переходит, если обладает уже обладает внутренней способностью (хотя в зоне ближайшего развития) воспринимать свою психическую (психофизиологическую) реальность в качестве «целостности», соединяющей в себе разнообразные «комплексы» (как осознаваемые, так и неосознаваемые); 
  • Символический – восприятие те или иные дополняющих осознанную реальность сновидца универсальных символов (скажем, «дома», «цветка», «птицы») в том или ином контексте; ·
  • Символико-архетипический – восприятие заряженных архетипической энергией образов, способных задать вектор развития личности и трансформировать ее (сюда же входят и так называемые «исцеляющие сновидения»); ·
  • Трансперсональный (духовный) – непосредственное переживание духовного опыта высшего порядка, включая опыт трансценденции.

Еще раз отметим, что данные уровни, по сути дела, соответствуют картографии внутреннего пространства (уровням сознания) по С. Гроффу, а также в некоторых случаях могут «перемешиваться», сочетаться друг с другом, что соответствует предложенной нами совместно с А.А. Ломоносом и Н.В. Бобровой синтетической концепции личности.

Исходя вышеприведенных теоретических оснований, мы предлагаем базовый практический алгоритм работы со сновидением. Так как любое сновидение – это различного рода взаимодействие между субъектом и Другим, сознанием и запредельным (бессознательным), следует: а) определить ведущее измерение (ведущий уровень) конкретного сновидения («измерения» могут «взаимонакладываться») в системе координат личности сновидца и социальной ситуации его жизни; б) осмыслить значение появившихся в сновидении символов как с точки зрения универсально-архетипического подхода, так и в конкретном контексте; в) зафиксировать специфику диалога между сознанием и неосознанным или же блокировки такого диалога, возможную «односторонность» сновидения, те или иные попытки самообмана и т.д; г) предложить интерпретацию, снимающую барьеры самопознания, расширяющую пространство внутреннего диалога и духовного выбора, устранить «слепые пятна», проработать защитные механизмы; д) при необходимости предложить сновидцу вернуться в сновидение в самый напряженный его момент (например, в момент выхода из кошмара) и начать диалог, сохраняя, при этом, нравственные установки; е) встретиться с блокированным ранее, «противоположным» установке сознания содержанием психики и интегрировать его в целостность личности ё) зафиксировать, закрепить эту интеграцию после выхода из сновидения.

Очевидно, что следующим шагом является введение критериев адекватности интерпретации содержания сновидения, а также эффективности работы с его материалом. Наш опыт говорит о том, что толкование сновидения адекватно, а работа с ним – эффективна, при фиксации бóльшей части из нижеследующих явлений:

• «инсайт» (озарение);

• появление нового, ранее не осознаваемого психоэмоциального комплекса;

• появление сопротивления, вслед за которым проявляется психический материал, свидетельствующий в пользу толкования; • переживание внутренней целостности, чувство интегрированности;

• субъективное переживание нового уровня благополучия;

• образы (персонажи) сновидения ведут себя автономно в момент толкования и (или) при работе с материалом сновидения, кроме того:

• сновидец приобретает новые поведенческие возможности и (или) возможности в области психоэмоциональной саморегуляции (данный критерий является одним из основных (или даже основным) результатом процессы глубинной работы со сновидениями, как таковой;

• возникает новая, лично значимая серия сновидений.

Таким образом, следуя предложенной нами концепции, психолог, работая в пространстве сновидений, действует как посредник в запуске природного (естественного) процесса, каковым является сновидение, и помогает своему подопечному: а) наладить или обогатить диалог между различными частями собственной личности, зачастую преодолевая те или иные барьеры, для достижения нового уровня целостности; б) получить осознанный доступ к неосознаваемым ресурсам собственной личности; в) научиться лучше понимать себя и, что еще более важно, самостоятельно использовать диагностический, терапевтический и развивающий потенциал сновидений.

В целях подтверждения существования вышеизложенных закономерностей и эффективности соответствующего им алгоритма работы нами был проведен эксперимент, состоящий из двух этапов (хотя апробация и детализация данной концепции шла на протяжении многих лет).

Эксперимент-2023

В данном эксперименте, который прошел в 2023 году, приняло участие 29 человек (все женщины от 18 до 50 лет). Полностью эксперимент прошли 26 испытуемых (3 из них вышли из эксперимента на второй-третий день). Эксперимент продолжался 14 дней (с опцией дальнейшего сопровождения при желании участника). Соответствующий срок был определен на основе «базовой» продолжительности психотерапевтических «марафонов» в сфере трансперсонального подхода (несколько дней были добавлены из соображений психологической экологии и в качестве своеобразной «подушки безопасности»).

Цель эксперимента состояла в определении и фиксации эффекта синтетической концепции сновидений в развития личности и психологической психотерапии. Мы предположили, что данный потенциал является высоким, а сама концепция может быть рекомендована психотерапевтам и практическим психологам для применения в их профессиональной деятельности. Кроме того, на наш взгляд, синтетическая концепция сновидений может стать фактором развития общенаучной теории сновидений.

Участники эксперимента (пройдя предварительно процедуру добровольного информированного согласия) ежедневно высылали нам в электронной форме подробное описание своих сновидений (своего состояния) после пробуждения. В свою очередь мы предлагали им соответствующую интерпретацию, а также, при необходимости, рекомендацию по работе с материалом сновидений (согласно приведенному выше алгоритму).

Результативность работы оценивалась нами как с помощью качественного метода (самоотчета), так и посредством количественной методики («тест Спилбергера»). В количественном плане 13 из 24 участников эксперимента (54,1%) показали понижение как ситуативной, так и личностной тревожности (в 8 случаях (33.3%) мы зафиксировали резкое снижение уровня тревожности). Ситуативная тревожность снизилась у 20 испытуемых (83.3%), личностная - у 16 испытуемых (67.7%). Обратная ситуация возникала редко: ситуативная и личностная тревожность одновременно повысилась у 2 испытуемых (8.3%). В 3 случаях произошло снижение уровня ситуативной тревожности, тогда как личностная тревожность осталась на прежнем уровне; в одном случае возникла обратная ситуация.

Таким образом, мы можем констатировать, что с количественной точки зрения у 17 испытуемых (70.8%) в рамках эксперимента зафиксирована определенно позитивная психодинамика. В трети же случаев произошло резкое улучшение состояния испытуемого, оцениваемое по параметру тревожности. Отсюда следует, что применение «синтетического» алгоритма при работе с материалом сновидений явно сопрягается со снижением тревожности.

С нашей точки зрения такие серьезные изменения, связываемые испытуемыми в их самоотчетах именно с работой в ходе эксперимента, представляют собой серьезный результат.

При этом анализ стенограмм диалога с испытуемыми и их самоотчетов позволил нам сделать вывод о том, что в большинстве случаев содержательная психодинамика в ходе нашей работы состояла из следующих этапов: а) адаптационный этап, б) этап проявления и осознания материала сновидений (многие испытуемые до начала эксперимента считали, что сновидения им не снятся); в) «теневой» этап «разморозки» хаотических эмоций, связанных травматическим опытом и (или) внутренними конфликтам, отметим, что на данном этапе испытуемые, как правило, получили и ранее блокированный доступ к своим внутренним ресурсам; г) этап «кульминации», то есть повышения степени интенсивности негативных переживаний, а также приобретения способности выносить их за счет опоры на внутренние ресурсы, одновременно превращая хаотическую энергию в энергию созидания; в) интеграционный этап.

У некоторых испытуемых данные стадии циклически повторялись (по мере того, как происходило постепенное закрепление нового, созидательного опыта). И практически в каждом из рассматриваемых нами случаях осуществлялось естественное обучение диалогу с неосознанными частями собственной психики, сопряженное с восприятием насыщенных энергией образов (зачастую архетипических). В подавляющем большинстве (78%) случаев этот процесс сопровождался явными и фиксируемыми как с помощью теста Спилбергера, так и посредством самоотчетов, позитивными изменениями в самоощущении и поведении участников эксперимента.

Безусловно позитивную оценку экспериментальной работы в контексте своего состояния и (или) развития своей личности в рамках обратной связи дали 20 из 26 испытуемых (76,9%), нейтральную – 2 испытуемых (7,6%,) 2 испытуемых не прислали самоотчет. Противоречивый оценка опыта работы была дана 2 испытуемыми.

Итак, «эксперимент-23» (подробно описанный в нашей статье «Синтетическая концепция работы со сновидениями: апробация в области психологической психотерапии и развития личности»), показал, что системная работа с материалом собственных сновидений согласно «синтетическому» алгоритму действительно способна активизировать и большинстве случаев активизирует «внутренние задатки взаимодействия с неосознаваемой частью себя (с «Другим-в-себе»), внутреннего диалога, осознания себя, интеграции (исцеления как достижения целостности), развития и саморазвития», то есть способствует становлению личности субъектом бытия. 

Эксперимент-2024

Во время данного этапа исследования, проводимого на этот раз со студентами Института психологии РГПУ им А.И. Герцена, мы повторили предыдущий эксперимент, но на этот раз для оценки его результатов использовали авторскую анкету. Теперь в эксперименте принимали участие студенты (2 и 3 курсов), обучающиеся по различным программам бакалавриата в Институте психологии РГПУ им А.И. Герцена. В исследовании приняло участие 12 человек.

Мы вновь предложили испытуемым обратить внимание на свои сновидения, завести дневник сновидений и записывать туда свои впечатления после сна (даже если сновидения и не запомнились), а затем предполагали им вариант интерпретации сновидения согласно нашему алгоритму (определение «измерения» сновидения, обозначение его универсальной символики; предположение о возможном значения этой символики в контексте жизни сновидца, в ряде случае — нахождение «узловой точки» (основного места напряжения/сопротивления) в сновидении; также в ряде случаев — предложение вернуться в сновидение в его «узловом» моменте; и затем обратная связь и интеграция пережитого /осознанного/трансформирующего опыта).

Опишем закономерности, вновь проявляющиеся во время нашего повторного эксперимента по двум «осям»: «оси психодинамики» и «оси рефлексии».Правильная ссылка на статью: Богачев А.М. 

1) по «оси психодинамики»: этап регрессии в прошлое (подростковый возраст, ранее и детство), этап столкновения с неприемлемыми «теневыми» частями самого себя (нередко это — актуализация реального травматического опыта), этап принятия части (частей) себя, ранее контаминированных «тенью», этап интеграции. Данные этапы сменяют друг друга по «спирали», - при том, что интегративные процессы становятся все более выраженными, а хаотические переживания — все более выносимыми. По большому счету, здесь проявляются закономерности, описанные в различных концепциях личности и психотерапии: от классического психоанализа до теории объектных отношений, от аналитической психологии Юнга до трансперсональной психотерапии Гроффа и т. д.

2) что касается «оси рефлексии», то тут индивидуум совершает переход от состояния «объекта», на которого воздействуют те или иные процессы и фигуры сновидения, до осознанного восприятия сновидения как диалога с самим собой, а затем, во многих случаях, выходит в измерение субъектной «метарефлексии», то есть способности находиться в состоянии бодрствования и сновидения, на обоих полюсах внутреннего диалога и между ними одновременно.

В ряде случаев испытуемый активно погружался в работу со сновидениями, имеющую характер «инсайтов» и трансформирующих переживаний, но затем «насыщался» такой работой, достигнув определенного (то есть определяемого саморегулирующей функцией психики) уровня интеграции.

Отметим, что, безусловно, в контексте этой работы возникали явления переноса и контрпереноса (хотя бы уже в связи с тем, что интерпретации психолога первоначально воспринимались испытуемыми в качестве сообщений от «мана-личности», которая постепенно трансформировалась во внутреннюю фигуру Наблюдателя (субъекта)), и время от времени получали соответствующее толкование (хотя в данной статье мы не делаем акцент на этом, конечно же, очень важном факторе).

По завершению работы испытуемые ответили на вопросы разработанной нами анкеты. С количественной же точки зрения на этапе "эксперимента-2024" мы получили следующие результаты: 1) как «очень полезный» опыт оценили 6 (50%) испытуемых, как «полезный» - 5 (41%) испытуемых, как «до сих пор не понятно» - 1 (8%) испытуемый; 2) на вопрос «Помог ли этот опыт лучше понять сущность человеческой психики и сновидений, в частности?» ответ «Точно да» дали 7 (58%) испытуемых, «Скорее да» - 2 (12.6%) испытуемых, «Может быть» (12.6%) - 2 испытуемых, «Скорее нет» - 1 (8%) испытуемых; 3) На вопрос «Помог ли этот опыт Вашему профессиональному становлению?» «Точно да» дали ответ 2 (12.6%) испытуемых, «Скорее да», - 4 (33.3%) испытуемых, «Может быть», - 4 (33%) испытуемых, «Скорее нет», - 2 (12.56%) испытуемых.

Продолжение эксперимента и полный список используемой литературы смотрите тут

Материалы по теме