По возвращении из зон боевых действий российские солдаты часто имеют проблемы с алкоголем, не могут устроиться на работу, из-за чего связываются с криминальными структурами и оказываются в местах лишения свободы.
«С другом отмахивались от предложений криминальных структур, пытались сами предпринимательством заниматься. Но я в итоге все же с ними пообщался и получил в полтора года срок», — признался Евгений, старшина запаса и ветеран Чеченской кампании в интервью Ленте ру.
О подобном проявлении посттравматического синдрома писали в своих произведениях Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Френсис Скотт Фицджеральд.
Молодых людей, которые вернулись с Первой Мировой войны, но так и не смогли приспособиться к мирной жизни стали называть «потерянным поколением», подчеркивая бесперспективность их социального положения.
Сегодня, психологические истоки данного явления очевидны. Впервые о помощи людям с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) заговорили после войны во Въетнаме. Тогда в страну вернулось множество мужчин, которые потеряли товарищей, видели смерть и жестокость, пережили плен, получили физические увечья. После подобных ужасов, адаптироваться к повседневной жизни очень сложно. Их семьи разваливались, они начинали злоупотреблять алкоголем и наркотиками.
И хоть прошло много лет и также немало войн, однако свыкнуться с подобными событиями психике человека до сих пор не представляется возможным. Нужно понимать, что без разработки на государственном уровне систематизированной психотерапевтической помощи, массовое явление «потерянного поколения» может повториться.