Федеральное Собрание РФ, российский парламент, осуществляет представительную и законодательную власть. Государственная Дума, одна из двух палат Федерального Собрания, играет ключевую роль в законодательном процессе — именно сюда вносятся законопроекты. Однако далеко не каждая законодательная инициатива становится законом.
Статья 104 Конституции РФ определяет круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, и устанавливает порядок внесения законопроектов в Государственную Думу.
После поступления законопроекта в Государственную Думу он проходит несколько этапов. Подготовленный законопроект и сопутствующие материалы направляются Председателю Государственной Думы. Управление документационного обеспечения регистрирует законопроект в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота, присваивая ему регистрационный номер.
Одновременно в Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) создаётся электронная карта законопроекта, фиксирующая все этапы его прохождения, начиная с даты поступления и заканчивая одобрением (или отклонением). Это позволяет отслеживать движение законопроекта на каждом этапе.
Председатель Государственной Думы направляет поступившие документы в профильный комитет для проверки на соответствие требованиям, установленным в статье 104 Конституции РФ и статье 105 Регламента ГД.
Законопроект, прошедший проверку, передаётся в Совет Государственной Думы, в состав которого входят председатель Госдумы, его заместители и руководители фракций. Совет может вернуть законопроект, но в случае соответствия требованиям назначает ответственные комитеты и включает его в программу работы Госдумы.
Основная работа над законопроектом ведется в ответственном комитете с привлечением экспертов, представителей профессионального и научного сообществ. Создаются рабочие группы, проводятся парламентские слушания и круглые столы.
Завершающим этапом является рассмотрение законопроекта на пленарных заседаниях Государственной Думы, где он проходит три чтения.
Первое чтение
В первом чтении рассматривается концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость, дается оценка соответствия основных его положений Конституции. Обычно во время пленарного заседания с докладом выступает субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, или его представитель. С содокладом выступает представитель ответственного комитета.
Решение о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении оформляется соответствующим постановлением ГД. Если по итогам голосования предложение о принятии проекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Решение об отклонении законопроекта также оформляется соответствующим постановлением ГД. Отклоненный документ дальнейшему рассмотрению не подлежит.
Второе чтение
После того как ответственный комитет на заседании вновь обсудит документ и поступившие к нему поправки, приходит время второго чтения. На этом этапе законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок. Их ответственный комитет представляет в виде таблиц:
- таблица поправок, рекомендуемых к принятию и включенных в текст законопроекта;
- таблица поправок, рекомендуемых к отклонению;
- таблица поправок, по которым не было принято решений.
Принятый во втором чтении документ направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта. После этого проект закона вместе с заключением Правового управления Аппарата ГД представляется ответственным комитетом в Совет ГД. Тот включает его в проект порядка работы Государственной Думы для рассмотрения в третьем чтении.
В СМИ второе чтение часто называют основным — это связано с тем, что именно в этом чтении законопроект приобретает свой окончательный вид и обсуждается на пленарном заседании наиболее подробно.
Третье чтение
В третьем чтении законопроект принимается в целом — допустимы лишь редакционные уточнения. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении начинается с доклада представителя ответственного комитета. Перед голосованием допускаются выступления представителей фракций.
В исключительных случаях по требованию фракций председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.
Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом ГД и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.
Рассмотрение в Совете Федерации
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат:
- федеральные конституционные законы;
- законы о поправках в Конституцию;
- финансовые законы;
- законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ;
- законы, касающиеся войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.
Остальные законы, поступившие из Госдумы, Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать — это будет означать согласие с их принятием.
Подписание закона Президентом
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, и в течение 14 дней глава государства подписывает федеральный закон и обнародует его.
Если Президент в течение двух недель с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей от общего числа голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы), он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.
Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней с момента их подписания Президентом.
Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если самим документом не установлен другой срок.
Источник: пресс-служба Государственной Думы.