logo

Психотерапия в новейшую эру

14.06.2022 17:25
0
4551

Начавшийся выход из пандемии наполнил людей новыми надеждами

Психотерапия в новейшую эру

 

Виктор Викторович МакаровМакаров Виктор Викторович – Президент Азиатской Федерации Психотерапии, Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, Саморегулируемой организации Национальная Ассоциация"Союз психотерапевтов и психологов", вице-президент Всемирного Совета по психотерапии и заведующий кафедрой психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, д.м.н., профессор. Москва, Россия.

Для того, чтобы психотерапия выполняла свою социальную функцию и была успешной, важно добиться того, чтобы она немного опережала реальность. А мы, профессионалы в области психотерапии, были бы подготовлены к новым вызовам, выдвигаемым каждой новой реальностью.

В первые двадцать лет XXI века наш мир жил в основном в пространстве Нового времени и Традиционной эпохи. Одни страны жили по законам и обычаям Нового времени, другие же сохраняли верность веками устоявшимся традициям. В эти десятилетия мы наблюдали и стали изучать признаки проявления новой реальности, не укладывающейся в границы Традиционной эпохи и эпохи Нового времени. Мы дали ей условное название Новейшее Время или Новейшая Эпоха.

В ряде аспектов она связывается с процессами всеобъемлющей глобализации и цифровизации нашей жизни. Мы готовились к возможным последствиям этих процессов, и все же Новейшая Эпоха наступила неожиданно. Одиннадцатого марта 2020 года мир вступил в Новейшую Эпоху. Именно в этот день Всемирная организация здравоохранения объявила о том, что начавшаяся в Китае эпидемия новой коронавирусной инфекции Ковид-19 приняла характер пандемии.

При этом особое беспокойство органов здравоохранения по всему миру вызывал тот факт, что последствия перенесённой инфекции пагубно сказывались в том числе и на состоянии психического здоровья и психологического благополучия не менее одной трети людей, перенесших заболевание. Свою, ещё не до конца оценённую роль в этом явлении, сыграли и беспрецедентные ограничения свободы всех людей, как реакция государств на пандемию.

Прошло два года. И начавшийся выход из пандемии наполнил людей новыми надеждами. Но 24 февраля 2022 года началась специальная военная операция на Украине. На самом деле военное противостояние между Россией и Украиной длилось уже 8 лет. События, развернувшиеся после 24 февраля, вызвали всплеск небывалой антироссийской реакции со стороны государств Западного мира, компаний, организаций и граждан.

Эти события дали начало процессам, которые можно расценивать как своеобразную социальную революцию, положившую начало Новейшей эпохе, которую мы также называем Новейшим Временем. У этой эпохи много характеристик, которым посвящены наши исследования и публикации.

Назовём лишь главные из этих новых характеристик:

  • жизнь в пространстве, которое позволяет лучше адаптироваться к реальности;
  • многое постоянно и непредсказуемо меняется, стабильны только изменения, важны гибкость и умение приспособиться и адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни;
  • для человека, семьи, группы, общества в целом важно избегать апперцепции и экстраполяции, уметь держаться светлой стороны жизни, в любых условиях стараться сохранять оптимистическую установку, стремиться к переживанию счастья и постоянному пребыванию в пространстве счастья.

Традиционная эпоха это жизнь в мало меняющемся мире, где правят традиции, этика и мораль, накапливаются материальные ценности, сложилась устоявшаяся система мифов. А мифы, как известно, управляют людьми, семьями, государствами, всем обществом. В Новую Эпоху главным становятся достижения, результат, накопленное тратится на приобретение товаров и услуг. Формируется своя система мифов. В Новейшую Эпоху главным становится адаптация к постоянно меняющимся условиям жизни, готовность тратить ещё не заработанные средства, прошлое, настоящее и будущее неопределённы. Система мифов только складывается. Важны гедонистические мотивации жизни. И ещё ложь на уровне человека, семьи, государства в Традиционную Эпоху считалась недопустимым явлением. В Новое время порицалась. В Новейшую Эпоху это стало просто одной из технологий достижения поставленной цели и стало называться фейком.

Психотерапия – помогающая профессия. Мы осуществляем помощь нашим клиентам и пациентам вне зависимости от их пола, возраста, материального положения, вероисповедания, сексуальной ориентации, политических взглядов, состояния здоровья и других различий. Так, в первую волну пандемии Ковид-19 российские психотерапевты работали на амбулаторном приеме и в стационарах, в том числе в красной зоне. А на призыв Комитета по волонтерству Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги вызвались оказывать специализированную помощь 5 000 профессионалов. Во время второй волны оказывать волонтёрскую помощь проявили готовность дополнительно 2 000. Их работа была связана с риском как для здоровья, так и для жизни. К тому же она не оплачивалась.

С нашей точки зрения, практикующие психотерапевты по этическим соображениям должны избегать высказывать свои политические взгляды. Мы за мирное разрешение любых конфликтов. Военный конфликт на Украине привел как к нарастающему потоку беженцев с разными политическими взглядами, так и большому числу конфликтов в семьях. Ведь у нас много смешанных браков, и зачастую конфликты в семьях сегодня связаны с разными точками зрения на события на Украине.

Наша профессия требует от нас быть толерантными к проявлениям различных, даже самых крайних взглядов и точек зрения. Так захлестнувшие многие страны запада антироссийские настроения, порой доходящие до проявления откровенной национальной ненависти на уровне целых стран, организаций, на бытовом уровне, призывают нас быть максимально сдержанными и терпеливо разъяснять нашим оппонентам их заблуждения по отношению к русскому народу. Это процесс длительный и, как правило, занимает период, равный смене трех поколений. Ведь ненависть и вражду значительно легче посеять и разжечь, чем в последующем преодолеть.

И всё же, как бы ни развивались события, но помогать всем нуждающимся мы обязаны и будем согласно нашей клятве Российского врача, этическим кодексам наших национальных и международных организаций психотерапевтов. В этом и заключается суть социальной психотерапии.

Мы занимаемся социальной психотерапией с восьмидесятых годов прошлого века. Эта модель психотерапии формировалась в рамках Восточного тренда развития советской и российской психотерапии. Она легла в основу новой, широкой школы отечественной психотерапии.

Датой же рождения мировой социальной психотерапии можно считать лето 2002 года, когда на III Всемирном конгрессе по психотерапии в Вене президент Всемирного Совета по психотерапии, профессор Альфред Притц призвал психотерапевтов работать со всем обществом, а не только с человеком, семьей и группой. Наша Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига развивается, следуя этому призыву, для практической реализации которого и предназначена Социальная психотерапия. Она представляет собой одну из шести моделей психотерапии. В нашей стране она является третьей моделью, получившей развитие. Кроме неё развиты клиническая и психологическая модели. Социальная психотерапия – это психотерапия, удовлетворяющая социальные запросы человека, семьи, группы, общества в целом.

Приведём цитату из работы профессора Каткова А.Л. о социальной психотерапии: «В сфере профессиональной психотерапии новые реалии таковы, что темпы, масштабы распространения и тяжесть проявлений проблематики, с которой клиенты обращаются к специалистам-психотерапевтам (расстройства адаптации во всем их многообразии, химические и деструктивные психологические зависимости, расстройства личности, длительно текущие психосоматические и психические заболевания и пр.), в самые последние десятилетия приобретают характер деструктивных социальных эпидемий по всей видимости наиболее опасного и непредсказуемого феномена новейшего времени. Соответственно, если термин «социальная психотерапия» традиционно употреблялся применительно только лишь к определенным психотерапевтическим моделям, то мы предлагаем использовать данный термин для обозначения нового статуса профессиональной психотерапии, в полной мере отвечающего реалиям новейшего времени. Речь идет о кардинальном развороте профессии от эксклюзивных или «клубных» моделей с крайне ограниченным сектором взаимодействия с невротизированными клиентами к абсолютно новым концептуальным и организационным моделям «бытия» профессиональной психотерапии в современном мире. Что, в конечном итоге, должно приводить к полноценному охвату населения эффективной, дифференцированной психотерапевтической помощью» (2019).

В настоящее время мы выделяем 7 моделей психотерапии:

  • медицинскую,
  • психологическую,
  • педагогическую,
  • социальную,
  • философскую,
  • эзотерическую,
  • смешанную.

Новейшая Эпоха приводит к развитию всех моделей психотерапии и в первую очередь социальной. Этому во многом посвящен данный доклад.

Нами выделяется семь направлений психотерапии:

  • гипносуггестивное,
  • психоаналитическое,
  • экзистенциально-гуманистическое,
  • клиническое,
  • когнитивно-поведенческое,
  • эзотерическое,
  • интегративное.

В каждое направление входят по несколько модальностей (методов) психотерапии

Приведём их список:

  • Гипнотерапия
  • Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия
  • Полимодальная психотерапия®
  • Системная семейная психотерапия
  • Экзистенциальная психотерапия
  • Гештальт-терапия
  • Телесно-ориентированная психотерапия
  • Ресурсно-ориентированная системная психотерапия
  • Позитивная психотерапия
  • Символдрама
  • Трансперсональная психотерапия
  • Нейролингвистическая психотерапия
  • Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно
  • Психокатализ
  • Клиническая классическая психотерапия
  • Дианализ
  • Психодрама
  • Эмоционально-образная психотерапия
  • Психоорганический анализ
  • Транзактный анализ
  • Психотерапевтическая кинезиология
  • Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз
  • Перинатальная и репродуктивная психотерапия
  • Религиозно-ориентированная психотерапия
  • Музыкально-интегральная психотерапия
  • Клиническая психосоматическая психотерапия
  • Целебная творческая психолингвистика
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия
  • Клиент-центрированная психотерапия
  • Интегративно-диалоговая, когнитивно-ориентированная гипнотерапия (психотерапия)
  • Арт-терапия
  • Юнгианский анализ
  • Объединённое психоаналитическое направление в психотерапии в Лиге
  • Балинтовские группы
  • Интегративная детская психотерапия
  • Системная семейная психотерапия: восточная версия
  • Восточная версия транзактного анализа
  • Интегральное нейропрограммирование
  • Системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и клиентцентрированные расстановки®
  • Этический персонализм
  • Процессуально-ориентированная психология и психотерапия
  • Генеративная психотерапия
  • Восточная версия психосинтеза
  • Песочная терапия
  • Родологический метод консультирования
  • Групповой анализ
  • Поведенческая психотерапия
  • Ценностно-ориентированная психология и психотерапия
  • София анализ
  • Игропрактика в терапии и психологическом консультировании (кластер психотерапии)

Модальности, развиваясь самостоятельно, проделывают свой путь и уходят в историю. Лучшее из того, что содержат в себе модальности, может оставаться в интегративных методах. Можно предположить, что будущее интегративных методов состоит в том, что они будут объединяться, сливаться друг с другом, по сути, двигаясь в направлении единой психотерапии.

В Европейской Ассоциации Психотерапии сегодня признается 21 модальность, в Азиатской Федерации Психотерапии – 25 модальностей. Тогда как Всемирный Совет по Психотерапии признает 15 модальностей. Среди 50 модальностей, признанных в Российской Федерации есть заимствованные в Западной Европе и Северной Америке и все же большинство составляют отечественные модальности.

Кроме модальностей мы дополнительно выделяем кластеры психотерапии. Это объединение нескольких модальностей для решений задач в определённой области. Так развиваются кластеры: психотерапия боли, психотерапия психосоматических нарушений, игропрактик.

Четырёхчастная парадигма в психотерапии

Наша ежедневная практическая деятельность привела к осознанию, что двоичная (психофизическая) и троичная (биопсихосоциальная) парадигмы понимания человека больше не могут удовлетворить запросы нашей практики. Необходима, по крайней мере, ещё одна составляющая. Сегодня понятно, что эта составляющая – духовность. Понятно, что у каждого человека, каждого нашего клиента и пациента может преобладать одна из четырёх составляющих. Так у многих профессиональных спортсменов и артистов балета преобладает биологическая составляющая. У большинства людей преобладает психологическая и социальная составляющие. И у небольшой части ведущей является духовная составляющая.

Первая часть в этой парадигме – биологическая. В человеке она представлена телом. Тело требует внимания. За ним нужно ухаживать. Оно растёт, развивается, болеет, стареет. Окружающие видят контуры нашего тела и то, что мы готовы показать: голову и лицо, шею и руки. Тело является нашей визитной карточкой. Именно по внешности судят о человеке. Тело болеет. И далеко не все болезни тела ограничиваются самим телом. Есть психосоматические расстройства, есть социальные заболевания. Да и заболевания тела протекают в зависимости от состояния других составляющих четырёхчастной парадигмы. Они очень зависят от психологического благополучия и психического состояния. Социальное самочувствие человека также влияет на его тело. И, конечно, духовное состояние во многом определяет наше биологическое благополучие. Смертность нашего тела воспринимается в качестве единственного препятствия на пути к бессмертию.

Вторая часть парадигмы – психологическая. У человека есть психика. Мы традиционно воспринимаем её как продукт нашего мозга, хотя это не вполне доказано. В свою очередь мозг является самым сложным из всех известных объектов во Вселенной. И если этот самый сложный объект нарушен, то вернуть его в состояние нормы представляется очень сложной задачей. Психологическая составляющая отвечает за наше психическое здоровье и психологическое благополучие. Мы располагаем интеллектом и эмоциональным интеллектом. Ряд нарушений психологической составляющей проявляется через самочувствие нашего тела и его заболевания. Эти нарушения являются психосоматическими. И лечить важно, как телесную, так и психологическую составляющую.

Третья часть данной парадигмы – социальная. Мы живём в обществе. И если в первые годы жизни человек лишён возможности постоянного общения с другими людьми, то он не развивается как человек. Общество постоянно стимулирует, контролирует нас, порою навязывает свои правила. У каждого из нас складывается и развивается социальный интеллект. Есть социо-соматические расстройства и социо-психические.

Четвертая часть – духовная. Как и каждая из частей, она может быть по-разному развита. Наш духовный интеллект мы называем мудростью. Важно осознавать, что двоичная (психофизическая) и троичная (биопсихосоциальная) парадигмы понимания человека больше не могут удовлетворить запросы нашей практики. Конечно, люди с духовными запросами чаще обращаются к священнослужителям, а в нашей стране – ещё и к целителям, колдунам, шаманам. Только и к нам, психотерапевтам и консультантам люди с такими запросами обращаются всё чаще! Конечно, духовность – понятие и очень сложное, и очень субъективное. Однако в нашей специальности мы обречены иметь дело со сложными объектами и явлениями. Поскольку областью нашей непосредственной профессиональной деятельности является сложный и субъективный внутренний мир человека. Поэтому, желаем мы того или нет, мы призваны в работе с нашими клиентами и пациентами учитывать их духовные запросы и потребности, всё больше заниматься их духовностью.

В области представлений о духовности в течение многих тысячелетий накоплен огромный, необозримый объём информации. Это наследие многих тысяч мыслителей всех континентов, эпох и народов. Лучших умов всего мира. И, отдавая дань глобальности этого наследия, мы изучаем в нем в первую очередь то, что лежит в сфере наших профессиональных интересов. Нас интересуют психотерапевтические аспекты духовности, и, соприкасаясь с духовными аспектами запросов наших клиентов и пациентов, мы остаемся в границах нашей профессии – психотерапии.

Духовность, изучением и развитием которой мы занимаемся, относится к светскому гуманизму, включающему духовность русской и советской интеллигенции, представления великой русской философии, достижения великих мыслителей различных религиозных школ, конфессиональные представления великих религий, духовные традиции Востока, концепции психологии и психотерапии. Духовная личность понимает смысл своей жизни и смысл смерти. И принимает их без страха. Причём физическая, психологическая и социальная составляющие у такого человека развиты и находятся в гармонии как друг с другом, так и с высшей – духовной – составляющей личности. Духовность позволяет выйти за пределы ограничений, налагаемых параметрами других составляющих личности, например, физических – врождённые аномалии тела и физические увечья, даже сама принадлежность к определенному полу; психологических – неуверенности, страха, тревоги; социальных – стремления к власти любой ценой или автоматическому подчинению, неоправданной пассивности и других. Человек духовный руководствуется целостной системой представлений о мире и своём месте в мире. Человек с выраженным преобладаем иных уровней функционирования постоянно занят борьбой с дискомфортом, который приносит переживание неудовлетворенных потребностей. Отсюда все время такого человека посвящено удовлетворению потребностей или повышению уровня комфорта в своей жизни. И каждое повышение уровня комфорта приносит ему лишь краткосрочную радость приобретения.

Когда же мы видим нашу жизнь в её большой части или всю целиком, мы получаем удовольствие и радость не только от переживания физиологического комфорта удовлетворённого или подавленного желания, а от выполнения своей миссии, продвижении к поставленной цели. Физиологическое, психологическое и социальное удовлетворение гармонирует с духовным – это обеспечивает целостный подход к личности, семье, группе, обществу в целом.

Для каждой возрастной группы характерен свой ведущий духовный запрос. Так, чем старше граждане нашей страны, тем больше представлены их запросы в области духовности. В области духовности мы делаем лишь первые робкие шаги. Сегодня мы – ученики учеников, и путь наш будет длинным и, конечно, плодотворным.

Профессионалы в области психического здоровья и психологического благополучия относятся к помогающим профессиям. Это сложная, особая профессиональная деятельность, требующая настоящего призвания. Многие специалисты разочаровываются в своей трудовой деятельности, другие выгорают, третьи разрываются между выполнением своего профессионального долга и необходимостью, да и желанием достойной оплаты труда. Для успешной профессиональной деятельности важны три условия: профессиональный отбор, образование, создание условий для трудовой деятельности.

Специалисты в области психического здоровья и психологического благополучия больше подвержены профессиональному выгоранию, чем представители других профессий.

По нашим данным, частота встречаемости степеней «выгорания» статистически значимо различается в зависимости от специальности. Среди профессионалов с низкой степенью «выгорания» (0) преобладают психотерапевты. Наиболее распространена средняя (1) степень «выгорания» (36,7 %). Для данной степени наблюдается равномерное распределение по специальностям: 27,3% у психиатров, 29,9% у психотерапевтов, 19,5% у наркологов, 23,4% у психологов. Высокой степени «выгорания» (2) – более подвержены психиатры – 34,8 % и психологи – 30,4%. В крайне высокой степени (3) преобладают психиатры – 33,3% и наркологи – 37,5%.

Для психотерапевтов характерно снижение частоты встречаемости в отношении к более тяжелым степеням «выгорания»; в низкой (0) степени – 47,4%, в средней (1) степени – 40,4%, в высокой (2) степени – 10,5%, а в крайне высокой (3) – 1,8. У остальных обследованных категорий профессионалов наблюдается тенденция к росту числа профессионалов с низкой степенью (0) с последующим падением. Профилактика развития указанных синдромов во многом схожа. Она состоит в принятии на себя ответственности за свою работу, свой профессиональный результат и в делегировании части ответственности клиентам и пациентам. В умении не спешить и дать себе время для достижений в жизни и работе. В реалистической оценке своих возможностей и в умении проигрывать без самоунижения и бичевания. Ведь профессиональные спады и даже тупики – это естественные этапы профессионального развития каждого настоящего специалиста.

И еще, специалисту важно быть в профессиональном сообществе. Регулярно получать поддержку от этого сообщества – в том числе в форме участия в балинтовских, супервизорских группах, в личной терапии и обмене опытом, просто клубном общении с людьми своей профессии. По нашим данным, для сохранения и развития ментальной экологии психотерапевта оптимальным является ежегодное участие в двух декадниках повышения квалификации и обмена опытом.

Важно, чтобы учебная личная терапия предшествовала другим формам образования. Учебная терапия преследует ряд целей. Это познание границ собственной личности, своих возможностей. Понимание того, в связи с чем выбирается помогающая профессия. Формирование адекватного отношения к профессии. Понимание своих возможностей и миссии в профессии. Выявление, анализ и устранение личностных проблем, прежде всего – страха смерти. Часть личностных характеристик может способствовать будущей деятельности, другие важно адаптировать. Работа с самооценкой. С её повышением и, главное, её стабильностью, с удержанием самооценки на высоком уровне. Работа с настроением. Выработка умения выходить на нужный уровень настроения и поддерживать его в течение всего рабочего дня. Обучение поддержанию необходимого рабочего тонуса и быстрого восстановления рабочего тонуса при его потере. Учебная терапия позволяет усвоить традиции профессии, самостоятельно создавать свою профессиональную реальность, а не ориентироваться полностью на внешнего спасителя. Конечно, всё перечисленное ведёт к повышению качества жизни. Во время учебной терапии соискатель реально видит и понимает, как работают в практике избираемой им специальности.

И ещё одна, очень важная роль учебной личной терапии – допуск к обучению в области избранной специальности. В помогающих профессиях профессиональный отбор представлен лишь частично. Абитуриенты медицинских вузов должны представить справку от врача-психиатра об отсутствии психических расстройств и об отсутствии постановки на учёт в психиатрическом учреждении. Личная же терапия позволяет выявить не только психические расстройства, а также другие характеристики претендентов, затрудняющие или не позволяющие им эффективно работать в помогающих профессиях.

Личная, учебная терапия, предшествующая образованию, позволяет осуществить и профессиональный отбор кандидатов в помогающие специальности. Заключение учебного терапевта о завершении личной, учебной терапии, предшествующей образованию, является допуском к самому образованию. Минимальное число часов личной учебной терапии составляет 50 часов.

Понятно, что работа в области личной терапии не завершается на этапе, предшествующем обучению, а продолжается и в дальнейшем, во время обучения и на последипломном этапе.

В теоретической части обучения мы выделяем: общекультурный блок, обучение по профессии и обучение по специальности. В связи с тем, что наши обучающиеся уже имеют высшее образование, и мы занимаемся их дополнительным образованием в рамках непрерывного образования, мы больше сосредоточены на образовании по специальности. Здесь на первое место выступает теоретическая подготовка и, конечно, практические навыки в рамках избранной специальности. В нашу помогающую специальность – психотерапию – приходят специалисты с медицинским или психологическим образованием. Причём первые, исходя из программы базового образования, почти лишены каких-либо знаний и умений в области психотерапии, тогда как вторые такими знаниями и умениями располагают. Теоретическая часть обучения проводится в традиционном варианте. Читаются лекции, проводятся семинары и практические занятия. Кроме того, проводится много тренингов и мастер классов. В теоретическом блоке при подготовке психотерапевтов обычно около 800 учебных часов.

Особое значение в нашем образовании придаётся практике под супервизией. Определённую роль здесь будет играть участие в волонтерской деятельности. Такое участие поможет обучающимся набрать часть часов практики. Важно, чтобы большая часть практики проводилась в условиях, приближенных к будущей производственной деятельности обучающегося. Практика проводится под руководством опытных профессионалов и даёт возможность обучающимся увидеть и опробовать разные стили практической работы. Практика под супервизией – самый обширный раздел образования. Она составляет около 2000 часов. Это и понятно – ведь мы готовим профессионалов-практиков.

И, конечно, супервизионный процесс на всех этапах профессиональной деятельности является значимым для каждого психолога-консультанта, психотерапевта, тренера и специалиста других помогающих профессий. Это четвёртая составляющая образования. Важно, чтобы в супервизию будущий профессионал входил ещё на этапе обучения. Целью супервизии является повышение качества психотерапии, консультирования, тренингового или обучающего, коммуникативного процесса. Супервизия также является инструментом профилактики профессионального выгорания, эффективная форма обмена опытом, роста и поддержания профессионализма. Именно супервизионный процесс позволяет гармонично включать инновационные составляющие в повседневную практику профессионала.

Такова четырёхчастная модель подготовки профессионалов в области психического здоровья и психологического благополучия. Эта модель уже несколько десятилетий широко применяется в подготовке психотерапевтов. Уверен – она найдёт своё применение в подготовке и других профессионалов в области психического здоровья и психологического благополучья, других помогающих профессиях.

Важно постоянно учитывать, что сама психотерапия Новейшей Эпохи складывается из четырех составляющих – располагая своей теорией, практикой, являясь ремеслом и бизнесом. Этим четырём составляющим будет посвящен наш следующий доклад. Здесь же важно обратить внимание на то, что мы охотно сотрудничаем с другими помогающими специальностями, другими профессиями. И вместе с тем, психотерапия Новейшей Эпохи располагает своими границами, которые важно защищать. Ведь десятки родственных нам специальностей заимствуют идеи и технологии психотерапии и используют их далеко не всегда квалифицированно. Что может вести к компрометации всей психотерапии. Наше отличие состоит в том, что мы являемся научной специальностью, объединены в профессиональные организации, обучаемся и постоянно повышаем свою квалификацию в четырёхчастной парадигме: теория, практика, личная терапия и супервизия.

Теперь немного о регулировании психотерапии. В Европе психотерапия выделилась в отдельную специальность. И в ряде стран есть законодательства, регулирующие психотерапию. В США психотерапией занимаются психологи и социальные работники. И нет специальных законодательств, регулирующих психотерапию. В нашей стране также нет законодательного регулирования психотерапии. Так же как нет обязательного участия в работе профессиональных общественных организаций психотерапевтов. Вместе с тем в 1997 году была учреждена Профессиональная психотерапевтическая лига.

В Общероссийской профессиональной психотерапевтической Лиге 80 активно действующих отделений. В Центральном Совете 12 комитетов и 10 штатных сотрудников. Под зонтиком нашей организации находится от 62 809 до 64 864 специалистов. (Данные собраны за 2018-2019 гг.). В нашей организации каждый день 365 дней в году происходят важные и знаковые события. В дополнении к этой организации в 2014 году нами создана Национальная Ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов» – единственная в стране организация, занимающаяся саморегулированием в области психотерапии и психологии. Теперь мы имеем возможность развивать психотерапию как саморегулируемую профессию. А психотерапия в связи с её необозримостью и очень большой изменчивостью прямо создана для саморегуляции.

Сегодня мы совершенно уверены в том, что наша страна – один из мировых центров развития психотерапии.

Уважаемые коллеги! Впереди у нас огромная работа каждого нашего дня и всей нашей жизни. И мы с оптимизмом смотрим в наше будущее! Его мы теперь создаём сами!

Читать статью на английском English translation Makarov Victor Psychotherapy in the Modern Era

Материалы по теме