logo

Как "Дюймовочка" помогает женщинам обрести себя

26.12.2023 16:54
0
3628

Психолог Анна Денисова о женской инициации на примере сказки Г.Х. Андерсена "Дюймовочка"

Как

Архетип Анимуса и его влияние на женскую инициацию (на примере анализа сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»)

Сказки Ганса Христиана Андерсена таят в себе особое очарование. Они являются носителями очень важной и нужной для каждого ребенка информации о взрослении, адаптации к объективному миру, важных психологических процессах, которые сопровождают этап вхождения человека в самостоятельную жизнь. Через образы и символы сказки ребенок имеет возможность постичь на уровне бессознательного ту информацию, к которой сознание будет готово только спустя многие годы. Каждая из этих сказок — это не просто хранилище информации, это целая библиотека таких необходимых ребенку знаний о жизни.

Сказка «Дюймовочка» с точки зрения ее архетипического содержания многослойна и многоаспектна. В этом она похожа на лучшие народные сказки, которые передавались из поколения в поколение в течение столетий, и где бережно при этом сохранялось каждое слово.

Сказка начинается с того, что одна одинокая женщина захотела ребенка, и не знала, где его взять. При этом упоминания о мужчине нет совсем. Мотив чудесного зачатия очень распространен для народных сказок разных культур. Так, в русских народных волшебных сказках тема чудесного зачатия встречается довольно часто. Появление детей обычно происходит одним из трех способов: чудесное зачатие, творение ребенка из природных материалов (снег, глина, тесто, дерево и др.) или его появление из отсеченной части тела взрослого человека. При этом чаще всего роль мужчины в этом процессе активна. В данной же сказке с первых строк повествования внимание читателя акцентируется на его отсутствии: «Жила-была женщина: очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять?».

В итоге она обратилась к старой колдунье, которая дала ей ячменное зернышко. Когда женщина посадила его в цветочный горшок, из этого зернышка вырос красивый цветок, похожий на тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты. И только когда женщина, залюбовавшись его красотой, поцеловала его, цветок распустился и внутри его оказалась крошечная девочка. В сказках народов мира часто встречается мотив оплодотворения через поцелуй. Но в сказке Г.Х. Андерсена поцелуй, скорее, олицетворяет акт рождения. Причем рождение девочки с участием женщин (колдунья – тоже женщина), без мужского начала. Таким образом, с самого начала повествования автор показывает, что речь пойдет о рождении и трансформации настоящей женственности и особом значении в этом процессе мужского начала (Анимуса).

Поэтому, только появившись на свет, Дюймовочка попадает в водоворот событий, которые обеспечивают ей постепенное знакомство с различными аспектами своего глубинного мужского архетипа – Анимуса. Взаимодействие со  своим Анимусом, в свою очередь, обеспечивает ей взросление и женскую инициацию. Конечно, у сказки так же, как у сновидения, всегда есть несколько линий повествования.

ДюймовочкаИ так же, как у сна, есть манифестное и латентное содержание. Самой простой и очевидной интерпретацией этой истории маленькой девочки была бы линия психологической травмы детства, в котором не было образа отца, и связанный с обстоятельством садо-мазохистический характер юной героини, который раскрывается через символический «парад женихов» - примитивного сына жабы, обесценивающего ее майского жука, жадного крота. Дюймовочка пассивна, чересчур терпелива, легко соглашается с обесцениванием своей личности и не способна на защиту своих границ. Как будто бы Дюймовочка – это образ классической жертвы, не способной бороться с обстоятельствами, но всегда готовой пострадать. К тому же, у нее ярко проявляются садистические черты. Например, она легко отправила на верную смерть мотылька, который был привлечен красотой Дюймовочки. Она привязала его своим поясом к листку, на котором уплывала от жабы, чтобы листок двигался быстрее. А когда майский жук подхватил ее и унес на дерево, Дюймовочке было очень «жаль хорошенького мотылечка», но она ничего не сделала, чтобы освободить его от пут, которыми сама же его и наградила. Но в ней есть и истинная, природная доброта. Благодаря ей и своему терпению она выхаживает ласточку, возвращая ее к жизни. И логичным в этой концепции выглядит счастливое завершение сказки – героиня получает заслуженную награду за свои страдания. Эта награда – король эльфов, с которым у нее состоялась свадьба.

Таково манифестное, поверхностное содержание символических событий сказки. Очевидным является и воспевание этической ценности доброты, женственности и бескорыстия как человеческих качеств. Но сказка не была бы сказкой, если была бы «однослойной». Было бы странно воспринимать буквально ситуации с потенциальным замужеством юной героини - маленькой девочки, которая совсем недавно появилась на свет. Но если за событием видеть символ, то можно понять, что брак – это образ целостности, соединение двух начал (мужского и женского) воедино.

Если обратиться к более глубинной интерпретации сказки, то, возможно, стоит обратить внимание на роль жертвы и значение ответственности за выбор такой роли. Дюймовочка пассивна, безвольна, плывет по течению – выбор мужа все время кто-то совершает за нее. Сепарация от матери, парад женихов, поиск и обретение своего места в жизни, инициация – все это ярко представлено в символической форме в сказке и представляет собой второй, более глубокий смысловой слой.

Есть и третий, самый глубинный слой – архетипический. Рождение женственности происходит через знакомство с Анимусом и проработку его теневых, разрушительных сторон. Анимус – это мужчина внутри женщины, со всеми психологическими аспектами, и положительными, и отрицательными. В сказке негативные стороны Анимуса представлены образами женихов. Сын жабы, жук, крот – каждый по-своему высвечивает определенные аспекты бессознательного, которые есть в личности. Увидеть в себе эти качества и принять их очень важно. Ведь именно процесс познания и принятия их внутри себя позволит личности не попасть под их разрушительное влияние в реальной жизни.

Именно так и поступает Дюймовочка. Ее безвольное и безропотное подчинение судьбе при взаимодействии со всеми женихами на первый взгляд выглядит как проявление жертвенности и мазохизма. Но если смотреть на эти встречи как на знакомство и взаимодействие личности девушки с непознанными сторонами своего Анимуса, то на деле эти акты смирения есть способность принимать в себе его негативные аспекты. Сын жабы представляет собой голое средоточие инстинктов, примитивной жизни, бездуховности. Жук – зависимость от мнения окружающих. А крот – жадность, скупость, отсутствие света в душе, приоритет материального над духовным. Встречи Дюймовочки с этими персонажами олицетворяют рождение ее андрогинности в психологическом смысле и обретение целостности. Процесс индивидуации – это всегда цепь конфронтаций, диалогов с миром и глубинными аспектами себя и коллективного бессознательного (архетипами) одновременно. В результате этих конфронтаций и диалогов с негативными сторонами Анимуса у эго есть возможность отделить их от себя, не давая им возможности влиять на реальную жизнь. Если этого не сделать, они могут стать частью личности и представлять собой разрушительные, деструктивные установки. Эти неосознаваемые женщиной установки способны, например, препятствовать браку своих детей или способствовать болезни мужа, привлекать возможность несчастного случая или даже смерти. (Садистические тенденции в личности Дюймовочки Андерсен показывает на примере с мотыльком).Негативные аспекты Анимуса могут разрушать не только других, но и себя. Например, через стойкие тенденции к самообесцениванию и самоуничижению (Дюймовочка не согласилась на первое предложение ласточки улететь вместе с ней в теплые края из-за жалости к мыши). Такие тенденции негативного Анимуса – это очень глубоко скрытая форма разрушения, которая практически не осознается личностью по причине своей недоступности в обычной жизни для осознания.

Негативный Анимус дружен с Танатосом, и основной посыл его – «не живи!». В отличие от позитивного аспекта Анимуса, который пользуется энергией либидо (энергией жизни), и выражается в различных видах творчества, негативный Анимус для осуществления своих целей использует энергию мортидо (энергию разрушения, или смерти). Эго становится одержимо негативными аспектами Анимуса, который разрушает не только женственность в ее лучшем выражении в женщине, но и само женское начало.

Эго начинает отождествлять себя с негативным Анимусом, теряет способность отделиться от зла и объективно взглянуть на себя и ситуацию. Бессознательное «захватывает» эго, и затем всю личность. При этом человек может делать вещи, которые не соответствуют его истинной природе, но не осознает это.

Но есть и другой путь взаимодействия со своим Анимусом. Это путь содружества, когда Анимус превращается в надежного жизненного спутника, защитника, творческого проводника. В этом случае он являет женщине и миру свой позитивный аспект. Этот вариант возможен только в том случае, если женщина осознает и принимает все аспекты своего Анимуса. Хорошо знает его негативные стороны, и может опираться на позитивные.

В благодарность за признание, Анимус награждает женщину такими мужскими чертами, как социальная активность, смелость, объективность, способности к организации и планированию, ораторское мастерство, духовная мудрость, творчество.

Психологический андрогин рождается в результате танца между Анимой и Анимусом (женским и мужским началами). Как мужчине необходимо познать сущность своей Анимы, так и женщине – исследовать особенности своего Анимуса, осознать все его негативные стороны, чтобы не дать им проявиться, и начать сотрудничать с позитивным аспектом Анимуса. Этот танец – и есть путь индивидуации, результатом которой является обретение целостности.

Сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» удивительно легко, красиво, с помощью простых и понятных образов раскрывает нам необходимость этого пути для каждой женщины, которая хочет стать счастливой. Это необходимое и достаточное условие обретения подлинной женственности, целостности, гармонии.

Взаимодействие с потенциальными женихами дает возможность Дюймовочке глубже познакомиться с самой собой, принять негативные черты Анимуса, вступить в творческий союз с позитивным Анимусом, обрести свое место в жизни, обрести целостность и гармонию.

Благодаря сыну жабы она смогла увидеть свою инстинктивную жизнь. Жук высветил зависимость от социального мнения и окружения, а крот открыл в ней склонность к скаредности и скупости. Всплыв на поверхность сознания, эти качества стали доступны для изменения. Доброта Дюймовочки, которая спасает Ласточку, акцентировала ее внимание на истинных ценностях жизни. Живая птица – символ свободной души. Спасая ласточку, Дюймовочка фактически спасает свою душу. И тогда становится возможной встреча с королем эльфов, который становится ее мужем. Дюймовочка является равной среди равных, где никто не удивляется ее внешнему виду и маленькому росту. И даже получает новое имя – Майя. В греческой мифологии существует богиня с таким именем, одна из плеяд. В переводе с греческого это имя означает – кормилица, богиня плодородия, матушка. На санскрите это имя переводится как волшебство. С бразильского - как «мать», а в индуизме является альтернативным именем богини Лакшми.

За простым и непритязательным содержанием сказки скрывается целая философия женского взросления. Путь инициации, раскрытия женственности, материнства, целостности и гармонии через обретение психологической андрогинности.

Путь обретения себя и своего места в жизни. Только познав во взаимодействии с архетипами бессознательного негативный аспект своего Анимуса, женщина может поставить на службу своей счастливой жизни его положительную сторону. Она не допускает таким образом влияния разрушительной силы Анимуса, и трансформирует эту силу в созидательное проявление.

Статья подготовлена по материалам автора:

Денисова Анна Ивановна - Клинический психолог, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, кандидат психологических наук, аккредитованный специалист в области полимодальной психотерапии, аккредитованный личный терапевт, обучающий личный терапевт для психологов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий, аккредитованный супервизор, автор книг, статей и метафорических карт.

Материалы по теме