logo

Борьба с травлей

29.05.2023 01:26
0
2815

Психолог Маргарита Сенникова проанализировала феномен буллинга и кибербуллинга

Борьба с травлей

Тема буллинга и кибербуллинга в наше время приобрела особое значение. Только за последние 2-3 года, среди множества обращений по вопросам трудностей обучения, внутрисемейных конфликтов, ухудшения психологического и психического состояния детей и подростков, все чаще стала звучать тема психологического давления, насилия и травли во всем ее многообразии.

Психолог, член Экспертной Коллегии СРО «Национальная Ассоциация «Союз психологов и психотерапевтов» Сенникова Маргарита специально для Информационного объединения "Эра" подготовила статью "Теоретико-практический анализ феномена буллинга и кибербуллинга".

Психолог Сенникова Маргарита НиколаевнаСкачок в развитии цифровых технологий задали новый виток легкодоступности в построении коммуникации, которое включает в себя не только задачи налаживания контактов и связей, но и их использование для выражения своих негативных тенденций, деструктивного самоутверждения, компенсатороного поведения (своего рода, отыгрыша). А зачастую просто для веселья «т.к. ничего за это не будет, не поймают»

Сущность и содержание. Понятие буллинга (травли), в который входит кибербуллинг, возникло в 1990-е гг. применительно к агрессии в школьных коллективах. Под буллингом понимается преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы (D. Olweus). В теории и практике данный феномен исследуется через призму психолого-педагогической, социальной и юридической психологии, а также девиантологии.

К. Юдес определяет кибербуллинг как враждебное и умышленное поведение, связанное с межличностным насилием, повторяющимся с течением времени и реализуемым с использованием коммуникационных технологий (чат или обмен мгновенными сообщениями, вебсайты, онлайн игры и т. д.), против сверстников, не способных себя в полной мере защитить.

Данные феномены рассматриваются в рамках исследования агрессии (Д.А. Болдырев, И.А. Веневская, В.А Внебрачных, Г.В. Солдатова, С.Н. Ениколопов, М.Е. Позднякова); межличностных отношений, конфликтов и социометрического статуса в образовательной среде (В.С. Бороздина); девиантного поведения, в широком смысле, а также суицидального и саморазрушающего поведения, как его подвидов (Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг); стигматизации (И.Б. Бовина, С.Л. Богомаз); виктимности, которая определяется как психологическое расстройство, причиной которого является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии (И.Г. Малкина-Пых, Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий); интернет-коммуникаций в социальных сетях (Ю.М. Баранова, Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, Д.В. Грибанов, П. Вильсон, А.Е. Жичкина, М.Ю. Сорокина, В.А. Чумакова, П. Форман).

В России в 2019 г. было отмечено, что около 70% молодых пользователей страдают от интернет-травли, а 44,3% используют кибербуллинг против других людей (К.Д. Хломов, Д.Г. Давыдов, А.А. Бочавер).

В исследовании АА. Реан А.А. говорится о 26,2% старших школьников, имевших опыт кибержертвы, и 26,8% школьников, которые сами инициировали агрессивную коммуникацию в Интернете. По мнению А.А. Вихмана ситуация вынужденного дистанционного образования и другие последствия пандемии коронавируса COVID-2019 лишь увеличили этот и так без того высокий уровень распространения феномена.

Кибербуллинг (виртуальный террор), преобладает в подростковой среде. По наблюдению психологов из Британии, мальчики и девочки пользуются разными формами буллинга. Они утверждаю, что со стороны девочек буллинг более опасен, нежели со стороны мальчиков. Н.В. Ктотова, описывает исследования V. Besag, которая проводила мониторинг поведения среди 11-летних выпускников начальной школы на протяжении 1,5 года и обнаружила, что, если мальчики, избирая какого-то ребенка "козлом отпущения", демонстрируют только лишь свое физическое превосходство, то девочки, против своих жертв разворачивают настоящую психологическую войну.

По результатам исследования, проведенного D. Olweus, травля в Интернете редко бывает отдельно взятым феноменом, чаще всего она выступает как продолжение «очного» буллинга, т.е. среди учащихся, подвергшихся кибератакам, 88% вовлечены в традиционные издевательства со стороны своих сверстников и одноклассников.

Кибербуллинг целесообразно рассматривать с учетом временной перспективы. Это всегда серия регулярных действий, нацеленных на унижение и причинение психологического (иногда и физического) вреда. Именно совокупность разнородных деяний, осуществляемых систематически на протяжении некоторого времени, и представляет собой кибербуллинг. Часто «взрослый мир» уделяет этому недостаточное внимание, т.к. каждое, взятое по отдельности действие воспринимается как «нормотипичные конфликты» или «полигон для развития навыков по выходу из конфликтов». Это ошибочный, вредоносный подход, кибербуллинг (или травля в целом) НЕ является КОНФЛИКТОМ, это АТАКА на личность.

Классификация и маркеры. Буллинг принято разделять на физический (умышленное нанесение телесных повреждения) и психологический. Психологический буллинг – это насилие, которое связанно с давлением на психологическое и психическое состояние, умышленное причинение вреда.

К психологическому буллингу можно также отнести: вербальный буллинг, где главным оружием служит голос (например, это слухи, высказывания, которые являются обидными для жертвы); обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении); запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо); изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом); вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть); повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы) (В.С. Бороздина).

Существует специальная терминология, присущая подростковой среде и используемая подростками при коммуникации. К таковым относятся: троллинг (форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации); флейминг («спор ради спора», обмен сообщениями в местах многопользовательского сетевого общения), кибербуллинг, секстиг (пересылка личных фотографий, сообщений интимного содержания посредством современных средств связи), хеппислепинг (сравнительно недавно появившаяся форма кибербуллинга, характеризующаяся снятием видеороликов, на которых агрессоры избивают жертву или издеваются над ней, а затем «заливают» ролики в Интернет, разумеется, без согласия пострадавшего человека) и другое.

Кибербуллинг в большинстве своем рассматривают через призму исследования агрессии в подростковой среде и в виртуальном пространстве под этим понимается коммуникация агрессивного, издевательского и оскорбительного характера, с нарушением этики сетевого взаимодействия (Р.А. Внебрачных).

Кибербуллинг чаще всего проявляется в виде:

- сообщений, содержащих оскорбления, запугивания;

- распространения заведомо ложной (или искаженной) информации в сети и мессенджерах;

- распространения фотографий личного (интимного) характера без разрешения, в том числе с использованием современных компьютерных программ для подмены (photoshop, faceapp и т.п.);

- провокации, предложения принять участия в деструктивных (порочащих честь, в том числе сексуального характера) или опасных мероприятиях или предложения делать это одному, но с видеофиксацией и последующей ее предоставлением в качестве доказательства.

Предикторы возникновения. Примерно начиная с 2010-х годов было проведено достаточное количество исследований, направленных на выявление предикторов традиционного буллинга. В работах Д. Патчина и С. Хиндуды, Р. Ковальски, М. Ван Гила и других авторов представлены метаанализы, в результате которых был определен ряд личностных качеств-предикторов буллинга (Big Fife personality): экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, нейротизм и открытость опыту. Т.е. подросток, который более доброжелателен и открыт к межличностному взаимодействию, он добросовестен, активен и открыт к познанию и получению нового опыта, эмоционально устойчив, спокоен и верен в себе, имеет значительно меньший риск попадания в одну из ролей, роль жертвы или агрессора.

Последствия. Провокации, агрессивные нападки, унижения могут иметь тяжелые последствия для жертвы, от негативных эмоциональных реакций до психических расстройств и даже суицида, когда подросток не выдерживает эмоциональных нагрузок и не может справиться со сложившейся ситуацией. (Chibbaro J.S., 2007; Kowalski R.M., Limber S.P., 2011; Slonje R., Smith, P. K., 2008; Walrave M., Heirman W., 2011.

Проведенный опрос в Великобритании показал, что 41% школьников чувствуют себя подавленными после того, как стали жертвами кибератак, 26% испытывают чувство одиночества и беспомощности, 18% сообщили о суицидальных мыслях, 21% стали реже посещать школу и 25% закрыли свои учетные записи в социальных сетях в результате кибер-преследования. Среди основных последствий кибербуллинга называют суицидальное поведение, развитие депрессивных и тревожных состояний, самоповреждающее поведение (self-harm), использование психоактивных веществ, психосоматическую симптоматику (Е.Г. Ефимов, A. John, E. Chang).

Стоит отметить, что ситуация буллинга негативно отражается не только на жертве, но и на «агрессоров», то есть, если проявление агрессии оказалось эффективным, то за подростком может закрепится данное поведение, как стиль общения в дальнейшем. (Н.В. Ктотова).

Литература для углубленного изучения по теме:

  1. Ефимова, Т.В. Интернет и подростковая агрессивность: грани проблемы [Электронный ресурс] / Т.В. Ефимова, А.Г. Береснева // СИСП. - 2016. - №8 (64). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-i-podrostkovayaagressivnost-grani-problemy
  2. Позднякова, М.Е. Девиантное поведение и интернет (опыт социологического анализа) : сб. науч. ст. / Под ред. М.Е. Поздняковой и Л.В. Карнаушенко. – Москва : Институт социологии РАН, 2008. — 184 с.
  3. Специфика агрессии в Интернет-среде / С.Н. Ениколопов, Ю.М. Кузнецова, Н.П. Цибульский, Н.В. Чудова // Психологический журнал. – 2006. - № 6. - С. 19-42.
  4. Сборник тезисов участников научно-практической интернетконференции по юридической психологии (21-24 мая 2018 года). – М.: МГППУ, 2018. – 252 с.
  5. Bullying and Cyberbullying: Their Legal Status and Use in Psychological Assessment. / M. Samara, V. Burbge, A. El Asam, M. Foody, P.K. Smith, H. Morsi // Int. J. Environ. Res. Public Health. – 2017. – 14. – 1449 p.
  6. Olweus D. Bullying at school: What we know and what we can do? Oxford, UK; Malden, Mass.: Blackwell, 1993. 140 p.
  7. Patchin J.W., Hinduja S. Bullying Beyond the Schoolyard: Preventing and Responding to Cyberbullying. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2015.

Статья подготовлена по материалам автора:

Сенникова Маргарита Николаевна - психолог ГБУ г. Москвы Центр «Сказка, филиал «Бригантина», психодраматист (МИГИП), генеральный менеджер модальности «Психодрама» Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, член Экспертной Коллегии СРО «Национальная Ассоциация «Союз психологов и психотерапевтов» (эксперт в области профилактики деструкций среди молодежи), действительный член и межрегиональный преподаватель (ОППЛ), член КДН и ЗП г. Москвы, преподаватель-исследователь (МГОУ).

Материалы по теме