logo

Справиться с травлей вместе!

03.04.2023 11:01
0
3504

30 марта 2023 года в Рязани прошел I Всероссийский форум "Развитие медиации как формы профилактики буллинга и киберагрессии в образовательной среде"

Антибуллинговый форум в Рязани

Тема профилактики буллинга и киберагрессии все больше выносится на широкое обсуждение профессионалов в области психологии и психотерапии. И это не может не радовать, ведь проблема школьной травли в современном мире приобретает особо острый характер и безусловно является актуальной, нуждается в активном обсуждении специалистами. Статистика по этому вопросу неушительна: так каждый второй подросток в России, по последним данным, подвергался той или иной форме буллинга. 

С психологической точки зрения, проявление деструктивных и асоциальных наклонностей в детской и подростковой среде обусловлена, в первую очередь, нарушением коммуникации межличностных связей. Помимо этого, девиантное поведение детей  может быть связано с отсутствием эффективных механизмов контроля и воспитания в образовательной среде. Однако работать необходимо в различных подходах, как со школой, так и с семьей.  Важно отметить, что любая проблема решаема, главное лишь правильно использовать эффективные технологии, которые способствовали бы предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций в образовательной среде. 

30 марта 2023 года в Рязанском институте развития образования прошел I Всероссийский форум "Развитие медиации как формы профилактики буллинга и киберагрессии в образовательной среде". Медиация как технология альтернативного урегулирования спора помогает найти сторонам точки результативного взаимодействия, что в свою очередь является эффективным средством профилактики буллинга в образовательной среде.

Председатель Национальной экпертной коллегии СРО Национальная Ассоциация "Союз психотерапевтов и психологов" Топорков Артем Иванович выступил соорганизатором форума. Артем Иванович подробно рассказал Информационному объединению "Эра" о том, как прошел I Всероссийский форум. 

В связи с актуальностью темы буллинга, ощутима потребность в создании эффективной коммуникативной среды, с помощью ресурсов общественных, государственных структур и других институтов для совершенствования системы межведомственного взаимодействия и создания единого информационного и реабилитационного поля при работе специалистов различных ведомств по профилактике буллинга, киберагрессии и деструктивных проявлений в образовательной среде.  В этом смысле, консолидация профессионального сообщества семейных и школьных медиаторов, психологов по вопросам внедрения медиативных технологий могла бы помочь осуществлению своевременной работы с травлей.

Среди целей форума, также выделяются такие направления деятельности как обобщение лучших практик использования медиации и восстановительных технологий при разрешении конфликтов среди несовершеннолетних, так и создание информационной платформы для обмена инновационным опытом профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде.

Модератором форума выступила:

Потапова Марина Геннадьевна - к.псх.н., доцент, психолог-консультант, медиатор, член Комитета по экспертной деятельности психологов и психотерапевтов Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, директор Центра социально-психологической помощи «Доверие» управления по организационно-воспитательной работе ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет».

Тематика заявленных докладов экспертов - психологов, психотерапевтов - отвечают целям форума:

  1. «Конфликтные дети и подростки. Условия формирования деструктивного поведения в конфликтной среде» - Рожкова Анастасия Викторовна, педагог-психолог, детский и семейный психолог, преподаватель ВО, вице-президент Ассоциации «Экспертное сообщество социальных инициатив», член Комитета по экспертной деятельности психологов и психотерапевтов Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, эксперт АНО «Национальный центр психологической помощи и медиации, судебных экспертиз и иных исследований «Альтернатива», Астрахань;
  2. «Вторичная профилактика травли в школьной среде. Трехмерная практико-ориентированная система помощи» - Сенникова Маргарита Николаевна, преподаватель-исследователь, психолог ГБУ г. Москвы Центр «Сказка, филиал «Бригантина», член Экспертной Коллегии СРО Национальная Ассоциация «Союз психологов и психотерапевтов», действительный член и межрегиональный преподаватель Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, член КДН и ЗП г. Москвы;
  3. «Медиация в семейном конфликте. Проблемы внедрения медиативных практик» - Загородняя Татьяна Николаевна, уполномоченный по правам ребёнка в Саратовской области;
  4. «Технология системной семейной медиации как арсенал инструментов для работы специалистов по профилактике буллинга и киберагрессии в образовательной среде» - Лаврова Нина Михайловна, профессор РАЕ, руководитель комитета медиации Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, заведующая кафедрой медиации и разрешения конфликтов института практической психологии ИМАТОН, директор «Психоаналитического центра «Альянс», г. Санкт-Петербург;
  5. «Школа - территория психологического комфорта. Восстановительный подход, как культура внутрикорпоративного взаимодействия в образовательной организации» - Махнёва Ольга Павловна, директор АНО ОСУГ «Уральский центр медиации», член рабочей группы Областного суда Свердловской области по внедрению системы Дружественного к детям правосудия, руководитель общественной приёмной Уполномоченного по правам человека, эксперт Общественной палаты Свердловской области;
  6. «Применение медитативных и восстановительных практик в условиях специального учебно-воспитательного учреждения» - Хут Саида Ерстемовна, заместитель директора федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Майкопское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа», руководитель службы медиации учреждения, член Экспертного совета по развитию служб медиации и примирения в образовательных организациях Минпросвещения России;
  7. «Векторы активно-адаптирующей программы по развитию медиативных навыков подростков с девиантным поведением» - Искрук Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, руководитель ресурсного центра ФГБПОУ «Астраханское СУВУ», г. Астрахань;
  8. «Актуальность развития службы школьной медиации и примирения в современных условиях» - Гараев Самир Нариманович, кандидат политических наук, почётный юрист Рязанской области, педагог-психолог, эксперт в области медиации и медиативных технологий, исследователь и практикующий тренер-медиатор международного класса, доцент кафедры управления человеческими ресурсами Рязанского института развития образования, главный внештатный медиатор- психолог министерства образования и молодёжный политики Рязанской области, член Общественной Палаты Рязанской области, исполнительный директор АНО АРС «Рязанский центр медиации и права», г. Рязань.

Важность и актуальность темы форума также подтверждается проявленным интересом представителей различных государственных органов власти. Форум был проведен при поддержке Министерства образования Рязанской области, Министерства Цифрового развития, информационных технологий и связи Рязанской области, Управления Минюста России по Рязанской области Уполномоченного по правам ребенка в Рязанской области.

Безусловно, без активного участия и внимания со стороны государства, намного сложнее реализовать социальные программы направленные на качественное разрешение конфликтов в образовательной среде. 

Так с приветственным словом на форуме выступили:

  1. Щетинкина Ольга Сергеевна, министр образования Рязанской области;
  2. Кашаев Андрей Анатольевич, ректор Рязанского института развития образования, кандидат педагогических наук, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации;
  3. Солохин Сергей Владимирович, начальник Управления Минюста России по Рязанской области;
  4. Ульянов Андрей Юрьевич, министр цифрового развития, информационных технологий и связи Рязанской области;
  5. Евдокимова Анжелика Владимировна, уполномоченный по правам ребенка в Рязанской области;
  6. Зыкова Наталия Алексеевна, уполномоченный по правам ребенка в Тульской области;
  7. Загородняя Татьяна Николаевна, уполномоченный по правам ребёнка в Саратовской области;
  8. Быкова Марина Викторовна, начальник отдела медиации ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», сопредседатель Экспертного совета по развитию служб медиации и примирения в образовательных организациях Минпросвещения России;
  9. Ромашкин Андрей Владимирович, начальник отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции управления Судебного департамента в Рязанской области;
  10. Шуренкова Светлана Сергеевна, кандидат социологических наук, медиатор, президент Ассоциации «Национальный союз медиаторов, посредников и экспертов переговорного процесса»;
  11. Гараев Самир Нариманович, главный внештатный медиатор - психолог министерства образования и молодёжный политики Рязанской области.

Конечно, для того, чтобы подвести окончательные результаты форума по такой сложной теме нужно, чтобы прошло некоторое количество времени, однако по окончанию события уже были получены следующие позитивные результаты:

  • Получилось создать межрегиональную дискуссионную платформу, в рамках которой обсуждались все актуальные проблемные аспекты образовательного процесса, касающиеся конфликтогенности образования и вопросов ее профилактики;
  • Была получена позитивная обратная связь со стороны педагогического, психологического сообществ, а также экспертов - медиаторов;
  • Был внесен ряд продуктивных предложений по усовершенствованию образовательного процесса как такового, с целью снижения количества деструктивных проявлений в образовательной среде.

По итогам форума Топоркову Артему Ивановичу была вручена благодарность от министра образования Рязанской области Щетинкиной О.С. за содействие в организации и проведении столь значимого мероприятия - I Всероссийский форум "Развитие медиации как формы профилактики буллинга и киберагрессии в образовательной среде".

 

Артем Топорков

В дальнейшем, будет подготовлена резолюция, которая будет распространена как в образовательные учреждения, так и в структуры государственной власти для усовершенствования профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде.

Представленные результаты форума позволяют надеяться на продолжение успешного сотрудничества специалистов в области психологии и психотерапии, в области образования на благо создания благоприятной, комфортной и безопасной среды для несовершеннолетних!

Материалы по теме