logo

Школы для буллеров

24.07.2025 14:02
0
23722

Школьников-агрессоров планируют отправлять в спецшколы для перевоспитания

Школы для буллеров

В России разработан законопроект, направленный на борьбу с травлей в школьной среде. Работа над документом велась с 2022 года. Согласно проекту, самой строгой мерой воздействия на ученика, систематически участвующего в травле и применяющего физическую силу к другим детям, станет его временное направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение. Об этом сообщили «Ведомостям» информированный источник и подтвердил депутат Государственной думы. Ожидается, что законопроект будет поддержан различными фракциями и может быть внесён на рассмотрение нижней палаты парламента уже на текущей неделе.

Предлагается внести изменения в ряд законодательных актов, в том числе в законы об основных гарантиях прав ребенка, об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также об образовании. В законопроекте дается определение буллинга, отличающее его от обычного конфликта. Для буллинга характерны систематичность, преднамеренность и унижающий достоинство характер действий.

Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования совместно с Министерством здравоохранения и МВД разработают порядок противодействия физическому и психологическому насилию в школах. Этот порядок будет включать в себя выявление и регистрацию случаев травли, проведение разъяснительных бесед с родителями и психолого-педагогическую работу с учениками. Также будет определен механизм информирования органов системы профилактики правонарушений.

Законопроект закрепляет положение о том, что региональные центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) будут оказывать поддержку школам, в которых зафиксированы случаи буллинга. Сотрудники центров будут помогать как пострадавшим детям, так и «агрессорам». Сейчас в России функционирует около 400 центров ППМС.

Согласно законопроекту, региональные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут проводить профилактическую работу с агрессорами. Специалисты помогут таким детям улучшить навыки общения со сверстниками и скорректировать поведение.

Если ребёнок неоднократно проявлял агрессию и участвовал в травле, применяя физическое насилие, то с согласия родителей и по заключению психолого-педагогической комиссии его могут временно направить в специальное учебно-воспитательное учреждение (СУВУ) открытого типа, находящееся в ведении Министерства просвещения или региональных властей. Эти учреждения специализируются на коррекции поведения детей и подростков. Сроки пребывания в таких спецшколах в документе не установлены.

По данным исследования ВЦИОМ, проведённого в сентябре 2024 года, «84% россиян считают травлю в школах серьёзной проблемой, требующей активного вмешательства». Подавляющее большинство молодых людей сообщили о травле со стороны других учеников (98%). Исследование также показало, что «62% россиян знают о случаях травли из личного опыта или СМИ, а 38% сталкивались с ней напрямую — как жертвы, свидетели или родители».

Глава комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев («Единая Россия») в июне сообщил, что законопроект о буллинге должен быть принят до конца 2025 года в рамках нацпроекта «Молодежь и дети».

Психолог сервиса Alter и преподаватель РАНХиГС Татьяна Пряхина подчеркивает важность отказа от исключительно карательных мер в работе с агрессорами: формальной постановки на учет без оказания реальной помощи. По ее мнению, работа по коррекции поведения должна быть комплексной: первичную диагностику проводят школьные психологи, затем подключаются внешние специалисты и члены семьи. «Чтобы справиться с буллингом, недостаточно одних профилактических бесед. Государство должно предлагать таким детям реабилитационные программы [с участием специалистов разных профилей]», — отметила она.

Пряхина считает, что отправка в спецшколы открытого типа оправданна, если ребёнок представляет реальную физическую угрозу для окружающих. Однако, по её мнению, в большинстве случаев такие решения приводят к стигматизации и неэффективны. Такой подход станет лишь карательной мерой и не решит проблему буллинга в целом, заключила эксперт.

Клинический психолог медицинской компании «Доктор рядом» Олеся Толстухина говорит: «Агрессия бывает разной, в некоторых случаях необходима психофармакология и обязательные занятия в группе по управлению гневом. В других случаях достаточно наставничества или индивидуальной психотерапии, чтобы подросток осознал свое поведение, его причины и последствия».

Эксперт добавила, что если с детства помогать ребёнку управлять своими эмоциями, это может значительно улучшить его взаимодействие с людьми в будущем. В то же время жертвам травли также необходима поддержка, чтобы не оказаться в роли угнетённых в обществе.

Материалы по теме