Мы рады рассказать историю о том, как в подмосковном городе Балашиха наши коллеги работают на благо психического здоровья и благополучия молодежи и их родителей.
Сонина Инна Александровна, наша коллега, член Центрального Совета, действительный член ОППЛ клинический психолог, обучающий личный терапевт, аккредитованный полимодальный психотерапевт, профориентолог, бизнес-тренер и специалист по работе с молодежью ежедневно, уже около 20 лет посвящает себя работе с детьми, подростками, семейными парами и представителями бизнес-сообщества.
В 2014 году стала учредителем Центра развития личности «АКМЕ» и руководителем Проекта по Профориентации «Вышка».
В преддверии юбилея, так как Центру исполняется 10 лет, команда специалистов Центра решила посвятить 2025 год активной работе с молодежью, в связи с актуальностью проблемы самореализации подрастающего поколения. Главным образом – профориентации и психологическому просвещение старшеклассников и их родителей.
Собрав весь свой опыт и знания, был написан Проект, подана заявка на конкурсный отбор на предоставление грантов в форме субсидий некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность в Московской области, на развитие гражданского общества в 2024 году.
Проект «Профориентация и психологическое просвещение школьников 8-11 классов Городского округа Балашиха» стал победителем конкурса!
Цель проекта – содействие школьникам в выборе профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей, склонностей, интересов и потребностей рынка труда.
Задачи проекта:
- Оказать помощь в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности с учетом психологического аспекта;
- Сформировать способность к самоопределению, готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (карьерного, жизненного и личностного);
- Ознакомить со способами регуляции психологического состояния, релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, в рамках подготовки и прохождения ОГЭ и ЕГЭ;
- Повысить мотивацию к избранной профессиональной деятельности;
- Познакомить с потенциальными работодателями и представителями средне-профессиональных и высших учебных заведений;
- Расширить знания об устройстве рынка труда и его функционировании, способах поиска работы и трудоустройства.
Тема Проекта была выбрана неспроста. В связи с актуальностью проблемы самореализации молодёжи и обусловлена рядом факторов: быстрое изменение общества, нравственно-духовный хаос, социальная незащищённость и др. Молодое поколение порой не успевает адаптироваться к новым условиям, что вносит в их сознании диссонанс. У старшеклассников могут отсутствовать социальные ориентиры. Не каждый может найти условия для активной самодеятельности, так как социум не способен предоставить доступные досуговые площадки для реализации потенциала. Если молодёжь не чувствует гарантий в успешности своего будущего, это способствует появлению чувства страха и неуверенности в завтрашнем дне. Так же наблюдается тенденция к дегуманизации культуры, духовные и моральные ценности отходят на второй план.
По данным РИА Новости со ссылкой на исследование образовательной платформы Clever в 2023 г. каждый шестой россиянин недоволен своей работой, каждый третий в 2024 году намерен ее сменить, а четверть - освоить новую профессию. По словам аналитиков, почти половина опрошенных - 47% - готовы потратить от 100 тысяч рублей до 130 тысяч рублей в год на смену профессии, 29% - до 100 тысяч рублей, 18% - от 300 тысяч рублей до 500 тысяч рублей, а остальные 6% - больше полумиллиона. При этом мужчины готовы вложить в это больше, чем женщины. Среди них потратить на смену профессии больше 300 тысяч рублей готовы 31%.
Таким образом, актуальность проблемы самореализации связана с необходимостью создания благоприятных условий для раскрытия и реализации личностного потенциала.
Зачастую с необходимостью осознанного решения в выборе профессиональной самореализации школьники и их родители обращаются к специалистам Центра, начиная с 8 класса. В связи с этим целевой аудиторией были выбраны учащиеся 8-11 классов. По данным Управления по образованию Администрации Городского округа Балашиха, на территории города работают 40 общеобразовательных учреждений и численность целевой группы составляет 18 139 человек с учётом детей с ОВЗ.
В мае 2024 г. ВЦИОМ опубликовал результаты социологических опросов, согласно которым 47% респондентов не были уверены или вообще не выбрали будущую профессию. Основываясь на этих данных, целевая группа проекта составила 18 139 * 0.47 = 8 525 человек. К проводимым мероприятиям будет привлечено 50% целевой аудитории (4260 школьников, включая детей с ОВЗ).
7 мая 2024 г. В.В. Путин поручил добиться стопроцентной профориентации учащихся и создать эффективную систему выявления талантливой молодежи, в соответствии с указом Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», национальным проектом «Кадры» и реализацией федеральных проектов «Профессионалитет» и «Успех каждого ребёнка».
Отличительной особенностью Проекта Центра развития «АКМЕ» является проведение последовательного комплекса профориентационных мероприятий, так как профориентация — это целая система, в которой задействовано много факторов. И как всякая система, она имеет свои этапы и методы.
Проект осуществляется в 4 этапа:
1) диагностический (помощь в самопознании)
2) информационно-справочный, просветительский (построение образовательной и карьерной траектории развития)
3) помощь в выборе и в принятии решения, определение образовательного пути
4) морально-эмоциональная поддержка (в частности, перед сдачей ОГЭ или ЕГЭ)
Эти этапы реализуются с помощью совокупности диагностических, педагогических, информационных методов и методик. В этом процессе выбора важно учитывать личностные качества человека, психофизиологические характеристики, а также – потребности и запросы общества в определенных специалистах.
На первом этапе проекта определим уникальность каждого участника целевой группы. Исходя из полученных данных диагностических мероприятий, школьник узнает о своем типе личности, темпераменте, характере, способе мышления и копинг – стратегии, определит предрасположенность, профессиональную направленность, свои сильные и слабые стороны, склонности и интересы, ролевую модель в групповом командном взаимодействии, мотивы выбора профессии, тип трудовой мотивации и значимые ведущие потребности.
Все эти знания помогут правильно выбрать то направление, которое соответствует личностным качествам и психофизиологическим характеристикам.
Следующий этап – построение образовательной и карьерной траектории развития. Результатом станет планирование профессиональных и карьерных достижений, т.е. чего учащийся хочет достичь в будущем.
Третий этап это знакомство с особенностями профессии и главная цель выбрать специализацию.
Для этого в сентябрь 2025 г. состоится «ФОРУМ АБИТУРИЕНТА», в рамках которого планируются консультации и мастер-классы психологов и профориентологов, встречи с экспертами различных сфер деятельности, с потенциальными работодателями, презентации и встречи с представителями средне-профессиональных и высших учебных заведений Московской области и Москвы. Важным в этом этапе является определение образовательного пути школьника и составление карты учебных заведений.
Так же на форуме планируется проведение фотовыставки «Лица молодежи Балашихи 2025».
Далее идёт этап морально-эмоциональной поддержки. Это передача знаний о способах регуляции психологического состояния, релаксации и снятия тревоги, эмоционального и физического напряжения, в частности, перед сдачей ОГЭ или ЕГЭ.
Для решения этой задачи в проекте предусмотрено психологическое просвещение школьников и их родителей в рамках Всемирного дня психического здоровья (10 октября 2025 г.) и Дня психолога (22 ноября 2025 г.). Оба мероприятия проходят в гибридном формате. Это лекции, мастер-классы и семинары с профориентологами, психологами и психотерапевтами Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), специалистами Центра развития «АКМЕ», а также с ведущими экспертами отрасли.
Главные цели конференций:
- обсуждение актуальных вопросов обеспечения психического здоровья школьников,
- профилактика социально-негативных явлений среди молодежи,
- организация психологической работы в образовательных организациях.
Помимо этого, совместно с Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС готовятся выпуски тематических научно-практических образовательных изданий «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ» (Российский журнал прикладных исследований).
В проекте учтены особенности региональной экономики, рынка труда и профессионального образования.
Стоит отметить, что проект реализуется при поддержке Министерства информации и молодежной политики Московской области, Правительство Московской области, Фонда Президентских грантов и Администрации Городского округа Балашиха Московской области.
Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ) и Информационное объединение «Эра» являются официальными партнерами Проекта.
Всю информацию о Проекте, специалистах и о мероприятиях в рамках Проекта, можно получить на официальном сайте Центра развития «АКМЕ» и в социальных сетях:
- https://akmecenter.ru/
- https://t.me/podrostki_balashiha
- https://vk.com/profcenter_vyshka
- https://vk.com/akmecenter
- https://t.me/psy_akmecenter
Партнеры проекта: Информационное объединение "Эра", МАУ ГО Балашиха "ИА Большая Балашиха", Общественная палата Г.о. Балашиха, Союз Балашихинская торгово-промышленная палата", РАНХиГС, Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ОППЛ), Коллегия адвокатов "TACTIC PRO".