logo

Популяризация метода работы со снами

27.08.2024 16:52
0
23073

Мастер снотолкования Людмила Цицер представила свой авторский метод, который поможет в работе со снами

Популяризация метода работы со снами

Трудно сказать, когда появились сны и какими они были у древних людей. Известно только одно - люди всегда придавали особое значение сновидениям, считая их знаком свыше. Неким божественным предупреждением, к которому стоит относится внимательно и серьезно.

Но и сегодня, в век технологий и прогресса, люди стараются понять свои сны. Они хотят в них разобраться, надеясь, что это им поможет обрести ответы на волнующие их вопросы в образах сновидений, прислушиваясь к ощущениям, испытываемым во время сна.

Ведь доказано, что толкование снов не обязательно связано с мистикой и эзотерикой. Порой чтобы разобраться в собственных чувствах и мыслях именно толкование снов становится главным инструментом для рационального, думающего человека, которому не все равно на качество своей жизни.

Сегодня пришло время поговорить о снах и о том, как правильно их толковать. Свой уникальный подход в вопросе правильного толкования сновидений и работе со снами представила семейный психолог-консультант, Действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ) Цицер Людмила Николаевна.

Методология ценностно-ориентированной психологии (Методическое пособие)

ИСТОРИЯ ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ С ДРЕВНОСТИ И ДО НАШИХ ДНЕЙ

1.1. История толкования сновидений с древности по 1900 год

Часть первая

Великий швейцарский врач психиатр, психолог и философ К.Г. Юнг в своей биографии сказал: "Моя жизнь — это история самореализации бессознательного! Все что есть в бессознательном, стремится реализоваться, и человеческая личность хочет развиваться из своих бессознательных источников, ощущая себя как единое целое"[1]. Человек, стремящийся достичь много в понимании жизни, прежде всего, обращается внутрь себя. Именно наши сновидения являются инструментом для проникновения в область бессознательного, непознанного и неопределенного. И этот инструмент предоставлен каждому, и нам остается только научиться им правильно пользоваться. Ведь все, что есть в нашем бессознательном, стремится осуществиться вне зависимости от того, знает наше сознание об этом или нет. Конечно, в нашем бессознательном, много всего есть. Однако, главное из всего, это наши сновидения. Недаром, человечество уже на протяжении более чем 3 тысяч лет постоянно изучает эту тему.

История толкования сновидений условно подразделяется на три основных периода: магический, органический и психологический. Её можно представить в виде огромного ветвистого дерева. Оно очень старое, но живое до сих пор. Почему? У него есть очень глубокие и мощные корни, которые питают его.

И у него есть мощный основной ствол, который соответствует магическому периоду в истории толкования сновидений, и он самый древний. У него есть ствол, отходящий от основного со своей кроной, соответствующий органическому периоду. У него не менее мощный ствол, который вырастает из основного ствола и образует теперь уже новую мощную крону, соответствующий психологическому периоду в истории толкования сновидений. Все ветви на этом дереве разных размеров и длины, некоторые уже состарились и даже отпали. Все они принадлежат одному и тому же дереву, без них дерево не было бы таким мощным и древним. Потому что корни этого дерева продолжают собирать из земли необходимые элементы питания для разных его частей, в разных пропорциях. А в самом дереве продолжает происходить множество очень разных по отношению друг к другу процессов. Все это вместе и служит целостности и долговечности этого дерева.

В настоящее время описано более 60 основных методов в работе со снами, в том числе, много родилось современных новых подходов. Однако, единого подхода к работе со снами на сегодня не существует, и это признанный факт. Сегодня на этом дереве и рождается новая его веточка «Методология ЦОП в работе со снами», которая вырастет в большую ветвь со своей мощной кроной.

Когда первому человеку на Земле приснился сон, сказать трудно. А вот сведения о том, что означают символы и образы, ученые обнаружили уже в уцелевших после пожара Александрийской библиотеки глиняных таблицах царя Ашурбанипалла. А это почти 4 тысячи лет назад. Это был магический период, это было время, когда сновидческую деятельность рассматривали как магическое явление. Свидетельства об этом мы находим в древнегреческих мифах, в описании их богов, среди которых был и бог сна Гипноз. В соответствии с этими мифами, в царстве подземного бога Аида также живут боги сновидений, которые способны посылать людям хорошие и плохие сны. Племена австралийских аборигенов считают, что во снах присутствуют различные тотемы. По древнеславянским воззрениям, во снах человеку являются покровительствующие духи. Подобное описано также и в исландских сказаниях фильгьярах. Примерно тоже присутствует и в халдейском героическом эпосе. Из древнего Египта пришло к нам представление о том, что сон — это своеобразная смерть. Поэтому там бальзамировали умерших, чтобы продолжить их жизнь во сне.

В те времена существовало поверье о том, что душа — это двойник человека при жизни, а после смерти покидает его тело, принимая облик ветерка, пара, дыма, бабочки, мухи или птицы. Такие представления существуют и сейчас у многих диких племен. Некоторые из них продолжили своё существование и в современных религиях. Например, голубь в христианстве является символом Духа святого.

Свои представления существовали у папуасов новой Гвинеи. Духи живут в лесах, в реках и обретают обличие разных животных. На этом основании возникли многие обряды почитания духов. Эту тенденцию можно наблюдать у большинства древних людей по всему миру. У индейцев Южной Америки были уже более развитые представления о толковании сновидений. Каждому символу придавалось свое значение, и из этого складывалось толкование снов с учетом индивидуальности сновидца. Так в истории человечества возникли сонники.

Очень много интересного можно рассказывать о греческих и римских оракулах. Это известный Дельфийский оракул, а также Додоны, Трофона и Латоны Большое поклонение было Аполлону, Диане, Юпитеру. В честь них возводились храмы. Самыми знаменитыми из древних считались Элевсинские мистерии, которые позже распространились в Риме и в Британии. Их начали проводить около1400 года до н.э., и они дошли до наших дней. Праздники проводились каждые пять лет в честь Цереры и ее дочери Персефоны. Церера, по легенде, скиталась по свету в поисках своей дочери Персефоны, олицетворяющей душу. Для поиска она использовала два факела: интуицию и разум. Позже, душу стали называть психеей, что и дошло до наших дней.

Уже в те времена считалось, что душа человека — это проявление его сущности, что она имеет возможность без посредников разговаривать с нами во сне. Проснувшись, человек размышлял о том, что же сказала ему душа, на основании тех знаний, которые у него были на то время. Это говорит о том, что снам в древнем мире придавалось очень большое значение, и культура взаимоотношений со снами находилась на высоком уровне.

В древние времена, по свидетельству Эриха Фромма, в его книге «Забытый язык», человек, не понимающий своих снов, считался безграмотным. Истории известны факты, когда снам придавалось особое значение. Римский сенат принимал решение на основании вещего сна и повелевал выделить деньги на строительство храма богини Минерве. Таких примеров много в истории Египта, в христианской библии также во многих местах говорится о снах.

В других религиях, например, в исламе, проповедник Мухаммед говорил о Коране. «Я услышал Коран, я увидел Коран. И услышав его, я записал его. Я не его автор. Автор его Бог»[2]. Поэтому Мухаммеда называют посланником бога и провидцем. Это видение называется дарашана. До сих пор в мусульманстве очень серьезно относятся к снам.

Особо хочется сказать о герметизме. Очень раннее произведение герметической литературы «Поманддра», или Видение Гермеса Меркурия Трисмегиста, описывает метод, с помощью которого мудрость впервые открылась Гермесу. Эта мудрость была о секретах Вселенной. Оттуда же пришел символ фигуры Великого Дракона (символизирующего Универсальную Жизнь). Этот же символ очень силен у Китайцев, которые тоже имеют свою историю культуры взаимоотношений со снами.

Считается, что из этого тайного учения заимствовали свои знания мудрецы Персии, Халдеи и Мидии, Китая, Японии, Ассирии, древней Греции и Рима. Даже в наши дни этот термин герметический используется в значении секретный, тайный. Эти учения всегда держались в строгой тайне и были на языке символов и образов. Их утверждение о том, что вся Вселенная представляет собой мысленный образ и считается прародителем научного толкования сновидений, как одной из реальностей проявления Вселенной.

Из учения герметизма вышло представление о том, что сон и явь — это две стороны жизни. Гуманизм герметизма заключается в том, что человеку, в его свободной воле, дается возможность осознать свое состояние и проснуться, пробудиться к жизни осознанной. И ведь именно это является главной задачей проекта «Психология Третьего Тысячелетия».

Это же мы находим в древнем христианстве. Сон — это инструмент божественного замысла, через него идет воздействие на спящего с целью указания, озарения, наставления, открытия. Сам Иисус Христос тоже пришел пробудить спящее сознание людей, их память. Можно сказать, что его задачей было помогать эволюции сознания человека.

В философии Суфизма сны также имеют большое значение. О значении и важности снов в жизни человека говорили Санаи (1131г) учитель Руми и другие суфии. О снах говорили, как о чистой истине всех вещей. Суфийское понимание мира — это преобразование всего видимого в символы с помощью интуиции. Также, постоянно говорится об индивидуальности сна по отношению к человеку, о противоречивой природе снов, так как она может быть очень разной.

Очень интересна точка зрения Томсена Мартинуса, датского мыслителя и философа на то, как ведет себя сознание, когда человек спит. Он считает, что сознание не засыпает полностью. Просто наша способность сохранения вспоминания об этом, еще не развита и находится как бы в "зимней спячке". Но если она проснется, то будет уже не памятью земного человека, а памятью и возможностями бога. Это говорит о том, что одна из целей жизни — эволюция сознания.

С такими представлениями согласуются и некоторые взгляды индийских учителей. «Ночью, ложась спать, уловите последнюю мысль, привнесите ее в сознание, а затем засните. Когда вы проснетесь утром и будете вставать с постели, вспомните первую мысль, появившуюся при пробуждении. Так последняя мысль вечером, станет первой мыслью утром»[3].

Так, в целом, может быть характеризован магический период в толковании снов в человеческой истории. Он был самым протяженным по времени.

В настоящее время исследователи выделяют и органический период в истории толкования сновидений. Этот подход базируется на представлении людей о мире и его законах развития. Он тесно переплетается с магическим и психологическим подходами и до сих пор присутствует в современном мире. Сегодня его можно охарактеризовать как материалистический подход.

Это мировоззрение древних родилось из того, что, наблюдая за явлениями природы, человек отмечал определенную последовательность временных явлений. Он понимал, что с восходом Солнца рассеивается тьма. Однако, он мыслил по-своему и считал, что сам может рассеять тьму, если зажжет костер. Постепенно древний человек распространял причинность своих поступков на весь окружающий мир и его законы. Так зародился механистический взгляд, который привел к возникновению представлений о том, что человек является механизмом.

Точка зрения на сновидения, которые соответствуют органическому подходу, встречается нам во всех периодах истории толкований сновидений. Все это напрямую влияет на формирование культуры взаимоотношений людей со своими снами. Конечно, необходимо сказать, что именно органический подход положил начало научной мысли. Это был поворот от космологических идей к изучению человека.

Особое место занимает индийская традиция в толковании сновидений. Интереснейшее исследование, первый научный перевод с санскрита авторитетного тракта о сновидениях "Волшебное сокровище сновидений", составленного в ХII в. Джагаддевой, принадлежит А.Я. Сыркину, известному российскому ученому, переводчику на русский язык многих произведений индийской древности. В нём автор собрал все о сновидениях и их индийском толковании.

В первой части трактата говорится. "Слава Богине Сарасвати, чьей милостью зримы изо дня в день эти три мира, словно осиянные мудрецами! Я вкратце изложу собранные воедино благоприятные и неблагоприятные свойства сновидений, некогда переданные по частям мудрецами."[4]

В известных "Хрониках Акаши" говорится: "Сны — запись всего сущего с начала веков."

Индийская традиция на протяжении тысячелетий, начиная с ведийских текстов и до значительно поздних трактатов средневековья и Нового времени, сохранила ряд характерных представлений о природе сновидений. Значение сновидений изучалось очень глубоко и разностороннее. Считалось, что сны отражают очень широкие аспекты культуры, истории, естественно-научной мысли, психологии и медицины. Роль сновидений в жизни человека древней Индии была очень высока.

В основе психологического подхода толкования сновидений, прежде всего, лежит попытка понять сновидение, как отражение работы мозга спящего. Первым на этом пути был Гиппократ (460-377 до н.э.)

Другие авторы этого подхода говорили о снах, как посланиях души, посланиях бога человеку. Представляется очень интересным и одним из ранних представлений подхода к сновидениям индийских авторов. "Есть шесть родов людей среди, видящих сны — люди ветреного склада, или желчного, или флегматичного, люди, чьи сны посланы богом, те, чьи сны порождаются их собственными наклонностями, и те, у которых сны пророческие"[5]. Надо сказать, что эти причины наших снов до сих пор учитываются современными исследователями.

Гомер признает, что сны посылаются богами, однако говорит и о том, что сны входят в разные ворота: ворота из рога - ворота правды, ворота из слоновой кости - ворота заблуждения (потому что рог прозрачен, а слоновая кость непрозрачна). Так еще Гомер сказал о двойственной природе сновидений, которые отражают двойственную природу человеческой психики.

Великий Сократ и его ученик Платон сходились во мнение, что сновидение — это проявление и послание внутреннего голоса и что крайне важно относится к этому голосу серьёзно и следовать его повелению. Хотя они имели разные взгляды на природу сновидений, у них было много общего. Точка зрения Платона буквально предвосхищает теорию З. Фрейда о природе сновидений.

Лукреций отразил свой взгляд на природу сновидений в поэме "О природе вещей". Особо следует отметить стройную теорию снов, которая изложена в сочинении профессионального толкователя сновидений Артемидора "Онейрокритика"

Именно Артемидор как бы подытожил все, что было до него, и этим оказал значительное влияние на средневековые представления о сновидениях. Его трудами пользовались З. Фрейд, К. Юнг, А. гетти и другие. 5 томов его труда изданы в современное время и не потеряли своей актуальности по сей день. Он считал, что сновидения подразделяются на 5 категорий, отличающихся по своим признакам. "Первое — это сон, второе — видение, третье — оракул, четвёртое фантазии или пустое воображение, пятое призрак."[6]. Сном называется то, что открывает истину, скрытую под маской иного образа, и так дает расшифровку по каждому качеству.

К этому же подходу можно отнести и то, что говорится о снах в Талмуде. Вообще, в Иерусалиме во времена Христа было 24 толкователя снов. Один из них, Рабби Хисда, говорил, что всякое сновидение имеет смысл, кроме тех, которые вызваны голодом. Неразгаданный сон подобен нераспечатанному письму. Через две тысячи лет З. Фрейд, К. Юнг и другие повторили смысл этих слов. Рабби Иоханн, Синезий Киренский говорили примерно о том же. Последователи Артемидора, жившие в ХII-ХIII веках. Маймонид, Фома Аквинат и Гобсс говорили о том, что сновидения несут скрывающийся глубокий смысл духовной истины и различали разные виды сновидений. Общий смысл был в том, что сны отражают состояние души человека. С кем пребывает душа человека с богом или с дьяволом? Сны будут такими же.

Очень многое менялось в жизни. Уже философы эпохи Просвещения Вольтер, Кант. Гёте очень скептически относились к утверждению, что сны посылаются богом или что их можно использовать для предсказания будущего. Зато Камиль Фламмарион написал книгу "Вещие сны и предсказание будущего". Его поддержали Эмерсон, Зееман, Леман и другие авторы. Все они писали серьёзные работы по исследованию сновидений.

Задолго до З. Фрейда, Ж. Моро де Тур (1804-1884 гг.) впервые сказал, что в сновидениях содержится ключ к пониманию нарушения психических функций. Этим самым он сделал важный шаг в развитии психологического подхода. Его идеи развивали Вильгельм Гризинер, Кольшютер и Михельсон, А.Майер.

Очень много примеров вещих пророческих снов мы встречаем в произведениях известных авторов, таких как Ф.М. Достоевский, А. Грибоедов, А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, а также у Гомера в «Илиаде» и «Одиссее», у Шекспира - «Сон в летнюю ночь», у. Ф. Ницше в книге «Так говорил Заратустра». Приведу очень известные примеры судьбинских вещих снов.

Первый: из фильма «Алые паруса», где герой говорит Ассоль «Далеко далеко отсюда, я увидел тебя во сне.»

Второй: из сказки С.Т. Аксакова «Аленький Цветочек» Где Настенька младшая дочь отца говорит: «Видала я во сне цветочек Аленький, краше которого нет на свете».

На Руси в каждом доме был сонник. Люди очень серьезно относились к своим снам и умели хорошо их понимать.

Отдельно поговорим о теории Мартина Бубера. Рассматривая жизнь человека с зачатия, рождения и до самой смерти, он сказал, что в целом жизнь всегда находится во чреве великой матери Вселенной. Он считал, что во сне с нами разговаривает природа, мы можем ей доверять, ибо ее слова (символы и образы) могут рассказать нам о нас гораздо больше, чем дар цивилизации язык.

Еще очень интересна его точка зрения на повторяющиеся сновидения. Он их называет "сновидение двойного зова" и подчёркивает большую важность информации, которую несет такой сон. Такова 3-х тысячелетняя история толкования сновидений до периода появления, так называемых, "новых" теорий сновидений.

1.2. Современный период в истории толкования сновидений

Последние 100 лет в истории толкования сновидений являются особыми. В это время психология становится наукой. Этот этап начинается с Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.). Его имя стоит особняком в истории западной цивилизации. Его вклад в науку, действительно, трудно переоценить. Именно Фрейд сделал вывод о том, что для лечения психических заболеваний необходимо понимать их причины. Он стал их изучать, и это привело его к работе по исследованию сновидений.

24 июля 1895 г. доктору Фрейду явилась разгадка тайны сновидений. Открытие им метода свободных ассоциаций подвело его к пониманию значения символов сновидений, и он перевел этот язык на язык повседневности, назвав это искусством толкования. В 1900 году Фрейд написал работу "Толкование сновидений". Его главным заключением было то, что сон помогает душе защищаться и находить удовлетворение. Сны — обязательно выражение бессознательного. Человеком во сне движут имеющиеся у него неосознаваемые чувства, желания и стремления. Он изучал труды многих исследователей сновидений древности. Он не отрицал и значение пророческих сновидений. В связи с этим, у него есть интересные примеры толкования сновидений. Именно за труд «Толкование сновидений» Фрейд признан гениальным. Именно Фрейд назвал сны королевской дорогой в бессознательное. Этим он открыл дорогу всем своим последователям для наблюдения сновидений и размышления о них. Его последователи: К. Абрахам (1877-1925) и Альфред Адлер (1870-1937). Анализируя сновидения, симптомы и характер человека они делают вывод о том, что образы сновидений являются средством, при помощи которых индивид, компенсируя чувство неполноценности, отсутствия самоуважения, стремится к власти, к превосходству над своими собратьями, пытаясь таким образом достичь ложного ощущения завершенности.

Карл Густав Юнг. (1875 - 1961) считал, что «сон — это маленькая скрытая дверь, ведущая к самым потаенным и глубоко закрытым тайникам души, открывающаяся навстречу той космической ночи, которой была психика до возникновения какого-либо эго сознания»[7]. Исследуя сновидения разных народов мира, Юнг доказал, что если символы, используемые веками, схожи между собой, то они типичны и не могут принадлежать одному индивиду. Так Юнг доказал существование коллективного бессознательного и определил его, как громадное хранилище древнего опыта, накопленного за миллионы лет как эхо доисторических событий, к которому каждое столетие добавляет свое. Коллективное бессознательное хранит "первичные образы" или архетипы, которые представляют собой способы мышления, развившиеся за века. Он определил персонификацию женского и мужского начала в бессознательном и назвал их анима и анимус. Юнг выделил теневые стороны личности и назвал их тенью.

Юнг считал, что образ бога запечатлен в человеческой душе. Когда такой образ возникает во снах, в фантазиях или видениях, то мы должны понимать это как символ самости, психической целостности.

Юнг считал, что образ бога запечатлен в человеческой душе. Когда такой образ возникает во снах, в фантазиях или видениях, то мы должны понимать это как символ самости, психической целостности.

Так в истории толкования сновидений появилось два знаменитых автора: З. Фрейд и К. Юнг. И у одного, и другого появились последователи и продолжатели их дела. Это были К.В. Баш, Отто Ранк, Абрахам Маслоу, Томас Френч, Гринберг, В.С. Ротенберг. Во многих странах мира были созданы и работают институты фрейдовского психоанализа и аналитической психологии К. Юнга.

Неоценимый вклад в исследование сновидений внес Эрих Фромм (1900-1980). Его перу принадлежит труд "Забытый язык", так он назвал свою работу о снах. Свою теорию по работе со сновидениями создал также основатель трансактного анализа Эрик Берн (1910-1970). Его последователи Арнольд Минделл и Сильвио Фанти. Основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз (1893-1979) предложил свой метод работы со сновидением. Создатель концепции психодрамы Якоб Морено (1889-1974), занимался анализом сновидений в своей психотерапевтической деятельности.

Очень интересны и близки по своим представлениям о снах взгляды на сновидения таких специалистов, как Монтегю Ульман и Нен Циммерман. По их мнению, сновидения дают ответы на вопросы, кто мы есть на самом деле, как мы действуем в жизни и влияем на свою жизнь. Они объясняют, что человек погружаясь в мир снов, погружается в мир чувств. Образы сновидений представляют собой образы метафор, обладающих очень большой силой. Они могут появляться во снах человека на протяжении всей жизни, отражая связь образа и чувств. Структура сновидений очень напоминает структуру поэзии, так как видящий сон — актер, причем актер бессознательный. Они говорят и о смысле повторяющихся снов, о том, что они будут повторяться до тех пор, пока не будет разрешена проблемная ситуация в жизни. Так же, в результате своих исследований, они обнаружили, что сновидение — это целитель, ответчик на наши осознанные нужды. Авторы считают, что со снами надо уметь правильно общаться. И через них мы можем получать ответы на многие наши вопросы.

Решение жизненных проблем во сне фактически является одной из функций сновидений. В народе по этому поводу говорят "с проблемой надо переспать". И народная поговорка «Утро вечера мудренее» говорит о том же. Этим объясняются так называемые творческие сновидения. Это очень близко к методике заказа счастливого сна Е.П. Цветкова. Этот же принцип лежит в решение поиска ответов через сон на задачу, которая ставится на мозговой штурм. Это очень близко к теории Е.П. Цветкова о снах, как грамоте судьбы.

Свое мнение о снах высказывает и Бхагаван Шри Раджниш (Ошо). Он говорит интересные вещи о снах детей. Дети видят сны более совершенно, чем взрослые. Их психика еще чиста. Он считает, что человек стареет, но его бессознательное никогда не стареет. У сновидений свой образный язык. В этом мире существует неисчерпаемый источник сновидений. Ошо считает, что сновидение отражает личность человека. Поэтому сны сугубо индивидуальны. Он выделяет в отдельную категорию видения, как некую реальность, идущую от сердца. Человек, у которого бывают видения, начинает двигаться с более низкого духовного уровня к более высокому, в плане личностного роста, без особых усилий. Так он говорит о помощи снов на пути духовного продвижения личности.

Учеником легендарного Гурджиева П.Д. Успенским написан замечательный труд "Новая модель Вселенной". Он очень критикует психоаналитический подход к исследованию сновидений и категорически с ним не согласен. Он придавал большое значение состояния полусна человека, которое мы называем альфа состоянием. Именно это состояние он считал ключом к миру снов и к осознанным сновидениям. Так же именно в этом состоянии человек способен получать истинную информации от Вселенной. Он рекомендует очень серьезно относиться к повторяющимся сновидениям. В них есть очень важная информация для человека, подсказка. В соответствии с методом ЦОП, это информация о невыученном уроке. Во взглядах П.Д. Успенского на сны есть много общего со взглядами Е.П. Цветкова.

Совершенно в особом ряду стоит имя итальянского ученого во многих областях, основателя нового направления в психологической науке онтопсихология Антонио Менегетти. В настоящее время 2-х годичный курс онтопсихологии преподаётся в ведущих университетах мира. В России есть кафедры онтопсихологии при Санкт-Петербургском и Уральском Университетах.

А. Менегетти много лет исследовал феномен человеческого сознания и пришел к выводу, что основная ошибка многих направлений психологии и психотерапии, самого человека и человечества в целом заключается в том, что нет единой точки отсчета, который сопоставим с выводом О.Г. Гадецкого об отсутствии в современной психологии единой теории личности. По мнению А. Менегетти, источник всех ошибок заключатся в следующем. Сознание не обладает точностью восприятия. У большинства людей рассуждающих, познающих и живущих, сознание не отражает реальность бытия. Человек представляет себя и, соответственно, строит на этом свою жизнь, не таким, каким он является на самом деле. Вместо того, чтобы служить зеркалом, воспроизводящим образ реальных событий, сознание человека постоянно искажает реальность, играя роль «кривого зеркала».

Окружающая среда, природа постоянно посылает нам очень большое количество информации. По подсчетам физиологов эта информация исчисляется миллионами бит в секунду! Это своего рода текст, нуждающийся в прочтении и понимании. Само строение человека способно воспринимать многочисленные сигналы, а сознание человека способно принять лишь некоторые из них, да и то, как правило, в искажённом виде. Сознание не способно правильно понять голос инстинкта и интуиции. Оно ещё очень молодо. Поэтому очень важным источником информации для человека о нем самом, о его жизни и его места в этой жизни и являются наши сновидения. Именно через информацию сновидений обучается молодое сознание душой и продвигается в своей эволюции.

Продолжение следует...

Статья подготовлена по материалам автора:

Цицер Людмила Николаевна - семейный психолог-консультант. Германия, г. Штутгарт.

Действительный член ОППЛ. Член Ассоциации института ЦОП (ценностно - ориентированной психологии). Член РОИС (Российского общества исследователей сновидений). Аккредитация специалиста ОППЛ в методе полимодальной психотерапии. Занимается индивидуальным консультированием, а также ведет групповую работу.

Руководитель секции «Профессия родитель» при проекте ОППЛ "Поговорим о детях».

С 2003 года ведет родительские группы по методике профессора МГУ Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с Ребенком КАК?"

Эксперт по работе со сновидениями (практический опыт работы более 35 лет). Ведущая школы «Мастер снотолкования» при Ассоциации Института ЦОП. Руководитель проекта «Возрождение культуры взаимоотношений со снами». Веду группы по изучению работы со сновидениями, провожу мастер классы. «Учимся понимать свои сны». Выдано более 50-ти сертификатов последователям.

Выступает по темам данного направления на конференциях Ассоциации Института ЦОП, конференциях ОППЛ по духовно-нравственному направлению. Принимаю участие во всевозможных акциях и фестивалях, проводимых Ассоциацией института ЦОП. В 2023 г. проводила мастер класс. «Учимся понимать свои сны» на Псифесте.

Учителя Людмилы Николаевны - известные специалисты Ю.Б. Гиппенрейтер, О.Г. Гадецкий и Е.П. Цветков автор книги «Счастливые сны. Толкование и Заказ.»

В настоящее время готовит материалы на защиту метода «Методология ЦОП в работе со снами» при ОППЛ.

Материалы по теме