logo

Опасная тема

18.06.2025 18:18
0
23276

Что такое «пропаганда» в контексте работы психолога с ЛГБТ+ клиентами и как ее избежать

Опасная тема

Понимание термина “пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних” (статья 6.21 КоАП РФ) является критически важным для психолога, работающего с ЛГБТ+ клиентами в России. К сожалению, определение “пропаганды” в законе достаточно размыто, что оставляет пространство для субъективной интерпретации и создает сложности для специалистов.

На днях Президент России Владимир Путин и сам подчеркнул, что “Мы не говорили о запрете этих отношений, мы говорили о запрете пропаганды среди несовершеннолетних. Взрослый человек имеет право жить так, как считает нужным” в своем интервью журналисту "России 1" Павлу Зарубину.

Это значит, что психологи, работающие с ЛГБТ+ людьми, не нарушают закон! А вот работа с детьми, считающими себя ЛГБТ, может быть опасным путем для профессионала.

Чтобы продолжать оказывать помощь людям вне зависимости от их сексуальной ориентации и гендерной идентичности, специалисту пси-помогающих профессий необходимо знать, как корректно, не навредив ни себе, ни клиенту, говорить на эту деликатную тему. Ведь мы не можем исключить эту тему у несовершеннолетних и их родителей, если они пришли с подобным запросом за помощью.

Закон о запрете пропаганды действует с 2022 года, а в 2023 ЛГБТ* движение признали экстремистским. Признано экстремистской организацией и запрещено на территории РФ.

Суть “пропаганды” согласно законодательству (и как это интерпретируется на практике):

“Пропаганда” понимается как распространение информации, направленной на:

  • Формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок: Это означает, что любые действия, направленные на то, чтобы убедить ребенка в том, что нетрадиционные сексуальные отношения являются “нормальными”, “правильными” или “лучше”, чем традиционные, могут быть расценены как пропаганда.
  • Привлекательность нетрадиционных сексуальных отношений: Любое представление нетрадиционных сексуальных отношений в позитивном свете, делающее их привлекательными для несовершеннолетнего, может быть признано пропагандой.
  • Искаженное представление о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений: Утверждения о том, что нетрадиционные сексуальные отношения имеют такую же социальную ценность, как и традиционные, также могут быть расценены как пропаганда.

Как НЕ пропагандировать, если к вам обратился ребенок, идентифицирующий себя как ЛГБТ+:

Ключевой момент - это разделение между предоставлением информации и формированием установок. Психолог может и должен предоставлять информацию о различных сексуальных ориентациях и гендерных идентичностях, но при этом категорически избегать любых действий, направленных на формирование у клиента каких-либо предпочтений или убеждений.

Вот конкретные примеры, как действовать в ситуации, когда к вам обратился несовершеннолетний, идентифицирующий себя как ЛГБТ+:

  1. Нейтральный язык и позиция:
    • Используйте нейтральный и уважительный язык при обсуждении сексуальных ориентаций и гендерных идентичностей.
    • Избегайте оценочных суждений (“это хорошо”, “это плохо”, “это правильно”, “это неправильно”).
    • Подчеркивайте, что выбор сексуальной ориентации или гендерной идентичности - это личное дело каждого человека.
    • Не выражайте личную поддержку или неодобрение по отношению к ЛГБТ+ тематике.
  2. Фокус на чувствах и переживаниях клиента:
    • Слушайте ребенка внимательно и с сочувствием, позволяя ему выразить свои чувства и переживания.
    • Помогайте ребенку осознать и принять свои чувства, независимо от того, как он себя идентифицирует.
    • Не давайте прямых советов и не подталкивайте ребенка к определенному решению.
    • Акцент должен быть на исследовании чувств и оказании эмоциональной поддержки, а не на формировании определенного отношения к своей идентичности.
  3. Предоставление информации (с осторожностью):
    • Если ребенок задает вопросы о различных сексуальных ориентациях и гендерных идентичностях, предоставляйте объективную и нейтральную информацию.
    • Избегайте использования ярких или эмоциональных описаний, которые могут быть расценены как пропаганда.
    • Убедитесь, что предоставляемая информация соответствует возрасту и уровню развития ребенка.
    • Предлагайте ребенку самостоятельно искать информацию из различных источников, подчеркивая важность критического мышления.
  4. Поддержка самоисследования:
    • Помогайте ребенку исследовать свою идентичность, задавая открытые вопросы, которые стимулируют самоанализ.
    • Подчеркивайте, что самоисследование - это нормальный процесс, который может занять время.
    • Не оказывайте давления на ребенка с целью быстрого определения своей идентичности.
  5. Работа с родителями/законными представителями (с учетом конфиденциальности):
    • Объясните родителям важность поддержки ребенка, независимо от его сексуальной ориентации или гендерной идентичности.
    • Помогайте родителям понять чувства и переживания ребенка.
    • Сделать фокус на отношения родителей и ребенка, вне зависимости от его самоопределения на данный момент, которое еще может оказаться ложным, если речь идет о несовершеннолетнем.

Итак, теперь конкретные примеры того, что стоит избегать в общении с клиентом:

  • Ребенок говорит: “Я думаю, что мне нравятся мальчики.”
    • НЕ пропаганда: “Понимаю. Расскажи мне больше о своих чувствах. Что тебе нравится в мальчиках? Как ты себя чувствуешь, когда думаешь об этом?” (Фокус на чувствах и переживаниях).
    • Пропаганда: “Это нормально! Многие подростки чувствуют то же самое. Быть геем - это прекрасно!” (Формирование положительной установки).
  • Ребенок спрашивает: “Кто такое гей?”
    • НЕ пропаганда: “Гей - это человек, которого привлекают люди одного с ним пола. Это один из вариантов сексуальной ориентации.” (Объективное предоставление информации).
    • Пропаганда: “Гей - это такой же человек, как и все остальные, но только он любит людей своего пола. На самом деле, геи часто более творческие и интересные люди!” (Позитивное представление с формированием привлекательности).

В заключение, работа психолога с ЛГБТ+ клиентами в России требует постоянной бдительности и готовности адаптировать свои высказывания к текущей правовой и социальной ситуации. Важно помнить, что ваша главная цель - помочь клиенту, не подвергая его и себя риску. Поэтому в терапии зачастую оптимально не фокусироваться  на теме сексуальной ориентации, а рассматривать ее как часть более широкого контекста личности клиента, тем самым минимизируя риски как для него, так и для себя. Если вы не уверены, как лучше сформулировать ту или иную мысль, лучше проконсультироваться с юристом, чтобы лишний раз не подвергать себя и пациента опасности. 

В любом случае, наша цель как психологов – помочь человеку чувствовать себя лучше в своей стране, вне зависимости от его сексуальных предпочтений. Фокус на этой задаче позволит с большей вероятностью оказывать помощь, не нарушая законодательство нашей страны.

Материалы по теме