logo

Песочная терапия против травли

15.11.2023 14:50
0
2768

Клинический психолог Иван Трибунский рассказал как метод песочного моделирования помогает в профилактики буллинга

Песочная терапия против травли

Актуальность проблемы буллинга в России подтверждается статистикой. По последним данным 57 % детей сталкивается с травлей и эта негативная тенденция только растет. Понимая это, Информационное объединение "Эра" радо представлять материалы подтвержденных специалистов Лиги, которые обладают бесценным опытом работы с этой проблемой.

Уникальный подход в психологической работе, направленной на профилактику буллинга, специально для "Эры, представил

Психолог Иван ТрибунскийТрибунский Иван Викторович - клинический психолог, песочный терапевт, действительный член ОППЛ, руководитель по вопросам взаимодействия с молодыми специалистами Крымского регионального отделения ОППЛ, член Ассоциации Песочной Терапии, специалист семейного медико-психологического центра "Начало", г. Севастополь, ассистент-преподаватель кафедры "Психология" ФГАОУ ВО "Севастопольский Государственный Университет".

Россия, Севастополь

Психологическая профилактика школьного буллинга, как системы деструктивных поступков, методом песочного психологического моделирования.

Проблема буллинга в школах, своей сутью относит нас к системе таких деструктивных взаимоотношений, при которой один ребенок посредством физического или психологического воздействия, наносит вред соответственно физическому или морально-психологическому благополучию другого ребенка. Буллинг в сути своей не является просто «конфликтной ситуацией», при которой сталкиваются интересы или мотивы учащихся. Буллинг в школьной среде – это именно система деструктивных воздействий, имеющая далеко идущие последствия, и совершенно негативным образом влияющая на психологическое благополучие и развитие ребенка, подвергшегося такому воздействию. Именно тяжелые, сложно обратимые последствия для развития личности ребенка, вынуждают уделять особое внимание этой проблеме.

При том, что не существует неких универсальных форм определения жертв буллинга, к концу 2020 - ого года, по данным Общероссийского народного фронта каждый третий ребенок в школе сталкивается с систематической травлей или психологическим и физическим насилием. С каждым годом проблема приобретает все более угрожающих характер, и требует новых ответов на вызовы подобного рода.

Рассматривая буллинг, как систему деструктивных действий, направленных против личности, мы конечно же столкнемся с такими явлениями как травля, кибербулинг, физическое преследование, навешивание ярлыков, унижение личности и достоинства по любому признаку, выделяющему конкретного ребенка из конкретно взятой школьной системы, агрессивные действия и высказывания и так далее. Конечно же обращает на себя внимание наличие непосредственно «агрессора» и «социальный фон», в рамках которого находятся молчаливые свидетели, либо одобряющие происходящее, либо не вмешивающиеся по принципу «лучше промолчу или мне самому достанется». Изучая психологические аспекты участников процесса, мы многое можем сказать об индивидуально-личностных характеристиках как агрессора и жертвы, так и «толпы». Этот аспект буллинга в достаточной мере изучен. Явления массовой травли, фактически являются последствием неумения ребенка конструктивно выражать и проживать свои эмоции, например, гнев и обида, со стороны агрессора, и неумение выстраивать продуктивные психологические защиты, неумение постоять за себя со стороны жертвы и части «молчаливой толпы». Корни деструктивной агрессии ребенка, выступающего в роли обидчика, зачастую относят нас к дефицитарной, деструктивной и авторитарной семейной системе в которой растет такой ребенок. Получая психологическую травму в неблагополучной семье, и не имея возможности ответить, такой ребенок перенаправляет свои агрессивные импульсы в то социальное поле, которое не сможет «дать сдачи» и за счет, которого можно почувствовать себя лучше по принципу компенсации. Интересно то, что психологические основы становления «жертвой» зачастую такие же, как и у «агрессора», то есть, авторитарная-дефицитарная семейная система. Отличия только в том, что «жертва», зачастую, перенаправляет агрессивный импульс внутрь себя, обращая против самого себя, как бы «оправдывая» агрессию обидчика, поскольку механизмы постоять за себя и «дать сдачи» не сформированы, а все попытки противостоять подавлены в семейной системе, по принципу «на маму и папу злиться нельзя, а если будешь злиться мы низвергнем все что тебе дорого и подавим любое инакомыслие в зародыше». Таким образом «жертва» как бы привыкает быть слабой, беспомощной, не способна обратиться за помощью, так как в психологии жертвы присутствует страх сделать еще хуже если будешь «ябидой». «Молчи и терпи» как стратегия жертвы, увы, приводит к ужасающим последствиям, и с каждым актом насилия все больше деформирует психическую систему развивающейся личности.

Именно потому особое внимание стоит уделять на тех детей, кто подвержен насилию и систематической травле, а на плечи взрослых, учителей и родителей, ложиться особая задача пресекать в корне любые попытки травли с одной стороны, и с другой максимально содействовать развитию гармонизирующей микро-социальной среды. Так же особая задача стоит перед школьной системой, заключающаяся в развитии у школьников позитивных психологических установок на взаимодействие и сотрудничество, развитие навыков эмпатии и поддерживающего общения, расширение вовлеченности учащихся в социальные процессы, повышение ответственности и уровня дружелюбия.

Проблема профилактики буллинга будучи системной, социальной проблемой, требует столь же системного подхода. Это и вопросы служб сопровождения школьников, программ профилактики и реабилитации, вопрос повышения квалификации педагогов в области психологической безопасности учащихся, и вопрос индивидуальной помощи и сопровождения семей, нуждающихся в особой социальной протекции, это так же вопрос социально-экономического климата и индивидуально-психологической, точечной поддержки лиц пострадавших от преследования. Конечно же, с моей точки зрения приоритетный вопрос, решение которого позволяет максимально широко охватить проблематику, это в первую очередь внедрение в систему школьного образования специализированных программ психологической поддержки и развития навыков коммуникации и сплочения, реализующихся как полноценные обучающие программы.

В поисках механизмов, способствующих эффективно выполнять задачи профилактики буллинга в школах, одним из инновационных подходов, в помощь социальному педагогу или психологу, является так называемая песочная терапия или в более новом формате психолого-педагогическое песочное моделирование.

Песочная терапияРис. 1 Элемент процесса построения песочных картин

Метод разработанный в середине прошлого века, изначально подразумевался как эффективная психотерапевтическая практика по работе с детьми, в новейшее время приобретает все большую популярность в работе как с детьми, так и со взрослыми. Данное направление психотерапевтической практики подразумевает использование специализированных подносов с песком (психологическая песочница) и коллекцию специальных фигурок-миниатюр, с целью построения самых разнообразных песочных картин-сюжетов, отражающих те или иные психологические состояния клиента или его жизненные ситуации. Фактически песочная терапия – это процесс разыгрывания микро-драматических сцен жизни, который позволяет человеку взглянуть на свою жизнь или ее отдельные элементы как бы «со стороны», в науке это называется «мета-позиция», то есть позиция «над/выше». Такой, на первый взгляд, примитивный процесс игры, на самом деле обладает мощнейшим потенциалом для субъектогенеза и развития личности, поскольку включает в себя все способы психического функционирования человека. Пока человек строит песочную композицию, например, на заданную тему «моя жизнь», он мысленным взором выбирает из ряда предложенных фигурок-стимулов те, которые будут тем или иным символическим способом отражать его реальную жизнь. И уже в ходе простого процесса построения некой игровой ситуации с помощью миниатюр, человек включается в процесс глубокого анализа, путем задавания самому себе ряда вопросов по типу «а что действительно есть в моей жизни?», или «а все ли есть то, чего я хотел?», «а нравится ли мне, то что я вижу?» и так далее, таким образом развивая в себе способности к самоанализу и саморефлексии. К тому же, стоит отдельно отметить, что в процессе построения и обдумывания картин человек отдельно включается в процесс эмоционального реагирования на те субъективные сюжеты, что возникают в пространстве психологической песочницы. То есть, человек фактически проживает те или иные эмоции, которые зачастую в реальной жизни, подавлены, но в игровой ситуации выходят на поверхность и становятся явными и ясными. Такой процесс «игры в песке», в присутствии психолога или социального-педагога, позволяет человеку не только безопасно проживать волнующие и порой болезненные эпизоды своей жизни, но и находить пути выхода, моделируя вероятностный образ будущего.

Рис. 2 Элемент групповой работы с психологической песочницей

Из выше сказанного совершенно очевидным становится, что песочная терапия, является универсальным инструментом коррекции, реабилитации и терапии для жертв буллинга. Фактически песочная терапия это один из самых мягки и безопасных способов говорить о сложном с ребенком, пострадавшим от насилия в школьной среде. Под чутким руководством психолога, для ребенка становится возможным не просто разблокировать свои переживания травматического характера, но и играя, сформировать те виды адаптивных психологических защит, которые не позволят в будущем повторится ситуации буллинга. В том числе, здесь речь идет и о навыках постоять за себя, найти множество вероятных стратегий разрешения конфликта, и конечно же способности занимать наиболее верную личностную позицию по отношению к ситуации буллинга.

Что касается групповой профилактики, то в этом вопросе с моей точки зрения, мы можем смело обратиться к опыту наших китайских партнеров, которые уже в достаточной мере массово использую методы песочной терапии во многих общеобразовательных учреждениях, в том числе школах.

Рис. 3 Фотографии представленные в монографии профессора Огнева А.С. «занятия по песочному моделированию в школах Сианя и Хайнаня»

В частности, по данным профессора А.С. Огнева в провинциях Шэнси и Хайнань, групповые занятия психолого-педагогическим песочным моделированием является частью обязательной общеобразовательной программы. В ходе занятий ученики учатся выражать свои эмоции, учатся договариваться и продуктивно решать конфликты, учатся уважению и развивают навык эмпатии. При этом в ходе занятия каждый ученик имеет возможность высказываться, заявить о себе, о своей проблеме, и попросить поддержку. В этом плане групповая психолого-педагогическая песочница выступает неким общим игровым полем для взаимодействия, в которое учащиеся погружаются в процессе активной совместной деятельности, что безусловно благотворно влияет на процессы групповой сплоченности и развивает в учащихся чувство общности и уважения к ближнему.

Идея групповой игровой песочной терапии привлекательна тем, что в соответствии с принципами деятельностного подхода в психологии, погружает обучающихся в общий процесс познания и игры, обеспечивая тем самым благотворное и гармоничное развитие психики и как следствие формирует социально-продуктивное, проактивное поведение. Умение совершать правильные, благие поступки зарождается именно в процессе коллективной игры, где каждый участник может применить на себя ту или иную социальную роль, и почувствовать соответственно одобрение от про-социального поведения и порицание от антисоциального поведения, не допуская при этом рисков травматизации.

Присутствие опытного взрослого, в процессе игры, позволяет гармонично направлять внутригрупповые процессы по пути разрешения конфликтных ситуаций без перехода в деструктивное поле, и при этом обеспечивает для учащегося эталонную модель гражданина и чуткого, эмпатичного человека. В группе ребенок не чувствует себя брошенным или одиноким, этот аспект позволяет смягчать негативные влияния неблагополучной семейной системы, и зарождает в ребенке образы ресурсного взрослого, готового прийти на помощь, а также небезразличной группы, социума. Наблюдение со стороны за разыгрыванием, например, ситуации травли, прежде «молчаливая толпа», персонифицируется и каждый участник группы принимает на себя часть ответственности за недопущение ситуации насилия, посредством эмпатичного чувствования. В этом им помогает образ и идея ситуации продуктивного разрешения конфликта, который зарождается в процессе моделирования. То есть в психическом мире ребенка начинает присутствовать четкая модель «ответа» на негативную ситуацию буллинга, что по сути, вооружает ребенка знанием о том «как должно поступить».

Таким образом песочная терапия и песочное психологическое моделирование является уникальным методом в профилактике ситуаций буллинга в школьной системе. Разыгрываемые на песочном пространстве сюжеты позволяют каждому специалисту-психологу или социальному педагогу всесторонне взглянуть на проблему буллинга в конкретно взятой микро-социальной среде школы или класса, и обеспечивает специалисту эффективный способ мягкой коррекции негативных проявлений, с одной стороны, и развитие позитивных, жизнеутверждающих качеств с другой. Песочное психолого-педагогическое моделирование – это системный подход к развивающейся личности ребенка, позволяющий сочетать в себе принципы диагностики, коррекции и развития, с целью предотвращения ситуаций травли и преследования, и развивающий здоровую просоциальную и проактивную личность.

 

 

Материалы по теме