logo

Внимание, мотор!

24.11.2022 08:40
0
3422

Ценность и этичность практики аудио или видеозаписи клиентских сеансов

Внимание, мотор!

Следующая отправная точка в изучении иностранного опыта использования записи клиентских сеансов - Ирландия!

Ранее в статье "Перед тем, как нажать кнопку записи" консультант Саморегулируемой организации Национальная Ассоциация "Союз психотерапевтов и психологов" Виктор Петрович Тютин уже представил правила поведения специалиста с точки зрения американского законодательства.

Теперь, речь пойдет о ценнейших результатах ирландского исследования 2019 года, которое призвано ответить на вопросы:

  1. В какой степени сеансы клиентов регистрируются во время обучения психотерапии в Ирландской Республике?
  2. Каковы опыт и взгляды ирландских психотерапевтов в отношении этой практики?

Представленный международный опыт будет безусловно полезен для российских специалистов, а также поможет наконец продвинуться в вопросе ценности и этичности ипсользования аудио и видеозаписи сессий с клиентами в России.  

Методология Онлайн-опроса была распространена среди членов Ирландской ассоциации гуманистической и интегративной психотерапии (IAHIP), которые подписались на веб-рекламу IAHIP (коэффициент ответов 30%; N = 120). Данные были проанализированы с использованием SPSS и тематического анализа.

Результаты 

Чуть менее половины опрошенных ирландских психотерапевтов сообщили о том, что во время обучения записывали сеансы с клиентами; эта практика значительно реже встречается среди недавних выпускников. В то время как незначительное большинство согласилось с записью во время тренировки, значительная треть не согласилась, а остальные сомневались. Те, у кого был регулярный опыт записи, больше всего поддерживали эту практику.

Положительными темами в отношении записи были следующие: «сильно способствует обучению», «фиксирует реальность», «бесценная возможность для стажеров получить свидетельство» и «подотчетность и защита клиентов», в то время как негативные темы были следующими: «тревожный, подавляющий опыт», «искажает/упускает реальность», «потребности стажеров вмешиваются в терапевтические отношения» и «нарушение конфиденциальности».

Вывод

Ирландские психотерапевты придерживаются сильных, но неоднозначных взглядов на запись, что отражает силу этой практики и ее этическую сложность. Предлагается рекомендуемый протокол обучения записи клиентских сессий.

Рекомендуемый протокол для записи клиентских сеансов во время психотерапевтического обучения

1. Процесс получения согласия клиента:

• Возможность записи сеансов со стажерами-психотерапевтами в рамках их обучения и супервизии, включена в служебную информацию, предоставляемую клиентам при первом посещении. Клиентов просят обозначить несогласие, согласие или неопределённость в отношении возможности записи сеанса и при этом должно быть отмечено, что это будет обсуждаться с терапевтом-стажером, если клиент выразит согласие или проявит неопределённость.

• Если клиент выражает согласие/неуверенность, то стажер обсуждает запись сеанса с клиентом в соответствующее время (в идеале после установления терапевтических отношений) и клиенту дается форма информации/согласия, чтобы он мог забрать её с собой и просмотреть перед предстоящей сессией, и которая включает следующие позиции:

- Записи будут использоваться только для согласованной цели: развитие стажера.

- Доступ к записям будет только у стажера и супервизора/инструктора.

- Записи будут надежно обработаны, сохранены и уничтожены в соответствии с профессиональными этическими принципами и законодательством о защите данных.

- Обозначается продолжительность хранения и согласованные сроки уничтожения записи.

- В любое время клиент может запросить, чтобы часть или весь сеанс не записывались, или может отозвать своё полное согласие.

• Если клиент дает согласие на последующем сеансе, то и клиент, и стажер подписывают форму информации/согласия, и клиенту предоставляется копия для хранения.

2. Управление конфиденциальными записями и стенограммами:

• Обеспечение технической компетентности стажеров и инструкторов/супервизоров при осуществлении записи, загрузки и удалении записей.

• Письменный протокол, подписанный стажерами и инструкторами/супервизорами, включает в себя соглашение о том, что:

- Записи будут использоваться только для согласованной цели развития стажера.

- Записи будут обрабатываться в соответствии с профессиональными этическими нормами и законодательством о защите информации.

- Записи будут удалены с записывающего устройства при первой же возможности и сохранены в виде аудио/видеофайлов на защищенном паролем компьютере.

- В транскрипциях будут удалены все потенциально идентифицирующие материалы.

- Доступ к записям/расшифровкам имеют только стажер и супервизор/тренер.

- Сроки удаления всех материалов, записей и расшифровок, хранящихся всеми сторонами (стажеры, супервизоры и инструкторы) согласовываются и соблюдаются.

3. Внимание к потребностям и развитию стажеров:

• Слушателям предоставляется возможность изучить свои неуверенности и попрактиковаться в обсуждении возможности записи сеансов с клиентами, чтобы цель такой записи могла быть спокойно до них донесена.

• Регулярная (в отличие от одноразовой/случайной) запись сеансов с согласия клиентов рекомендуется как менее навязчивая и более полезная.

• Инструкторы/супервизоры дают четкую информацию о том, что они будут делать, и как ожидается будут действовать обучающиеся при просмотре и анализе записей (например, внимание к выявленным навыкам формулирования целей, наблюдение за терапевтическим действием/реакцией, рассмотрение динамики переноса/контрпереноса, размышления о теории и намерениях и т. д.).

• Инструкторы/супервизоры работают над тем, чтобы воспитать дух непредвзятого, любознательного и исследовательского поведения при просмотре записей с обучаемыми, чтобы свести к минимуму неуверенность и максимизировать обучение.

Материалы по теме