Следующая отправная точка в изучении иностранного опыта использования записи клиентских сеансов - Ирландия!
Ранее в статье "Перед тем, как нажать кнопку записи" консультант Саморегулируемой организации Национальная Ассоциация "Союз психотерапевтов и психологов" Виктор Петрович Тютин уже представил правила поведения специалиста с точки зрения американского законодательства.
Теперь, речь пойдет о ценнейших результатах ирландского исследования 2019 года, которое призвано ответить на вопросы:
- В какой степени сеансы клиентов регистрируются во время обучения психотерапии в Ирландской Республике?
- Каковы опыт и взгляды ирландских психотерапевтов в отношении этой практики?
Представленный международный опыт будет безусловно полезен для российских специалистов, а также поможет наконец продвинуться в вопросе ценности и этичности ипсользования аудио и видеозаписи сессий с клиентами в России.
Методология Онлайн-опроса была распространена среди членов Ирландской ассоциации гуманистической и интегративной психотерапии (IAHIP), которые подписались на веб-рекламу IAHIP (коэффициент ответов 30%; N = 120). Данные были проанализированы с использованием SPSS и тематического анализа.
Результаты
Чуть менее половины опрошенных ирландских психотерапевтов сообщили о том, что во время обучения записывали сеансы с клиентами; эта практика значительно реже встречается среди недавних выпускников. В то время как незначительное большинство согласилось с записью во время тренировки, значительная треть не согласилась, а остальные сомневались. Те, у кого был регулярный опыт записи, больше всего поддерживали эту практику.
Положительными темами в отношении записи были следующие: «сильно способствует обучению», «фиксирует реальность», «бесценная возможность для стажеров получить свидетельство» и «подотчетность и защита клиентов», в то время как негативные темы были следующими: «тревожный, подавляющий опыт», «искажает/упускает реальность», «потребности стажеров вмешиваются в терапевтические отношения» и «нарушение конфиденциальности».
Вывод
Ирландские психотерапевты придерживаются сильных, но неоднозначных взглядов на запись, что отражает силу этой практики и ее этическую сложность. Предлагается рекомендуемый протокол обучения записи клиентских сессий.
Рекомендуемый протокол для записи клиентских сеансов во время психотерапевтического обучения
1. Процесс получения согласия клиента:
• Возможность записи сеансов со стажерами-психотерапевтами в рамках их обучения и супервизии, включена в служебную информацию, предоставляемую клиентам при первом посещении. Клиентов просят обозначить несогласие, согласие или неопределённость в отношении возможности записи сеанса и при этом должно быть отмечено, что это будет обсуждаться с терапевтом-стажером, если клиент выразит согласие или проявит неопределённость.
• Если клиент выражает согласие/неуверенность, то стажер обсуждает запись сеанса с клиентом в соответствующее время (в идеале после установления терапевтических отношений) и клиенту дается форма информации/согласия, чтобы он мог забрать её с собой и просмотреть перед предстоящей сессией, и которая включает следующие позиции:
- Записи будут использоваться только для согласованной цели: развитие стажера.
- Доступ к записям будет только у стажера и супервизора/инструктора.
- Записи будут надежно обработаны, сохранены и уничтожены в соответствии с профессиональными этическими принципами и законодательством о защите данных.
- Обозначается продолжительность хранения и согласованные сроки уничтожения записи.
- В любое время клиент может запросить, чтобы часть или весь сеанс не записывались, или может отозвать своё полное согласие.
• Если клиент дает согласие на последующем сеансе, то и клиент, и стажер подписывают форму информации/согласия, и клиенту предоставляется копия для хранения.
2. Управление конфиденциальными записями и стенограммами:
• Обеспечение технической компетентности стажеров и инструкторов/супервизоров при осуществлении записи, загрузки и удалении записей.
• Письменный протокол, подписанный стажерами и инструкторами/супервизорами, включает в себя соглашение о том, что:
- Записи будут использоваться только для согласованной цели развития стажера.
- Записи будут обрабатываться в соответствии с профессиональными этическими нормами и законодательством о защите информации.
- Записи будут удалены с записывающего устройства при первой же возможности и сохранены в виде аудио/видеофайлов на защищенном паролем компьютере.
- В транскрипциях будут удалены все потенциально идентифицирующие материалы.
- Доступ к записям/расшифровкам имеют только стажер и супервизор/тренер.
- Сроки удаления всех материалов, записей и расшифровок, хранящихся всеми сторонами (стажеры, супервизоры и инструкторы) согласовываются и соблюдаются.
3. Внимание к потребностям и развитию стажеров:
• Слушателям предоставляется возможность изучить свои неуверенности и попрактиковаться в обсуждении возможности записи сеансов с клиентами, чтобы цель такой записи могла быть спокойно до них донесена.
• Регулярная (в отличие от одноразовой/случайной) запись сеансов с согласия клиентов рекомендуется как менее навязчивая и более полезная.
• Инструкторы/супервизоры дают четкую информацию о том, что они будут делать, и как ожидается будут действовать обучающиеся при просмотре и анализе записей (например, внимание к выявленным навыкам формулирования целей, наблюдение за терапевтическим действием/реакцией, рассмотрение динамики переноса/контрпереноса, размышления о теории и намерениях и т. д.).
• Инструкторы/супервизоры работают над тем, чтобы воспитать дух непредвзятого, любознательного и исследовательского поведения при просмотре записей с обучаемыми, чтобы свести к минимуму неуверенность и максимизировать обучение.