Российское общество на этапе выхода из пандемии Ковид-19 и реабилитации после неё проходит в сложной социально-политической ситуации.
При этом надо иметь в виду, что в современной России в системе минздрава специалистов. способных оказывать психотерапевтическую и психологическую помощь насчитывается всего лишь около 14000 человек при численности населения страны в 145 млн. человек. В то же время, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, влияние на психическое здоровье на фоне пандемии коронавируса Ковид-19 могут в той или иной степени испытывать от 20 до 40 (и даже выше) процентов населения конкретной страны. Применительно к Российской Федерации это может составить от 29 до 60 млн. человек.
В этих условиях, 14000 специалистов, какими бы талантливыми и высокоподготовленными психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами они ни были бы, даже теоретически будут не способны оказать помощь всем нуждающимся и люди будут вынуждены обращаться либо к частнопрактикующим специалистам всех модальностей, а также к знахарям и целителям сомнительной квалификации, либо выплёскивать свои проблемы в протестном движении и, вполне ожидаемо, под антиправительственными лозунгами.
При этом следует учитывать, что движение антипрививочников, практически сорвавшее массовую вакцинацию от Ковид-19 зимой-весной 2021 года, носит в основном протестный характер, источником которого стала долгое время отрицавшаяся властью, но всё же силовым приёмом проведённая в стране пенсионная реформа. Выводы о серьёзности ситуации с коронавирусом и её влияние на социально-политическую обстановку в стране в преддверии парламентских выборов в сентябре 2021 года вполне обоснованы и базируются на результатах серьёзных исследований.
Например, англо-немецкая группа учёных опубликовала 24 апреля 2021 года в журнале BMC Psychology статью «Влияние пандемии COVID-19 на психическое здоровье населения в целом: сравнение Германии и Великобритании». Вот их основной вывод: «Поскольку 25% респондентов из Германии и Великобритании сообщили о субъективном ухудшении общих психологических симптомов, а 20–50% респондентов из Германии и Великобритании достигли клинического порога депрессивных и дистимических симптомов, а также тревог, это, в частности, указывает на необходимость адаптированные системы вмешательства для поддержки значительной части населения».
Команда китайских исследователей опубликовали в декабре 2020 – январе 2021 г. другое исследование: «Распространенность проблем психического здоровья во время пандемии COVID-19: систематический обзор и метаанализ».
Они изучили 821 запись из биомедицинских баз данных и 53 записи из баз данных препринтов. В их метаанализ было включено 66 исследований с 221970 участниками. Общая объединенная распространенность депрессии, тревоги, дистресса и бессонницы составила 31,4%, 31,9%, 41,1% и 37,9% соответственно. Пациенты с неинфекционными хроническими заболеваниями, лица на карантине и пациенты с COVID-19 имели более высокий риск депрессии (Q = 26,73, p <0,01) и тревожности (Q = 21,86, p <0,01), чем другие группы населения. У населения в целом и немедицинского персонала риск дистресса был ниже, чем у других групп населения (Q = 461,21, p <0,01). Врачи, медсестры и немедицинский персонал показали более высокую распространенность бессонницы (Q = 196,64, p <0,01), чем другие группы населения.
Вывод, к которому они пришли, совпадает с выводом англо-немецкой группой учёных: «Пандемия COVID-19 увеличивает проблемы психического здоровья населения мира, особенно работников здравоохранения, пациентов с неинфекционными хроническими заболеваниями, пациентов с COVID-19 и лиц, находящихся на карантине. Срочно необходимы меры по охране психического здоровья для предотвращения проблем с психическим здоровьем».
Ещё одна группа учёных в статье «Глобальная распространенность проблем психического здоровья среди населения в целом во время пандемии коронавирусной болезни-2019: систематический обзор и метаанализ» пришла к аналогичным результатам: «Оценка глобальной распространенности депрессии составила 28,0%; 26,9% - тревога; 24,1% - симптомы посттравматического стресса; 36,5% - стресс; 50,0% - психологический стресс; и 27,6% - проблемы со сном».
В американском новостном бюллетене MedicalNewsToday опубликована статья: «COVID-19: у каждого третьего диагностировано заболевание головного мозга или проблемы психического здоровья», в которой приводятся следующие данные: Исследование показывает, что в США в 2020 году примерно у трети выживших с COVID-19 было диагностировано неврологическое или психическое заболевание в течение 6 месяцев с момента постановки диагноза COVID-19. Наиболее частыми диагнозами были тревога и расстройства настроения. Неврологические состояния, такие как инсульт и деменция, возникали реже, но чаще встречались у людей с тяжелой формой COVID-19. Общий эффект этих расстройств, многие из которых носят хронический характер, может быть значительным для систем здравоохранения и социальной помощи из-за масштабов пандемии.
С учётом результатов этих исследований важно доносить до Правительства и Президента РФ информацию о том, что ввиду катастрофических масштабов уже проявляющихся и ожидаемых последствий для психологического здоровья россиян на выходе из пандемии и на этапе реабилитации после неё, жизненно важно сейчас максимально расширять и облегчать доступ населения к психологической и психотерапевтической помощи со стороны профессионально подготовленных и аккредитованный специалистов, объединённых в соответствующие саморегулируемые и общественные организации.
Статья подготовлена по материалам автора:
Тютин Виктор Петрович - Независимый член Президентского Совета СРО Национальная Ассоциация "Союз психотерапевтов и психологов"