logo

Стремление помогать как национальная особенность

21.02.2025 13:26
0
1141

Виктор Макаров в прямом эфире РБК рассказал о важности готовящегося закона о психологической деятельности в России

Стремление помогать как национальная особенность

19 февраля в 20:25 по мск. в эфире программы «ЧЭЗ"(Что это значит) на РБК  обсуждался проект нового закона о психологической деятельности в России сообщает Психологическая газета. 

В дискуссии приняли участие:

  • Виктор Викторович Макаров, доктор медицинских наук, президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и СРО Национальная ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов»;
  • Алексей Михайлович Богачев, руководитель рабочей группы по психологическому благополучию населения при Комитете Госдумы России по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства;

  • Олег Васильевич Дурнов, член координационного совета Гильдии психотерапии и тренинга;

  • Елена Владимировна Шуварикова, кандидат психологических наук, директор Института супервизии и групповой терапии.

Запись эфира смотрите здесь

Расскажем, о чем говорили эксперты. 

В.В. Макаров: «В нашей стране отличные психологи, их огромное количество. Мы провели три лонгитюдных исследования, по нашим данным, от 106 до 109 тысяч. Когда говорят о плохих психологах, они, конечно, есть, но наши этические комитеты не завалены делами против психологов. Суды не завалены делами против психологов. У нас отличные психологи, и важно понимать, что практическая психология — во многом профессия второй половины жизни. Человек должен иметь соответствующий жизненный опыт, чтобы стать психологом. Мы сегодня в нашей работе не сможем обойтись без тех, кто получал профессиональную переподготовку с начала 1990-х. Они прекрасно работают, помогают множеству людей. Психолог — это специальность с невысокой зарплатой, но тем не менее множество людей работает, стремясь помогать. Это наша национальная особенность. Мы поддерживаем профессиональную переквалификацию и считаем, что исключать профессиональную переквалификацию через несколько лет — неправильно. Это точка зрения нашего сообщества. А регулирование во многом важно отдать саморегулируемым организациям психологов».

О.В. Дурнов: «Разумная регуляция, вероятно, нужна. Но точно не в таком виде. На сегодняшний день петицию /против обсуждаемого варианта проекта/ подписали 3500 специалистов. Потому что тот документ, который мы видим, противоречит действующему законодательству РФ. Это дискриминация психологов, специалистов, которые, чаще всего за свои деньги, легально, с защитой диплома получили профессиональную переподготовку и в настоящий момент успешно работают».

А.М. Богачев: «Есть очень серьезная проблема… С одной стороны, да, действительно есть люди, которые получили неплохую подготовку. Но есть и другие случаи. Их огромное количество. Существует огромное количество фирм-живопырок, где за два-три дня, не то что за несколько месяцев, можно получить диплом о профессиональной переподготовке на базе непрофильного высшего образования и заниматься информационным манипулированием — это в лучшем случае. Таких людей очень много. Поэтому рабочая группа привлекает специалистов из МГУ, из СПбГУ, из РГПУ имени А.И. Герцена, консультируясь с большим количеством экспертов, сочла необходимым — с учетом национальной безопасности, а также безопасности граждан — при наличии действительно существенного количества специалистов, прошедших переподготовку, и огромного количества шарлатанов сочла возможным отказаться от радикального варианта, продвигаемого вышеупомянутыми учебными заведениями, и предусмотреть переходный период, а также экзамен, проводимый советами по национальной квалификации. Соответственно, такой экзамен и время, данное на получение высшего образования, … этот лаг дает возможность профессионалам встроиться в ряды тех, у кого есть высшее образование. Конечно, это неудобно. И в то же время, например, в медицине никакой переподготовки нет и не может быть в помине».

Е.В. Шуварикова: «В.В. Макаров поднял важную тему об этике. Как раз об этике в законе ничего не сказано. Самые простые этические принципы. Чтобы любой практикующий психолог имел свою собственную психотерапию и супервизию. Об этом речи не идет. А это как раз гаранты качества для наших клиентов.

И я поддержу идею переподготовки. Это важная идея и для нашей страны, и для нашей профессии. Потому что психолог — в отличие от врача, от педагога — учится совершенно иначе. Психолог в 18–20 лет не может быть психологом-консультантом. Им, как и всем остальным в мире, нужно еще 5–10 лет, чтобы стать действительно практиком, чтобы овладеть конкретным методом… Недостаточно просто академических знаний. И если в законе не будет права практиковать тем, кто закончил переподготовку, то мы лишимся 80% практикующих психологов в нашей стране».

О.В. Дурнов: «…здесь возникает вопрос, мы хотим загнать в тень наших коллег, которые вышли из тени, стали самозанятыми, стали платить налоги?»

А.М. Богачев: «Здесь надо выбирать из двух зол меньшее. Огромное количество людей получили дипломы за 2–3 дня, это просто конвейер. Из соображений национальной безопасности государства это /пойти в магистратуру/ надо будет сделать. С учетом того, что сейчас выйдем на Невский проспект или на Тверскую улицу, кинем какой-нибудь предмет — и большой шанс, что мы попадем в дипломированного психолога. Чаще всего с переподготовкой».

О.В. Дурнов: «Национальная безопасность — это про то, что нам предстоит в ближайшие годы тяжелейшая реабилитация людей, которые вернутся с СВО. Кто этим будет заниматься? Вице-спикер Госдумы А.Ю. Кузнецова не так давно говорила, что необходимо срочно переподготовить людей, готовых заниматься этой работой».

Материалы по теме