logo

Психотерапия и супервизия на острие времени

12.09.2024 15:04
0
23253

Какие задачи может решать супервизия в формате социальной психотерапии? Рассказывает кандидат медицинских наук Чеглова Ирина Алексеевна

Чеглова Ирина психолог

Яркий доклад, представленный на секции Первого Университета профессора В. В. Макарова, вошел в номер регулярного издания Профессиональной психотерапевтической газеты (№ 8, август 2024 г.). В её регулярном издании отражены все события профессиональной жизни психолога, психотерапевта, а также тот огромный объем работы, который ежедневно выполняем мы с вами, и только мы.

Информационное объединение "Эра" радо представить его вам, дорогие читатели! Так как именно новые концепции и идеи наших коллег, помогают практикующим психологам и психотерапевтам развиваться, вдохновляясь и улучшая свою работу по оказанию помощи населению нашей страны. 

Автор статьи:

Чеглова Ирина Алексеевна, Кандидат медицинских наук; Врач психотерапевт, медиатор, супервизор; Вице-президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

Посвящается учителю и наставнику, Профессору Виктору Викторовичу Макарову.

Психотерапия и супервизия на острие времени. Концепция супервизионного процесса в формате социальной психотерапии.

Дорогие коллеги!

Сегодня мы с вами поговорим о том, какие задачи сейчас может решать супервизия в формате социальной психотерапии. Причем ключевое слово здесь — решать «сейчас». В моменте. На острие времени. Для этого мы с вами обсудим следующие вопросы:

  • Вызовы и задачи нашего времени;
  • Как мы будем их решать: социальная психотерапия и профессиональная супервизия — единый технологический пакет высоких гуманитарных технологий;
  • Супервизия как рефлексивное зеркало психотерапии — уровни (основания, процессы, человеческий потенциал, ситуации и целеполагание).

Я хочу обсудить с вами эти вопросы с позиции, которую я сформировала исходя из моего образования и опыта работы в сфере профессиональной медицины. К этой сфере относится моя базовая специальность — космическая медицина. Главная задача профессиональной медицины — не поиск и лечение болезней, а обеспечение профессионального здоровья. Оно определяется как процесс развития регуляторных свойств организма, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности и профессиональное долголетие.

Я пришла в психотерапию из космической медицины в 2001 году. И сразу же увидела ее с той же сугубо прагматичной производственной позиции — как инструмент актуализации и реализации человеческого потенциала и решения стоящих перед человеком задач.

В настоящее время в ОППЛ под руководством В.В. Макарова и А.Л. Каткова развивается модель социальной психотерапии, которая мне очень близка своей направленностью на результат и фокусировкой на взаимодействии человека и общества. Это очень своевременная модель, поскольку мы живем в эпоху острых и драматических перемен. Мы живем в эпоху глобального кризиса, когда у нас одновременно меняется способ производства (от капитализма пока непонятно к чему), модель общества (от книжного к сетевому) и тип культуры (от чувственного «про земное» — к сверхчувственному — про «небо»).

В истории кризисы подобного масштаба случались четырежды:

— в мезолите, когда были исчерпаны ресурсы для охоты и собирательства;— в классической древности после Троянской войны;— после крушения Западной Римской Империи;— в Средние века.

Каждый раз цивилизация выходила из таких кризисов через расширение ойкумены — освоенной и окультуренной земли. Сейчас впервые в истории человечества неосвоенная земля на планете закончилась. И если мы как человечество собираемся из этого кризиса выходить, нам нужно решить следующие задачи:

1. Сборка и переосмысление накопленных знаний, трансформация картины мира.

2. Создание новых форматов мышления, коммуникаций, деятельности, языка.

3. Создание новых видов социальности (в том числе на основе самоорганизации и личной инициативы людей).

4. Выход за пределы нынешней ойкумены.

Мне представляется, что социальная психотерапия по определению и по построению призвана способствовать постановке и решению этих задач. При этом особенно важно, что психотерапия как таковая изначально содержит в себе рефлексивный контур (или рефлексивное зеркало), который представляет собой супервизия. С практической точки зрения психотерапию и супервизию вместе можно определить как высокую технологию самосознания и самодвижения человека в процессе социализации и ресоциализации человека и построения общества следующей фазы развития через совместное мышление.

При профессиональном проведении как терапевтический, так и супервизионный процессы включают три когнитивных лифта:

  • Рефлексия (обращение сознания на самого себя);
  • Понимание (ориентировка по отношению к происходящему);
  • Сдвиг (появление нового состояния и нового знания).

Поэтому психотерапия и супервизия должны рассматриваться как единый технологический пакет, который предполагает единство науки, практики, образования, специального языка, представленности в искусстве и культуре (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Рабочая схема технологического пакета «Социальная психотерапия / Профессиональная супервизия»

Необходимо отметить, что если мир находится в процессе глобализации, то все технологические пакеты распределяются по различным территориальным образованиям. Когда мы выходим из глобализации и движемся к автаркии (замыкаем экономику и общество на своей территории), мы собираем у себя все необходимые технологические пакеты — как производственные, так и гуманитарные. Так строится интеллектуальный суверенитет страны и системы онтологической (мировоззренческой), информационной, технологической, демографической безопасности. Для такой работы нужны люди с определенными качествами мышления, коммуникации и деятельности. Психотерапия помогает людям эти качества актуализировать и проявлять, а супервизия помогает делать это эффективно и качественно.

Теперь давайте посмотрим, как супервизионный процесс может взаимодействовать с психотерапевтическим внутри технологического пакета, как работает этот рефлексивный контур. Другими словами — что супервизия может делать для психотерапии, особенно в ее социальном формате.

Функции супервизии в формате социальной психотерапии:

  1. Рефлексия оснований. Кто мы такие, что и зачем мы делаем? Чего хотим достичь своей работой в ближайшей и отдаленной перспективе? Какой антропотип выращиваем, какое общество создаем, какую цивилизацию строим, и какие перспективы обеспечиваем биологическому виду Homo sapiens sapiens и человечеству в целом?
  2. Рефлексия процессов. На каком уровне мы работаем? Утешение? Просвещение? Созидание?
  3. Рефлексия человеческого потенциала. Что за человек пришел к нам за помощью? Каков его потенциал? Какова его сверхзадача, и как он сможет сделать себя соразмерным ей с нашей помощью?
  4. Рефлексия ситуации. Содержание, позиция, сюжет, жанр, культурный код / цивилизационная матрица, трансценденция.
  5. Рефлексия целеполагания и целедостижения. На каком этапе пути к правильному положению в мироустройстве находится человек и мы вместе с ним?

Рассмотрим каждую из этих функций подробнее.

1. Рефлексия оснований

Если вы, уважаемые коллеги, согласитесь посмотреть на психотерапию как на инструмент работы с человеческим потенциалом на острие времени, на острие истории, в точке, куда нас эта история привела, то вы увидите четыре уровня, на которых психотерапия работает — четыре уровня вызовов, на которые она призвана ответить. И вы поможете их увидеть своим клиентам и супервизантам.

Уровень 1 — Онтогенез — построение жизненного пути человека.

Уровень 2 — Социогенез — социализация человека и построение отношенческой структуры общества.

Уровень 3 — Этногенез — жизненные циклы народов и построение цивилизации.

Уровень 4 — Антропогенез — судьба вида Homo sapiens sapiens.

Я предлагаю рассмотреть эти уровни и пойти при этом сверху вниз, от общего к частному.

Уровень 4 — Антропогенез. Это уровень судьбы вида Homo sapiens sapiens в целом. На нем располагаются вызовы, с которыми психотерапия отчасти уже сталкивается, а в ближайшее время столкнется в гораздо большей степени.

  • Межвидовое взаимодействие. Если у вас два пола, то вы представитель одного биологического вида. Если 72 — другого. Потому что биологический вид — это совокупность особей, свободно скрещивающихся между собой. Если вы имеете технически модифицированные органы чувств или мозг, то вы тоже представитель другого биологического вида. И с этим приходится иметь дело.
  • Взаимодействие с неантропоморфным, нечеловеческим сознанием. Нам придется работать с этим при создании сильного или продвинутого среднего ИИ.
  • Взаимодействие с неантропной, абсолютно чуждой человеку средой — при освоении ближнего и дальнего космоса.

Уровень 3 — Этногенез. На этом уровне мы имеем дело с глобальным мировоззренческим противоречием между общественным сознанием и общественным бытием. С точки зрения общественного сознания есть тенденция к глобализации знаний и смыслов, когда все они равноправны и достойны уважения. С точки зрения общественного бытия — на протяжении всей истории мы видим жесткие столкновения народов и цивилизаций, поглощение и уничтожение одних другими. Это всегда сопровождается феноменом демонизации и дегуманизации (расчеловечивания).

Так, всем нам знаком термин «общечеловеческие ценности» — истинный по сути на уровне общественного сознания и хорошо рефлексируемый со времен Иисуса Христа, но при этом широко использованный на уровне общественного бытия в качестве инструмента демонизации и дегуманизации в борьбе Запада против СССР. Этот вызов в настоящее время стоит перед нами как профессионалами особенно остро в связи с развитием технологии информационной (когнитивной) войны. К большому сожалению, ряд коллег стали агентами в этой войне и трансляторами жестких дегуманизирующих мемов. Исследование и качественное представление феномена агентирования в профессиональной среде — одна из задач, которая также должна быть решена профессиональным сообществом.

Цивилизация как способ организации жизни — это социальный двигатель открытого типа, который захватывает все новые и новые этнические группы и перемалывает их. Накапливается цивилизационная усталость, что сопровождается драматическим снижением пассионарности, демографическими кризисами и по сути вырождением: «В последний век римлянки не хотели рожать детей, а римляне не хотели идти в армию». И здесь мы также имеем дело с мощным вызовом — демографией носителей цивилизационных культурных кодов. Мы работаем в условиях, когда экономика техносферы встает в жесткое противоречие с естественной потребностью человека к продолжению рода.

Уровень 2 — Социогенез. Построение социальной структуры общества.

  • Геополитический уровень — глобальный кризис. Здесь есть две точки зрения: А. Это системный кризис или кризис миропорядка. В этом случае побеждает гегемон, который установит новый миропорядок. Б. Это фазовый кризис, или кризис мироустройства, в котором побеждают периферия и полупериферия. В любом случае высокоактуален вопрос обороноспособности страны и обеспечения суверенитета. А для этого нужны люди, способные решать данный вопрос.
  • Уровень страны. Здесь мы имеем дело с ситуацией холодной гражданской войны: разные ценности и разные образы будущего, которые принципиально несовместимы. Кто-то считает, что у нас плохо — а там хорошо. А кто-то, что плохо и там, и там. И поэтому у нас отличные шансы для развития. Причем в исторической перспективе обе эти позиции важны для этногенеза.

Уровень 1 — Онтогенез. Построение индивидуальной судьбы. Качество нашей работы может определяться площадью баланса:

  • уровень жизни (качество существования) — отношение уровня дохода к прожиточному минимуму;
  • качество жизни (качество бытия) — широта спектра жизненных возможностей и выборов;
  • смысл жизни (качество трансценденции или богообщения) — время личной экзистенции, время «полноты жизни».

2. Рефлексия уровня работы

Можно различить три уровня психотерапевтической работы: терапия утешения, терапия посвящения/просвещения и терапия созидания.

Терапия утешения:

— собирает человека под требования сеттинга/концепта, который предлагает специалист и/или школа;

— формирует навыки принятия себя и своей жизни вне связи с реальными жизненными задачами;

— фокусирует внимание на эмоциональных переживаниях, имеющих преимущественно биологическую природу.

Терапия посвящения (просвещения):

— создает язык описания наблюдаемых феноменов и решаемых задач. Разрабатывается на острие времени, а затем работает по схемам, пришедшим от «отцов-основателей»;

— собирает человека под требования бóльших систем — рода, сферы деятельности, конфессии, нации и т.п.;

— фокусирует внимание на родовых и архетипических структурах как источниках психической энергии, имеющих биосоциальную природу.

Терапия созидания:

Творец и созидатель — продукт штучный. Поэтому работа на этом уровне ведется строго индивидуализированно. Терапия созидания:

— собирает человека под задачу/стратегию, которую он себе ставит в соответствии с велениями времени;

— развивает форматы мышления и создает психофизиологические структуры, способные отвечать на предельные вызовы времени через актуализацию человеческого потенциала;

— связана с глубинной трансформацией или даже построением личности на базе духовного опыта.

3. Рефлексия человеческого потенциала.

Третий аспект, где супервизия может существенно помогать — это рефлексия человеческого потенциала.

С кем работает «терапия созидания»? Я называю таких людей «Призванными» (рис. 2). С одной стороны, им свойственна высокая чувствительность нервной системы (эмпатия, впечатлительность, увлеченность). С другой стороны — высокая пассионарность: страстность, предприимчивость, готовность к риску. Жить на такой растяжке очень трудно и крайне интересно. И наша задача — помочь им перейти от состояния тревожной мобилизованности, в которой они живут, к состоянию мобилизованности осознанной, к осмысленной жизни в балансе «смысл жизни — качество жизни — уровень жизни».

Пассионарность по Л.Н. Гумилеву — фактор этногенеза. Именно такие люди создают цивилизацию и поддерживают ее. А дефицит таких людей означает закат цивилизации. Это и делает их героями нашего времени.

 

 

 

 

Рисунок 2. «Призванные», или люди self-made

Основоположник психоистории Эрик Эриксон писал:

  • Психология отдельной личности и психология соответствующей эпохи должны рассматриваться в единстве и взаимовлиянии.
  • «Отдельные люди настолько остро чувствуют социально-исторический и культурный контекст своего времени, что становятся выразителями как его сознательно озвучиваемых идей, так и подспудных настроений и восприятий». Они живут «на острие времени».

Наше время отличается дефицитом качественного воспитания и образования, ориентированного на призвание. То есть, у нас нет четкой и внятной системы подготовки, которая с детства калибровала бы сенсорику, эмоции, интуицию и волю. Прежде такие институции выстраивала аристократия и выделившаяся из нее крупная буржуазия, на базе достижений которых была построена советская система образования и воспитания. Она позволила нашей стране в XX веке в короткий срок реализовать небывалые по масштабу задачи и фактически пересобрать русскую цивилизацию. Сейчас институции работают в основном на базе частной инициативы. К ним относится в том числе высококачественная психотерапия.

Мне представляется, что имеющая место «институализация снизу», в том числе и с применением предлагаемой концепции, будет способствовать решению задач, стоящих перед обществом на острие времени.

4. Рефлексия ситуации

Следующим важным аспектом психотерапии, который важно качественно отразить в зеркале супервизии, является рефлексия ситуации (рис. 3), в которой находится человек и с которой он обращается за помощью.

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Рефлексия ситуации

5. Рефлексия целеполагания и целедостижения

И наконец, последний по номеру, но первый по значению аспект — это целеполагание / целедостижение (рис. 4). Предлагаемая вашему вниманию модель предлагает оценить намерение клиента к изменениям как проектный переход из текущего положения в мироустройстве к желаемому. При этом важно выявить и актуализировать адекватную данному проекту амбицию, интуицию возможностей, релевантный жизненный опыт и набор имеющихся в распоряжении жизненных стратегий.

Содержательная деятельность

Рисунок 4. Рефлексия целеполагания / достижения

Практика показывает, что человеку требуется помощь в одной из пяти точек проектного перехода:

1. Зарождение образа правильного положения в мироустройстве;

2. Построение образа пути;

3. Переходная зона;

4. Вход в желаемую область;

5. Работа с результатами перехода (освоение достигнутого).

Таким образом, я бы хотела постулировать, что целевая направленность технологического пакета социальная психотерапия — профессиональная (производственная) супервизия — это призвание человека и реализация его потенциала. Такая работа предъявляет как к терапевту, так и к супервизору критическое требование: наличие того, что я называю благословляющим потенциалом личности.

Когда-то я на себе испытала его благотворное действие. Это было в 2001 году на обучающей терапевтической группе по транзактному анализу, которую вел в рамках программы по профессиональной переподготовке РМАПО Виктор Викторович Макаров. Тогда я увидела, как это работает. И вся моя 22-летняя работа исследователя и практика была направлена на то, как это можно смоделировать и описать. 

1. Примечанием к пункту 4 добавлю еще один вариант: в космос через психокосмос. Об этом, в частности, говорит в своих работах Александр Лазаревич Катков, когда пишет об осознанном управлении феноменом времени с использованием пластических параметров импульсных характеристик сознания-времени. Фактически он говорит о том, что человек сможет водить космические корабли через гиперпространство, опираясь на связь своего сознания с Мирозданием.Это может сейчас звучать запредельно. Но почитайте роман Чайна Мьевиля «Посольский город» и вспомните, что когда-то романы Жюля Верна тоже воспринимались как небылицы.

Материалы по теме