logo

Избавься от негатива прямо сейчас!

01.12.2022 07:35
0
3051

Эффективное упражнение в борьбе с выгоранием для специалистов и пациентов

Выгорание

Синдромы профессионального и эмоционального выгорания - это серьезные проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются люди, чья работа связана с напрямую с социальными контактами, а именно учителя, врачи, преподаватели, социальные работники, спасатели, служащие правоохранительных органов и так далее.

Однако в последнее время, в результате нарастания общего тревожного фона в обществе в целом, количество зафиксированных случаев выявления синдрома только возрастает и не обязательно среди профессий, входящих в группу риска. Поэтому актуальным вопросом становится работа над действенными практиками в борьбе с выгоранием, его симптомами и последствиями.

Клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, аккредитованный специалист в области полимодальной психотерапии, обучающий личный терапевт, супервизор Анна Денисова предлагает вашему вниманию чрезвычайно простое в выполнении и очень эффективное по результату упражнение для восстановления ресурсного состояния. Несомненным плюсом упражнения является то, что его можно выполнять как с терапевтом, так и самостоятельно.

Упражнение хорошо подходит для работы с последствиями профессионального и эмоционального выгорания, в том числе и для специалистов помогающих профессий (психологов, психотерапевтов, врачей, педагогов).

Данное упражнение является авторской модификацией методики, предложенной арт-терапевтом Зезюлинской Инной Алексеевной. Упражнение можно выполнять самостоятельно.

Для выполнения упражнения понадобятся следующие материалы:

  1. лист бумаги формата А4 или А3, на выбор.
  2. любая цветная бумага, которая есть в наличии. Можно использовать старые журналы, рекламные буклеты, фольгу и т.д.
  3. канцелярский клей (или любой другой)
  4. краски, карандаши, фломастеры, пластилин – по желанию.

Клиенту предлагается идентифицировать свое состояние на физическом и эмоциональном уровнях. Описать его вербально, что чувствуется в теле – тяжесть, сдавливание, боль, покалывание и т.п. Рассказать об эмоционально-психологическом состоянии – что чувствует человек, какая эмоция самая актуальная сейчас – усталость, потеря интереса, отсутствие радости, безысходность, апатия и т.д.

При самостоятельном выполнении упражнения нужно идентифицировать свое состояние и проговорить его признаки вслух или про себя, можно выписать на бумагу. Затем нужно быстро (рекомендую это делать на счет от одного до трех) «выплеснуть» свое состояние на бумагу. Это можно делать фломастерами, красками, карандашами или пластилином, используя его как изобразительное средство.

Эффект от упражнения сильнее, если рисовать пальцами – когда тело участвует в процессе, содержание бессознательного становится более доступным. Этот «выплеск» может быть в виде какого-то цветового пятна, каракуль, линий, спонтанного образа и т.д. Важно делать это интуитивно, спонтанно, максимально прислушиваясь к себе.

После того, как выплеск произведен, следует обратиться к ресурсам. Для этого нужно взять десять листочков бумаги (лучше цветной) разных цветов, размером примерно 1/8 от формата А4. Подойдут для этой цели и старые цветные журналы, и рекламные буклеты, фантики и т.п.

На каждом из этих листочков необходимо написать по одному своему ценному качеству, или ресурсу. Когда все десять листочков будут заполнены, выбрать листочек с тем качеством, которое является наиболее важным для человека, отложить его в сторону.

Следующий шаг – нужно рвать все цветные листочки так, как хочется и все полученные обрывки перемешать между собой. Последним стоит порвать отдельно лежащий листок с главным ресурсом. Для выполнения следующего этапа работы пригодится клей. Один из обрывков листка с главным ресурсом приклеить в центре большого листа, на котором производился «выплеск».

Дальше распределять и приклеивать все цветные клочки на большом листе в произвольном порядке, по желанию. Когда все маленькие цветные клочки будут приклеены на листе, можно продолжить оформление с помощью красок, карандашей, фломастеров или пластилина – что-то дорисовывать, лепить, доклеивать. Работа закончена.

Следующий этап – обсуждение. Прислушаться к своему состоянию по окончанию работы, проговорить чувства с психологом. Если упражнение делается самостоятельно – описать свое эмоциональное и физическое состояние на бумаге, поблагодарив себя за работу.

Из опыта применения этого упражнения с клиентами упражнение доказало свою действенность, а также требует относительно небольшого временного отрезка (20-25 минут). Не мало важно, что для его выполнения вполне можно использовать материалы, которые есть под руками.

Эффективность упражнения обеспечивается трансформацией состояния клиента через символическую трансформацию материальных носителей ресурсов (было десять ресурсов, а стало много, распределенных по всему полю листа). Важно, что работа с ресурсами происходит после предварительного «очищения» от негатива – выплеска его на лист. Имеет значение и телесное включение в работу – отслеживание своего физического состояния, участие рук в творческом процессе и так далее.

Еще один несомненный плюс упражнения, то что его можно видоизменять, экспериментировать с каждым клиентом индивидуально.

Успехов, дорогие коллеги, в работе с выгоранием (своим и не только)!

P.S. Иллюстрация авторская

Статья подготовлена по материалам автора:

А.И. Денисова:

Клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент, действительный член ОППЛ, аккредитованный специалист в области полимодальной психотерапии, обучающий личный терапевт, супервизор. Автор монографии по психологии лидерства и более двухсот научных и научно-популярных статей по психологии и психотерапии. Автор книги "Рождение Бога. Терапевтические сказки для детей и взрослых". Автор колоды метафорических ассоциативных карт "Секреты счастья: кризисы и ресурсы семейной системы".

Материалы по теме