logo

Повторяю за папой

18.09.2024 18:05
0
15351

Авторская методика Елены Сенницкой, позволяющая выявить паттерны поведения человека, на основе отношений в семье

Повторяю за папой

В номере регулярного издания Профессиональной психотерапевтической газеты (№ 8, август 2024 г.), в специальной рубрике "Профессиональное признание авторских методов и методик», психолог Сенницкая Елена Владимировна представила свою авторскую  методику "Выявление жизненной модели человека на основе анализа особенностей личности доминирующего и подчиненного лица в его родительсвой семье".

Автор методики: Действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, место работы — ООО «Владината» (психолог). e-mail: activist07@mail.ru.

Информационное объединение "Эра" радо представить ее Вам, дорогие читатели! Так как именно новые концепции, методики и идеи наших коллег, помогают практикующим психологам и психотерапевтам развиваться, вдохновляясь и улучшая свою работу по оказанию помощи населению нашей страны.

1. Определение.

Выявление жизненной модели человека на основе анализа особенностей личности Доминирующего и Подчинённого лица в его родительской семье — полимодальная методика для выявления устойчивых желаний, предопределяющих выбор профессии, супруга и различных паттернов поведения.

Доминирующее лицо — тот взрослый член семьи, который наиболее соответствует следующим признакам:

— за ним оставалось последнее слово;

— ему все угождали, прислуживали, а он сам делал только то, что хотел;— он в меньшей степени эмоционально зависел от окружающих (а те, в свою очередь, зависели от него), в частности, признаком доминирования может быть совершение измен и инициатива при разводе;

— он чаще повышал голос и применял силу;

— его было страшнее раздражать, чем других родственников;— его благорасположение считалось особой честью (он был более скуп на похвалу).

Доминирующий это не всегда тот, кто больше зарабатывает, тот, кто старше, умнее или у кого выше социальное положение. Доминирующим может быть алкоголик, наркоман, патологический лодырь, психически больной или притворяющийся таковым, лишь бы по факту все делали то, что выгодно ему.

Подчинённое лицо — тот член семьи, который наиболее охотно подчиняется Доминирующему, больше всех любит и уважает его, прощает ему все обиды и призывает всех остальных подчиняться Доминирующему.

2. Сущность методики.

Основные принципы:

Методика основана на следующих закономерностях, установленных в результате экспериментальных исследований, проведённых и опубликованных автором [1—3].

Ребёнок выделяет в своей семье Доминирующего, а также Подчинённого (см. определение). Если Подчинённого нет, например, из взрослых есть только мать-одиночка, рассматривается только фигура Доминирующего (этого единственного взрослого) и его взаимоотношения с окружающими вне семьи.

У ребёнка возникает желание возвыситься над Доминирующим, чтобы, во-первых, избавить себя от его диктата, во-вторых, чтобы занять его место и получить такое же обожание со стороны Подчинённого. Обратим внимание, что пол Доминирующего и Подчинённого не имеет значения, и путать данные построения с учением об эдиповом комплексе не следует.

Чувство гнева ребёнок обычно познаёт впервые во взаимодействии с Доминирующим, а такое чувство как обида зачастую связано с Подчинённым, поскольку ребёнку кажется, что Подчинённый любит Доминирующего больше, чем его, хотя он, ребёнок, усердно конкурирует с Доминирующим. Подчинённый же часто вызывает у ребёнка чувство жалости и(или) вины, в то время как в отношении Доминирующего эти чувства являются большой редкостью.

Ребёнок обращает внимание, что, с точки зрения Доминирующего, является признаками «сильного» и «слабого» поведения, и старается избежать попадания в категорию «слабых». Он перенимает те особенности Доминирующего, которые, по мнению ребёнка, обеспечивают Доминирующему преклонение Подчинённого. Вследствие этого по системе движений (мимике, жестикуляции, походке), дикции, манере себя вести ребёнок похож на Доминирующего.

Также ребёнок выискивает «ахиллесову пяту» Доминирующего — сферы, в которых Доминирующий не преуспел и (обязательное условие! ) досадовал из-за этого. Добыть такую информацию для ребёнка жизненно необходимо, поскольку его ключевой жизненной задачей является возвыситься над своим Доминирующим. Исходя из выявленных ребёнком «сильных» и «слабых» сторон Доминирующего ребёнок и выберет впоследствии профессию (сферу самореализации) и супруга.

Человек склонен выбирать такую профессию, чтобы с её помощью успешно бороться (конкурировать) с людьми того пола, что Доминирующий, и при этом получать одобрение людей того пола, что Подчинённый.

Основные процессы:

- выявление устойчивых желаний, которые сохраняются у человека на всю жизнь;

- выявление внутриличностных и межличностных конфликтов, которые связаны с реализацией этих желаний;

- терапия этих конфликтов.

Структура сессии в формате психотерапии/консультирования:

Сессия начинается с устного опроса, в ходе которого выявляются нижеприведённые представления клиента, которые были у него в возрасте до 14 лет (если нынешние представления отличаются, это учитывается, но приоритет имеют представления, которые были, когда опрашиваемый ещё зависел от взрослых, то есть до 14 лет). Здесь вкратце представлена структура сессии по максимально широкому запросу в духе «хочу знать свой жизненный сценарий»:

  1. кто играл в родительской семье роль Доминирующего и Подчинённого;
  2. какие умения и качества Доминирующего лица привели к тому, что Подчинённый любил, уважал Доминирующего или хотя бы ему подчинялся;
  3. как клиент подражает Доминирующему в расчёте получить ту же самую меру любви и уважения, какую давал тому Подчинённый; насколько эта тактика приводит к успеху или, напротив, создаёт внутриличностные или межличностные проблемы;
  4. какие качества Подчинённого обусловили то, что этот человек был ведомым;
  5. что делает клиент, чтобы не быть таким, как Подчинённый; какие внутриличностные или межличностные конфликты возникают из-за этого стремления;
  6. насколько положение Доминирующего в семье было выше положения Подчинённого (чем более явным был разрыв в положении Доминирующего и Подчинённого, тем более чётко выражены выявленные тенденции);
  7. насколько выражен конфликт ребёнка с Доминирующим (был ли Доминирующий агрессивен);
  8. насколько выражена обида на Подчинённого за то, что тот чаще действовал в интересах Доминирующего, чем в интересах ребёнка (если такое было);
  9. проверяется наличие следующих травмирующих факторов: 1) пол клиента совпадает с полом Подчинённого, особенно в случае, когда положение Подчинённого было незавидным; 2) клиент считает, что повторяет судьбу Подчинённого или даже живёт хуже его; 3) клиент считает, что не может возвыситься над Доминирующим; 4) клиент пытается возвыситься над Доминирующим или лицами того же пола, что Доминирующий, но его жестоко высмеивает Подчинённый или лица того же пола, что Подчинённый; оценивается суицидальный риск в связи с сочетанием перечисленных факторов и, в случае его выявления, работа ведётся в первую очередь в сторону предупреждения такого риска;
  10. какие типажи людей (отдельно мужчин и женщин) и какие общественные явления вызывают у клиента неприязнь и особенно гнев; выясняется, не связаны ли эти общественные явления или человеческие качества с отношением к Доминирующему и Подчинённому (если связаны, значит, мы выявили устойчивую направленность агрессии);
  11. проверяется, в какой степени выражено когнитивное искажение, что лица того пола, что Подчинённый, слабы, беспомощны и безобидны (не рассматривается для тех, у кого пол Доминирующего и Подчинённого совпадает); выявляются возможные в связи с этим травмы обманутого доверия и проблемы, связанные с чувством вины, жалости или с чрезмерной ответственностью за лиц того пола, что Подчинённый;
  12. какое поведение было, с точки зрения Доминирующего, сильным, а какое слабым; здесь рассматриваются следующие вопросы: 1) какие были у Доминирующего несбывшиеся мечты и планы; 2) кого уважал Доминирующий, кем восхищался; 3) кому завидовал Доминирующий; 4) каких людей Доминирующий презирал, считал слабыми и жалкими; 5) кого или чего Доминирующий боялся; 6) от чего Доминирующий разъярялся, впадал в панику; 7) чем Доминирующий гордился, ставил себе в заслугу; 8) кто сумел каким-либо образом возвыситься над Доминирующим;
  13. далее клиенту сообщаются следующие закономерности и предлагается прокомментировать, проявляются ли они в его жизни и каким конкретно образом: 1) если ребёнок знает, какая несбывшаяся мечта была у его Доминирующего, он будет пытаться её осуществить, а также будет искать сближения с человеком, которому удалось осуществить то, что не удалось Доминирующему; 2) если известно, кого уважал Доминирующий, кем восхищался, перед кем, быть может, благоговел, ребёнок будет стремиться стать таким, как тот, кем восторгался Доминирующий, а также захочет вступить в брак с человеком, который обладает качествами, которыми восторгался Доминирующий; 3) если известно, кому завидовал Доминирующий, то ребёнок с большой долей вероятности захочет достичь тех же успехов, что и тот, кому завидовал Доминирующий, а также будет стремиться к вступлению в брак с человеком, который имеет те умения и качества, которым завидовал Доминирующий; 4) если известно, людей какого типа Доминирующий презирал, считал слабыми и жалкими, ребёнок не захочет попадать в эту категорию и не захочет вступить в брак с человеком такого типа; 5) если Доминирующий кого-то или чего-то боялся, то ребёнок будет стараться не бояться этого или станет заниматься вещами, которые могли бы напугать Доминирующего; также он будет стремиться к сближению с человеком, который не боится того, чего боялся Доминирующий или занимается вещами, которые могли бы напугать Доминирующего; 6) если известно, от чего Доминирующий разъярялся, впадал в панику, ребёнок будет стремиться делать то, что могло бы вызвать панику Доминирующего, а также будет тяготеть к браку с человеком, ведущим себя таким образом, что это могло бы вызвать ярость Доминирующего; 7) если Доминирующий чем-то гордился, ставил нечто себе в заслугу, то велика вероятность, что ребёнок захочет развить эти качества и в себе, а также будет ценить таковые в своём супруге; 8) если ребёнку известно о человеке, который сумел каким-то образом возвыситься над Доминирующим (например, тот открыто критиковал Доминирующего, смеялся над ним или превзошёл его в чём-либо, особенно если это вызвало досаду Доминирующего), то велика вероятность, что ребёнок будет брать пример с этой личности, а также будет искать похожего человека для вступления с ним в брак, поскольку именно с таким он сможет возвыситься над своим Доминирующим;
  14. какие внутриличностные и межличностные конфликты возникают в ходе реализации вышеперечисленных желаний (сами типы этих конфликтов подробно описаны в публикации автора [3]);
  15. если на приёме не отдельный клиент, а два человека (супруги, ребёнок и родитель, друзья, партнёры по бизнесу и пр.), производится вышеприведённый анализ жизненной модели каждой стороны отношений, где оба отвечают на один и тот же вопрос, и результаты этих ответов сопоставляются. В результате выявляется, какие устремления у этих людей являются однонаправленными, какие разными, но не препятствующими друг другу, а какие взаимоисключающими, противоречащими друг другу;
  16. проверяется сила и направленность агрессии супругов и выявляются возможные проблемы, причиной которой является разнонаправленность агрессии. (Одного возмущает то или иное явления, а второй относится к нему одобрительно или равнодушно, также проверяется, нет ли такого, что одному из супругов кажется, что у второго «неестественное отсутствие агрессии»);
  17. проводится тест на сексуальное охлаждение кого-либо из супругов: «Представьте, что ваш муж/жена вступил в конфликт с вашим Доминирующим (но при этом они не знают друг друга; например, они встретились в другом городе или вообще в другой вселенной). Кто из них победит и за счёт чего? Как будет проходить конфликт? Проходить он может как «интеллигентно» (спор на научной конференции, беседа о смысле жизни, дискуссия о политике), так и в виде драки. Для того, чтобы проще сопоставить, кто сильнее, вы можете представить этот спор сначала «как есть», а потом так, будто ваш супруг и ваш Доминирующий — люди одной возрастной категории»;
  18. проверяется, имеются ли следующие обстоятельства: 1) супруг А неприятно напоминает супругу В его (супруга В) Доминирующего; 2) супруг А ставит супруга В в положение его (супруга В) Подчинённого; 3) супруг А не имеет качеств, с помощью которых супруг В мог бы возвыситься над его (супруга В) Доминирующим;
  19. к какому из четырёх типов относится эта пара: 1) у жены Доминирующий — женщина, и у мужа тоже; 2) у жены Доминирующий — мужчина, и у мужа тоже; 3) у жены Доминирующий — женщина, а у мужа — мужчина; 4) у жены Доминирующий — мужчина, а у мужа — женщина. Исходя из этого, проводится проверка насколько в данных отношениях присутствуют проблемы, типичные для пары такого типа (ряд таких проблем описывается в работе автора [2]);
  20. после выявления того или иного внутриличностного или межличностного конфликта проводится его терапия, если это предусмотрено запросом.

Последовательность вопросов, задающихся на сессии, и их точная формулировка полностью приведены в публикации автора [2].

3. Теоретические и методологические аспекты.

Методика основана на следующих идеях, проверенных экспериментально и опубликованных автором в научных журналах из перечня ВАК [2,3]:

  • ребёнок выделяет в своей семье Доминирующего и Подчинённого (того, кто подчиняется Доминирующему наиболее охотно);
  • у ребёнка возникает стремление прожить свою жизнь так, чтобы возвыситься над Доминирующим и получить одобрение со стороны Подчинённого, в связи с этим он перенимает те особенности Доминирующего, которые, по мнению ребёнка, обеспечивают Доминирующему преклонение Подчинённого;
  • ребёнок не хочет прожить жизнь так, как Подчинённый родственник.

4. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии).

Основой психотерапевтической работы является преодоление следующих когнитивных искажений (если они оказывают деструктивное воздействие на личность):

- веры человека в том, что все люди думают и поступают, как его Доминирующий и Подчинённый (степень такого убеждения тем сильнее, чем более закрытой была семья); в частности, что все люди того пола, что Доминирующий, «правят миром», а люди того пола, что Подчинённый, слабы, беспомощны и безобидны;

- ощущения, что те умения и качества, которые Доминирующий считал слабыми и жалкими, действительно являются таковыми, а вещи, которые вызывали у Доминирующего страх, панику (бессильную ярость), уважение (восхищение, благоговение), зависть, обладают сверхценностью и становятся основой для индивидуального смысла жизни.

В связи с этим, наиболее уместны все психотерапевтические подходы, с помощью которых можно продемонстрировать не только механизм формирования личности клиента, но и то, как формировалась личность родственников клиента, а также принять новое (и желательно подкреплённое соответствующими эмоциями) решение. Более всего для этой цели подходят все методики, родственные психодраме, прежде всего эмоционально-образная терапия (уместны также приёмы транзактного анализа, терапии нового решения по М. и Р. Гулдингам, семейных расстановок и даже арт-терапии, если речь идёт о «посланиях родственникам»).

5. Основные отличия от родственных методов.

  • положение о том, что у ребёнка возникает стремление прожить свою жизнь так, чтобы возвыситься над Доминирующим и получить одобрение со стороны Подчинённого, в отличие от учения З. Фрейда об эдиповом комплексе (соперничестве мальчика с отцом за внимание матери [4—5]), подразумевает, что пол Доминирующего, Подчинённого и самого ребёнка не имеет значения, то есть соперничество с Доминирующим, мерой успешности которого служит одобрение Подчинённого, представляется явлением универсальным, не зависящим от пола участников;
  • выводы автора относительно роли доминирующего лица вполне согласуются с учением А. Адлера [6], но, во-первых, Адлер не вывел конкретных признаков, по которым ребёнок выделяет в своём окружении Доминирующего (эти признаки подробно даны в работе автора заявки [2]), во-вторых, он не заметил такой важной для формирования личности ребёнка фигуры как Подчинённый (между тем, как говорится, «короля играет свита»);
  • изложенная здесь «теория доминирования» конкретизирует учение Э. Берна [7] о «родительских предписаниях», поскольку выявляет конкретный механизм, в силу которого они усваиваются (или, напротив, не усваиваются, как бы этого ни добивались родители);
  • положения «теории доминирования» пересекаются с наблюдением Б. Хеллингера и его учеников [8—9], а также А. Шутценбергер [10], что зачастую дети подражают судьбе родственника или иного лица, о котором не принято говорить в семье. По мнению автора, чаще всего стараются избегать говорить о людях, которые вызывают отрицательные эмоции у Доминирующего: о тех, кто когда-то перешёл ему дорогу, заставил испытать страх, бессильную ярость или зависть. Также человек, о котором молчат, может являться благодетелем, о роли которого в своей судьбе Доминирующий хотел бы забыть или лицом, имевшим значимые достижения, сравнение с которым не льстит самолюбию Доминирующего. Между тем, как было сказано выше, информация о людях, которые вызывают эмоциональную реакцию у Доминирующего, — это то, что привлекает внимание ребёнка в первую очередь;
  • Х. Хендрикс [11] считает, что супруг должен быть улучшенной версией наших родителей. Он должен напоминать нам наших родителей, но общаться с нами по-другому, гораздо лучше, и излечить тем самым «раны детства», при этом прообразом будущего супруга становится тот родитель, с которым были «более сложные отношения» (что такое «сложные отношения» определения не даётся). Нашаавторская методика с этой позицией согласуется, но лишь отчасти. Главное не то, что наш избранник обращается с нами лучше, чем родитель. Мы влюбляемся в такого человека, который, как нам кажется, поможет нам возвыситься над Доминирующим, то есть прожить жизнь лучше, чем он, а если на нашем пути появятся люди, неприятно напоминающие Доминирующего, наш избранник или избранница должны помочь нам одолеть таковых;
  • В.К. Шабельников пишет, каждый из родителей является носителем системы ценностей и норм своего рода, и на развитие личности ребёнка влияет «система напряжений» («рассогласование») между родовыми структурами матери и отца [12]. Что это за «система напряжений» («рассогласование»), чёткого определения не даётся, но из контекста можно вывести, что чем больше различий между родителями, тем это лучше для развития ребёнка. Данная идея согласуется с нашим положением, что, если в семье была чётко выраженная пара «Доминирующий — Подчинённый», ребёнок имеет отчётливое представление о том, что является признаками «сильного» и «слабого» поведения. Соответственно, ещё в детстве у него появляется сильное стремление возвыситься над «сильнейшим» и избежать повторения судьбы «слабейшего». Целеполагание такого человека заметно отличается от целеполагания лица, в семье которого не было явного лидера и того, кто этому лидеру с восторгом подчинялся.

6. Показания, противопоказания и границы применения методики.

6.1. Показания:

  • непонимание своего «индивидуального смысла жизни» (прежде всего профессионального);
  • невозможность сделать брачный выбор;
  • проблемы в уже сложившейся паре;
  • жалобы родителя на неспособность мотивировать ребёнка на учёбу и поиск своего пути (в таком случае работа ведётся с родителем);
  • девиантное (в том числе делинквентное) поведение: агрессивное отношения к людям определённого пола, к детям, к животным, азартные игры на деньги, нежелание учиться и работать, угрозы убийством, побои, курение, употребление алкоголя или наркотиков и пр.

6.2. Противопоказания:

Единственным абсолютным противопоказанием является отсутствие мотивации (инициатива проведения исследования исходила не от клиента). Диагностическая часть методики не предполагает обращения к эмоциям клиента, а тем более их усиления, поэтому использовать её можно в любом физическом и эмоциональном состоянии, позволяющем отвечать на вопросы.

Относительным противопоказанием является возраст 13—15 лет. Дети до этого возраста, как правило, способны дать ответы на приведённые вопросы, но обычно опасаются высказывать какие-либо суждения о семье из страха перед родителями. С 16, а тем более 17 лет этой проблемы не возникает.

6.3. Границы применения методики:

  • Препятствием в работе с детьми является содержательная сложность приведённых здесь вопросов. Работа с детьми до 13 лет теоретически возможна, если проводить её средствами арт-терапии и песочной терапии, но такая методика ещё не апробирована.
  • Если обращается пара в состоянии острого конфликта, начинать рекомендуется не с данных вопросов, поскольку связь наших вопросов с текущими проблемами пары не всегда очевидна и может вызвать раздражение. Рекомендуется начать с тех методик, которые позволяют снять градус напряжения (лучше всего с эмоционально-фокусированной терапии), а к отдельным вопросам из предлагаемой методики лучше всего обратиться только тогда, когда клиенты сами упомянут о своих родительских семьях. С парой же, обратившейся в спокойном состоянии, тем более с вопросами о рассогласовании мировоззрений или планов на будущее, можно и нужно работать сразу по нашей методике.
  • Сложнее всего работать с людьми следующих категорий:

1) в семье которых не было чётко выраженной пары «Доминирующий — Подчинённый» (клиент считает, что родители были «на одном уровне»);

2) такая пара была, но о личности этих людей клиенту почти ничего не известно (например, Доминирующий-отец умер, ушёл из семьи или был скрытным и неразговорчивым). В этом случае всё зависит от мотивации клиента (насколько от готов добывать недостающую информацию).

7. Используемые труды:

  1. Петрова В. Теория доминирования.Montreal:AccentGraphicsCommunications, 2012. [Научно-популярная публикация автора под псевдонимом].
  2. Сенницкая Е.В. — Связь между особенностями личности «Доминирующего» и «Подчинённого» лица в родительской семье и особенностями личности ребёнка // Психолог. — 2023. — № 5. — С. 18—99. DOI: 10.25136/2409-8701.2023.5.39650 URL: e-notabene.ru
  3. Сенницкая Е.В. Некоторые механизмы формирования внутриличностных и межличностных конфликтов, связанных с особенностями личности Доминирующего и Подчинённого лица в родительской семье // Психолог. 2024. № 1. С. 1—29. DOI: 10.25136/2409-8701.2024.1.69876 EDN: HLRYWL URL: nbpublish.com
  4. Фрейд З. Толкование сновидений. Издательство Э. 2020. 560 с.
  5. Фрейд З., Эксмо-Пресс, 2017,160 с.
  6. Фрейд З., Адлер А. Характер и судьба. Можно ли разорвать цепь? М.: Родина, 2021. 238 с., с. 72—74.
  7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988. 399 с.
  8. Хеллингер Б. Счастье, которое остается: куда нас ведут семейные расстановки. Пер. с нем. Дианы Комлач. М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2014. 149 с.
  9. Вебер Гунтхард. Практика семейной расстановки: системные решения по Берту Хеллингеру / пер. с нем.: Ирина Белякова. М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2011. 401 с.
  10. Анселин-Шутценбергер А. Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы; пер. с фр.: И. К. Масалков. Москва: Психотерапия, 2011. 252 с.
  11. Хендрикс Харвилл. Любовь на всю жизнь. Руководство для пар / Харвилл Хендрикс, Хелен Хант; пер. с англ. В. Горохова. 2-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021,320 с.
  12. 12. Шабельников В.К. Функциональная психология. М., 2004. 590 с.

Материалы по теме