"Помощь как терапия: как и почему поддержка других помогает справляться с собственными психологическими проблемами"
Не бойтесь дарить согревающих слов,
И добрые делать дела.
Чем больше в огонь вы положите дров,
Тем больше вернется тепла.
Омар Хайям
Вероятно, данная статья в большей мере будет интересна думающим читателям и коллегам – Душеведам, как материал для размышлений и дискуссий, поскольку не содержит инструкции, так сказать, по применению, дескать делай раз, два, три и будет тебе вот такое счастье. Статья приглашает вернуться к разговору о наших ценностях, что делают нас сильнее, ресурсируют в непростых психологических ситуациях и психических состояниях.
В интересах раскрытия темы статьи было бы недостаточно успокоиться лишь пояснением, как именно может проявляться терапевтический эффект вследствие поддержки и в какой степени важно быть готовым прийти на помощь ближнему.
Полагаю, будет справедливым, немаловажным и небезынтересным в контексте темы статьи совершить краткий понятийный и смысловой «зигзаг» в сторону таких философско-психологических категорий, как индивид, личность, человек, психическая деятельность и одноименное здоровье, ибо, как отмечал С.Л. Рубинштейн, психология основывается на 1000-летнем житейском опыте, и, что еще более важно – 100-летиях философских размышлений и только уж потом – на десятилетиях точной экспериментальной науки.
Как я неоднократно упоминал в своих статьях на Дзен-канале «Жовнер Андрей – Психология счастливой жизни», все что человек делает ежесекундно (а это касается не только деятельности или поведенческих реакций, но и мыслей, эмоций, переживаний, чувств), представляется его психической деятельностью, которая характеризуется взаимосвязями таких понятий, как отношение, система отношений; состояния, на фоне которых происходит та или иная деятельность, осуществляются поступки.
В основе же отношения, в свою очередь, лежат свойства человека, черты характера, его структура, как в части врожденных характеристик (психических радикалов), так и приобретенных.
Не открою, ту самую Америку, если напомню, что здоровье человека определяется уровнями, теснейшим образом взаимосвязанных составных частей, областей: физической, психической и духовной.
Нам конечно же ближе психологическая область человеческого здоровья, высшим уровнем которого, как указывал Б.С. Братусь является личностно-смысловой или ценностно-смысловой. Думаю, друзья, вы прекрасно понимаете сущность и значимость этих понятий. Средний же уровень психического здоровья определяется означенным автором как индивидуально-деятельностный, т.е. сфера реализация системы ценностей, смыслов, отношений, деятельности и поступков.
Мы с вами вплотную подошли к субъективным понятиям: индивид, личность, человек и поразмышляем, почему это важно, как мне представляется, для понимания важности помощи и поддержки друг друга.
Друзья, наша с вами Россия и мы вместе с ней за последние лет так 40 прошли весьма нелегкий путь диссоциации, деформации, девальвации и настойчивой попытки разрушения системы наших исконно русских православных ценностей, их отмены со стороны той преклоняющейся перед западом новоявленной «элитки», самопровозглашенных отечественных либералов под руководством англосаксонских кураторов, сменившийся впоследствии близким всем нам, долгожданным, ведущим к абсолютному возврату, восстановлению и охране наших ценностей.
Проблема означенного периода и активно насаждаемой в России «прогрессивно»-либеральной идеологии, философии и либерально-экономической политики, что, безусловно самым негативным образом отразилось на психическом здоровье наших сограждан, на воспитании молодых поколений как «добросовестных» потребителей, состоит в искажении сущности и смысла понятия «индивид», который, как мы знаем из курса общей психологии, обладая сознанием, а кроме того и рефлексией образует личность.
Так вот в «прогрессивно»-либеральной идеологии, по мнению видного русского мыслителя и философа Александра Дугина центральной линией проходит насаждение индивидуализма, разрыва всех связей человека буквально со всем остальным, со своей действительностью (со своим родом, родовой памятью, верой, традиционными ценностями, смыслами, самим собой, понятием семьи, с другими и миром в своем первозданном виде и значении), отказ и освобождение от собственной и любой коллективной идентичности, обязательности человека перед самим собой, своими близкими и родными, перед другими и обществом, перед своей Родиной.
Как вы понимаете, друзья, ни о какой взаимной помощи и поддержке ближнего, как о норме общественной нравственности и морали в таком либеральном обществе и речи быть не может с точки зрения нашего русского, славянского и православного понимания отношения к такому явлению и психологическому феномену, как помощь нуждающимся, и поведения, направленного на ее оказание, согласно идеологии человеколюбия, зашитого в русском коде, который всяческими усилиями так называемый «коллективный» (хотя я бы сказал – групповой) запад стремится уничтожить.
Психологам и не только известно, что личность (т.е. тот самый индивид, обладающий сознанием, способный к рефлексии) – есть системное, сверхчувственное, особое качество, приобретаемое в социальной среде, «в совокупности отношений, общественных по своей природе» по выражению А.Н. Леонтьева. Личность раскрывается и проявляется посредством и через общество и его связи, системы взаимодействия, взаимопринятие и взаимопонимание, используя, как врожденные, так и приобретенные черты, и свойства, направленность.
Стоит задаться вопросом: а чему служит личность? Кстати, друзья, этим вопросом задается Б.С. Братусь, да и мы вместе с ним. Самой себе? Так сказать, личность ради личности? Или все же она может служить и служит средством достижения нечто большего, являясь, как вы помните сверхчувственным и системным образованием.
Здесь очевидна связь с еще одним и, наверное, самым важным понятием в этой связке: индивид, личность – человек, который, как известно звучит гордо. Именно человек, обладающий способами и инструментами, средствами «организации любых достижений, несет в себе свое высшее оправдание», ибо действует, любит, борется, ненавидит своих врагов, сопереживает, приходит на помощь не личность, но человек. Именно человек посредством личности и будучи ею вооруженным способен «занять определенную жизненную межлюдскую, нравственную позицию», осознавать ее и нести ответственность как за эту позицию, так и последствия ее проявления, утверждения ее своими поступками.
Если ты за добро благодарности ждешь,
Ты не даришь добро, ты его продаешь!
Омар Хайям
Выше в статье я затрагивал проблему или фактор обязательности, которого нас, русских хотели бы лишить темные силы. Полагаю, что обязательность непосредственно связана с таким свойством человека, как совесть – форма непосредственной презентации духа ответственности перед жизнью, собой, другими и всем миром.
Психическая деятельность человека протекает в обществе, в его окружении и обусловлена общественными, межличностными отношениями. Можно сказать, что он и сформирован в системе социальных отношений.
В этой связи, такая форма проявления гуманистической сущности человека – в справедливом, хранящим традиционные ценности и отношения обществе, как взаимная поддержка и помощь людям, не говоря уже о родных и близких является нормой, естественной реакцией, осознанной моделью поведения, если хотите общественно-исторической потребностью.
Мне глубоко по душе, в контексте упомянутых выше причин и предпосылок в стремлении быть полезным утверждение известного отечественного психиатра, клинического психолога, психотерапевта, исследователя В.Н. Мясищева о способности «человека как субъекта отражать окружающую и противостоящую ему действительность», а еще свое состояние и отношение к этой действительности.
Данное обстоятельство обусловливает отнесение в психологической науке понятия «отражение» не только к внешней предметной, объектно-субъектной реальности, но также к собственным эмоциональным реакциям, чувствам, потребностям человека, отражающим» и эту реальность, и изменения его состояний в зависимости от влияния разного рода факторов и условий.
Так почему же так важно помогать, быть нужным, полезным другим? Возможно, друзья, вы слышали когда-либо от помогающих слова: - Я делаю это скорее для себя, чем для того, кому помогаю!
И когда стоит или нужно оказывать помощь: по собственному усмотрению, если вдруг видишь, что человек, по твоему мнению, в ней нуждается, либо если окружающие просят помочь даже в ситуации, напоминающей манипулирование добротой и отзывчивостью?
Индивид появляется в этом материальном мире с набором первичных, базовых потребностей, которые с ростом сознания, самосознания и появления способности к осознанной и критичной регуляции поведения является основой и стимулом формирования мотивационной и целевой структуры на фундаменте (хочется надеяться) ценностно-смысловой архитектуры.
Кстати, друзья, помните в чем разница между ценностями нашими и западными с точки зрения структуры?
Среди базовых потребностей – стремление быть принятым, признанным, потребность в любви, уважении и т.п., конечно с учетом структуры характера.
Специалистам в области психологии и философии прекрасно известна структура индивидуального бессознательного, где зачастую проявляются конфликты между великим морализатором – СУПЕР-ЭГО и ИД, отвечающим за реализацию потребностей вне зависимости от разного рода ограничителей.
Для вполне конкретной личности, прошедшей соответствующие этапы взросления и воспитания принципиально важно благоприятное и благополучное ЭГО-состояние в отсутствии внутриличностных конфликтов различной природы, сохранность ее собственного «Я».
Полагаю, что в том числе через эти механизмы, вследствие влияния царящих (как минимум преобладающих) в нашем обществе православных норм и канонов, законов нравственности и общественной морали, влияния коллективного бессознательного, родовой памяти, русского генетического кода, если хотите, становятся естественными, само собой разумеющимися акты спонтанной взаимной помощи, как явление массовое и системное.
На мой взгляд совокупность этих факторов, словно обратная петля воздействует благотворно на всех участников отношений в процессе оказания помощи и поддержки.
Знаете, как-то слышал на очередном семинаре от одного из уважаемых коллег по «цеху» такое мнение: «Зло – есть не верно понятое добро».
Представьте такую ситуацию. В попытке помочь пожилому человеку преодолеть несколько лестничных пролетов и поднять массивную тележку ближе к выходу, Ваш порыв встречает не очень доброжелательное и не совсем благодарное: - Я сам (сама) донесу! Или: - Я что, совсем немощный, сам не могу донести? Согласитесь, это вполне реально или что-то аналогичное.
В дополнение к означенным выше основаниям и причинам, присущим человеку в целом, и уж тем более русскому человеку – зашитые в его национальном коде, в самосознании: сочувствие, сострадание, сопереживание, возможно обостренное чувство справедливости, великодушие.
А вот русский в каждом видит брата,
Презирая скаредность и лживость.
Для него всего важнее правда,
А всего дороже – справедливость!
Замечательные строки Константина Фроловского-Крымского, не правда ли!
Думаю, что стремление быть полезным, оказать помощь, тем более, если тебя об этом искренне просят о ней является мощным возвратным ресурсом, способным утешить, компенсировать состояние нуждающегося в ней и возвысить помогающего, в первую очередь в его собственных глазах, ровно, как и в глазах окружающих, что не может благотворно не сказаться на состоянии и корректировке будущей модели поведения одаряющего. А возможно и излечивать даже, притупляя боль (душевную или физическую может быть).
А насколько кардинально может измениться жизнь и ее качество, когда человек решает посвятить себя служению другим (врачи, педагоги, психологи и т.д.), Богу и через служение Богу помогать многим обрести себя, свое благополучие (конечно же нематериальное изначально) и счастье.
Примеров тому не мало. Знаете ли вы, друзья, кто такой православный инок Киприан, в миру – Валерий Бурков?
В прошлом боевой летчик, полковник, Герой Советского Союза, лишившийся обеих ног в Афганистане, перенесший три клинических смерти, однако вновь вернувшийся в строй – пример служения Родине, Богу, народу России, а ныне несет слово Божие, слово мудрое, успокоение и поддержку нуждающимся.
«Я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинством».
А эти слова принадлежат выдающемуся Ивану Петровичу Павлову, как вы помните. Они ярко характеризуют подлинную искреннюю природу и сущность прежде всего русского человека. Впрочем, по всему миру очень много людей, разделяющих наши традиционные ценности, схожие идеалы, в основе которых готовность прийти на помощь, даже ценой собственного благополучия, испытав при этом возвышающее чувство абсолютного удовлетворения, какого-то внутреннего долга перед другими.
Разве может человек, относящий себя к этой великой нации оставаться внутренне и внешне неподвижным, когда требуется помощь и поддержка кому-либо, пусть совсем небольшая, просто несколько понимающих слов? Уверен, друзья, да вы и сами в полной мере почувствуете и ощутите телесно как мгновенно меняется ваше настроение, в результате сотворенного добра. Это меняет в сторону позитива и укрепляет психическое состояние, тем более, когда довлеют проблемные события и обстоятельства.
Здоровья Вам, дорогой читатель, благополучия и счастья!
Статья подготовлена по материалам автора:
Жовнер Андрей Леонидович - Клинический психолог, соматопсихотерапевт. Действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. Психологическая помощь в сфере отношений, при неврозах, в преодолении последствий психотравм.