«Эмоциональное выгорание у помогающих специалистов: как распознать и предотвратить».
Статья подготовлена по материалам автора:
- психотерапевт единого Европейского реестра психотерапевтов 0331 ECPgpRU; системеый семейный психотерапевт, медиатор, арт- терапевт;
- руководитель официального представительства ОППЛ в Крыму и в Севастополе;
- доцент, обучающий психотерапевт МОО СРС КИП;
- аккредитованный обучающий личный психотерапевт-адвайзер ОППЛ;
- супервизор ОППЛ;
- сертифицированный преподаватель, тренер ОППЛ международного уровня;
- руководитель образовательных программ, личной терапии, супервизии в модальности ССТ, системный семейный психотерапевт;
- преподаватель института практической психологии Иматон (Санкт- Петербург); действительный член Ассоциации развития психотерапевтической и психологической науки и практики психотерапевтов и психологов СРО; член Национальной экспертной коллегии психологов и психотерапевтов РФ;
- профессиональный художник, член Профессионального Союза художников РФ;
- автор метафорических ассоциативных карт Гармония; Море жизни;
- автор галереи картин;
- основатель руководитель онлайн школы «Краски жизни»; руководитель Центра прикладной психологии Гармония, арт- терапевтической мастерской «Краски души»
- автор мастер-классов, обучающих программ, тренингов, методических разработок, книг, пособий.
- автор проекта Психологическая гостиная «Искусство жить»
- организатор проектов в области психологии и психотерапии (Псифесты Море жизни, психологические мастерские).
Эмоциональное выгорание – одна из болезней современности, многозадачности и большой скорости современного мира. Во многих странах эмоциональное выгорание официально признается заболеванием, связанным с трудовой деятельностью, которое нуждается в профилактике и лечении. В мае 2019 года ВОЗ описала признаки синдрома эмоционального выгорания. Синдром определяют как феномен, вызванный длительным стрессом.
В МКБ-10 «синдром эмоционального выгорания» шифруется под рубриками Z73.0: проблемы, связанные с трудностями управления собственной жизнью и F 48.00: неврастения.
По МКБ 11 QD85. МКБ-11 эмоциональное выгорание: «синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удается справиться».
Главной причиной синдрома профессионального выгорания считается психологическое переутомление.
Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к этому синдрому.
Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейзенбергером в 1974 году. Первоначально этот термин определялся, как состояние изнеможения, истощения, возникающего вследствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе профессиональной работы с клиентами, пациентами, учениками.
В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «запах горящей психологической проводки».
В группе риска «синдрома эмоционального выгорания»(СЭВ), прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, психологи, психотерапевты, учителя, социальные работники). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.
Симптомы эмоционального выгорания: физические, поведенческие, психологические.
Крымская А. выделяет четыре основные стадии СЭВ.
- Напряжённость. Ощущается высокий интерес и вовлечённость в деятельность. Появляется лёгкая усталость, но человек её игнорирует.
- Режим «Потерплю ещё чуть-чуть». Усталость накапливается, появляются проблемы со сном и первые признаки дистанцирования от деятельности. Моменты продуктивности сменяются откатами и неэффективностью. Как следствие, появляется потребность в поиске дополнительной мотивации и нежелание видеть кого-то.
- Истощение. Сил становится всё меньше, появляются раздражительность и чувство загнанности, наступает сильное физическое, эмоциональное, умственное истощение, человек начинает действовать как будто на автопилоте.
- Угасание. На этой стадии происходит потеря интереса к деятельности и к жизни. Может начаться уныние и даже депрессия.
Основные причины эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий (Е.В.Макарова):
- Когда специалист не прошел свою личную терапию. Он знает теорию, но не знает, как непосредственно вести практику.
- Ложные представления о профессии.⠀И в работе такого специалиста, потеря каждого клиента или пациента является собственной ретравматизацией.⠀То же самое у коллег, которые считают, что психология – это миссия. А миссия не оплачивается. Они – проповедники, а не психотерапевты.
- Изолированный психотерапевт быстро теряет свою эффективность и работоспособность. Специалист, который не получил хороший опыт прохождения личной терапии, супервизии не доверяет профессиональному пространству.
- Период ментально-физическое истощения без этапов восстановления.⠀Когда специалист по каким-то причинам (потеря родственника или близкого человека, болезнь или расставание) находится в истощенном ментальном физическом состоянии и не возвращается в тонус.
Профилактика СЭВ
Универсальные рекомендации
- Поддерживайте баланс между работой и личной жизнью. Полезно периодически обращаться к технике «Колесо баланса», чтобы проверить, сохраняете ли вы гармонию между работой, семьей, хобби, здоровьем, финансами, друзьями и саморазвитием.
- Восполняйте ресурс. Регулярно уделяйте время себе, например, ходите на массаж и в спортзал. Путешествуйте, пробуйте и узнавайте новое, посещайте выставки, театры, музеи и другие вдохновляющие места. Найдите хобби.
- Уважайте свои чувства. Учитесь слышать себя и помните, что не бывает плохих или хороших чувств. Важны все. Если чувство неприятно, то подумайте, как его экологично прожить и трансформировать. Постарайтесь понять, почему оно возникло и что хочет сказать вам. Полезно каждый вечер «сканировать» свои мысли, чувства и ощущения в теле.
Важно своевременно решать возникающие проблемы, какой бы сферы жизни они ни касались. И незамедлительно реагировать на ухудшение психоэмоционального и физического состояния.
Профилактика профессионального выгорания для психолога:
- Выберите оптимальную для себя нагрузку. Поработайте в разном темпе и определите комфортное количество сессий в день и месяц. Если чувствуете, что стало сложно работать в прежнем режиме, то измените его. Разрешите себе не работать, если вы сами «не очень». Помните о границах своих компетенций и разделяйте с клиентом ответственность за результат.
- Обозначьте границы в отношениях. Договоритесь с клиентами, когда они могут звонить и писать вам. Попросите родных не беспокоить вас в рабочее время. Дома не говорите о работе, а на работе старайтесь не решать бытовые задачи.
- Общайтесь с коллегами. Посещайте вебинары, мастер-классы, круглые столы, конференции. Это поможет завести полезные связи, найти новые идеи, обменяться опытом, вдохновиться успехами коллег и почувствовать себя частью большого сообщества. Напомнит о ценности и значимости профессии, что тоже важно для профилактики выгорания.
- Ходите на супервизию. Рекомендуется посещать супервизора 1–4 раза в месяц и по запросу. Например, если вам кажется, что в работе с клиентом нет результата, и вы не понимаете почему, то это повод обратиться к супервизору.
- Посещайте личного психолога 1–2 раза в месяц и по запросу.
- Используйте восстанавливающие техники. Выберите несколько подходящих практик: тонизирующее или успокаивающее дыхание, медитация, аффирмации, голосовые и телесные практики, арт-терапевтические техники.
Ресурсные, восстанавливающие техники самопомощи от Зезюлинской И.А.
- Смотрите вокруг себя. Ищите, находите и планируйте маленькие и большие радости (техника «Найти и запиши 100 радостей», «Меню радостей» модификация Зезюлинская И.А.).
- Организуйте Дни заботы о себе («24 часа здоровья и счастья»).
- Слушайте оптимистичную музыку.
- Практикуйте аффирмации.
- Рисуйте кризисные мысли и украшайте их цветом: цвета помогут преодолеть кризисное мышление.
- Цветотерапия. Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль. (И.В.Гете). Зеленый цвет –природный гармонизатор. Только в природе все, что окружает нас, гармонично связано друг с другом, и эта гармония раскрепощает, расслабляет, помогает восстановить силы после нервной и тяжелой работы.
- Применяйте юмор.
- Транслируйте любовь. Проявляйте Любовь к себе. Творчество как форма любви. (Рисуйте любовь. Создайте рисунки на тему: «Я люблю себя»; «Я люблю мир»; «Я люблю жизнь»; «Я люблю МИР». Создайте «Талисманы Любви и Поддержки».)
- Рисуйте и созерцайте круги- это является составной частью практик саморегуляции (мандалы).
- Ландшафтная терапия, общение с природой.
- Развивайте навыки философии кинцуги: добавьте золото в вашу жизнь. Исцелите свои раны, преобразуйте линии разлома в линии силы.
- Любуйтесь произведениями живописи, созерцайте прекрасное – это улучшает психическое здоровье (любование картинами живописи сродни состоянию влюбленности и улучшает психическое здоровье человека, об этом открытии сообщили лондонские СМИ -профессор нейробиологии С. Заки).
- Занимайтесь творчеством. Результаты исследования показали, что больше всего на положительные эмоции влияло то, как много и часто участники занимались творческой деятельностью. Ученые назвали этот эффект «спиралью благополучия». Как показало это исследование, он вызывается любыми формами творческой деятельности.
- Составьте свое антикризисное ресурсное меню из творческих ингредиентов: рисовать; - вышивать; создавать фотографии; отдыхать и пр. Почаще делайте то, что любят делать дети. Главный акцент — не на правильность, а на удовольствие от процесса!
- Составьте свое антикризисное ресурсное меню из творческих ингредиентов: рисовать; - вышивать; создавать фотографии; отдыхать и пр. Почаще делайте то, что любят делать дети. Главный акцент — не на правильность, а на удовольствие от процесса!
- Рисуйте. Простые «каракули»- дудлинг (Санни Браун) «Дудлинг» - процесс создания спонтанных меток, помогающих думать. Вы можете дудлить во время поездок в метро или во время телефонного разговора: это не требует присутствия специалиста и большого количества времени.
Творчество подобно свободе: вкусив его однажды, вы уже не можете жить без него. Оно – преобразующая сила, повышающая ваше чувство собственного достоинства и расширяющая ваши права и возможности. Натали Роджерс
Когда объединяются искусство и психотерапия, их глубина и область действия могут быть расширены; когда же они действуют вместе, то оказываются связанными на всем протяжении человеческой истории целительства и врачевания.
«Искусство и психотерапия», Шон Мак-Нифф
Техника работы с эмоциональным выгоранием «Остров» (модификация Зезюлинской И.А.)
1. Нарисуйте на листе А4 остров, символизирующий вашу жизнь прямо здесь, прямо сейчас. Рисуйте интуитивно, не ограничивая себя в чем-либо. Главным условием является соответствие рисунка фразе: «В моей жизни есть…».
2. Когда карта острова будет готова, отметьте в % зоны, где вы теряете свою энергию, а где – приобретаете. Можно дать название этим зонам. Например:
-10% я теряю, пытаясь забраться на Скалу достижений
-20% я теряю на Утёсе тревоги
-25% я теряю в Пустыне прокрастинации
+40% я восполняю на Озере отдыха
+20% я восполняю в Долине творчества.
При работе с клиентом попросите его подробно рассказать, как именно это происходит, в каких условиях. Отмечайте возникающие чувства. При самостоятельной работе над техникой результаты зафиксировать письменно.
3. Просуммируйте все полученные цифры. Оказались ли вы в плюсе или минусе?
4. Обратите внимание на зоны, которые остались незаполненными и неназванными. Есть что-либо неприятное, что вы не отразили на карте, чего не хотите замечать в своей жизни?
5. Что можно сделать, чтобы источники потери не расходовали столько энергии?
6. Дайте название пустым зонам и заполните их наполняющими источниками. Как часто на неделе вы можете к ним обращаться?