logo

Как выгорают психологи

13.05.2024 16:10
0
3156

Психотерапевт, супервизор Инна Зезюлинская поделилась эффективными способами борьбы с эмоциональным выгоранием у терапевтов

Как выгорают психологи

«Эмоциональное выгорание у помогающих специалистов: как распознать и предотвратить».

Статья подготовлена по материалам автора:

Психолог Инна ЗезюлинскаяЗезюлинская Инна Алексеевна

- психотерапевт единого Европейского реестра психотерапевтов 0331 ECPgpRU; системеый семейный психотерапевт, медиатор, арт- терапевт;

- руководитель официального представительства ОППЛ в Крыму и в Севастополе;

- доцент, обучающий психотерапевт МОО СРС КИП;

- аккредитованный обучающий личный психотерапевт-адвайзер ОППЛ;

- супервизор ОППЛ;

- сертифицированный преподаватель, тренер ОППЛ международного уровня;

- руководитель образовательных программ, личной терапии, супервизии в модальности ССТ, системный семейный психотерапевт;

- преподаватель института практической психологии Иматон (Санкт- Петербург); действительный член Ассоциации развития психотерапевтической и психологической науки и практики психотерапевтов и психологов СРО; член Национальной экспертной коллегии психологов и психотерапевтов РФ;

- профессиональный художник, член Профессионального Союза художников РФ;

- автор метафорических ассоциативных карт Гармония; Море жизни;

- автор галереи картин;

- основатель руководитель онлайн школы «Краски жизни»; руководитель Центра прикладной психологии Гармония, арт- терапевтической мастерской «Краски души»

- автор мастер-классов, обучающих программ, тренингов, методических разработок, книг, пособий.

- автор проекта Психологическая гостиная «Искусство жить»

- организатор проектов в области психологии и психотерапии (Псифесты Море жизни, психологические мастерские).

Эмоциональное выгорание – одна из болезней современности, многозадачности и большой скорости современного мира. Во многих странах эмоциональное выгорание официально признается заболеванием, связанным с трудовой деятельностью, которое нуждается в профилактике и лечении. В мае 2019 года ВОЗ описала признаки синдрома эмоционального выгорания. Синдром определяют как феномен, вызванный длительным стрессом.

В МКБ-10 «синдром эмоционального выгорания» шифруется под рубриками Z73.0: проблемы, связанные с трудностями управления собственной жизнью и F 48.00: неврастения.

По МКБ 11 QD85. МКБ-11 эмоциональное выгорание: «синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удается справиться».

Эмоциональное выгораниеГлавной причиной синдрома профессионального выгорания считается психологическое переутомление.

Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к этому синдрому.

Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейзенбергером в 1974 году. Первоначально этот термин определялся, как состояние изнеможения, истощения, возникающего вследствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе профессиональной работы с клиентами, пациентами, учениками.

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «запах горящей психологической проводки».

В группе риска «синдрома эмоционального выгорания»(СЭВ), прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, психологи, психотерапевты, учителя, социальные работники). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.

Симптомы эмоционального выгорания: физические, поведенческие, психологические.

Крымская А. выделяет четыре основные стадии СЭВ.

  • Напряжённость. Ощущается высокий интерес и вовлечённость в деятельность. Появляется лёгкая усталость, но человек её игнорирует.
  • Режим «Потерплю ещё чуть-чуть». Усталость накапливается, появляются проблемы со сном и первые признаки дистанцирования от деятельности. Моменты продуктивности сменяются откатами и неэффективностью. Как следствие, появляется потребность в поиске дополнительной мотивации и нежелание видеть кого-то.
  • Истощение. Сил становится всё меньше, появляются раздражительность и чувство загнанности, наступает сильное физическое, эмоциональное, умственное истощение, человек начинает действовать как будто на автопилоте.
  • Угасание. На этой стадии происходит потеря интереса к деятельности и к жизни. Может начаться уныние и даже депрессия.

Основные причины эмоционального выгорания у представителей помогающих профессий (Е.В.Макарова):

  • Когда специалист не прошел свою личную терапию. Он знает теорию, но не знает, как непосредственно вести практику.
  • Ложные представления о профессии.⠀И в работе такого специалиста, потеря каждого клиента или пациента является собственной ретравматизацией.⠀То же самое у коллег, которые считают, что психология – это миссия. А миссия не оплачивается. Они – проповедники, а не психотерапевты.
  • Изолированный психотерапевт быстро теряет свою эффективность и работоспособность. Специалист, который не получил хороший опыт прохождения личной терапии, супервизии не доверяет профессиональному пространству.
  • Период ментально-физическое истощения без этапов восстановления.⠀Когда специалист по каким-то причинам (потеря родственника или близкого человека, болезнь или расставание) находится в истощенном ментальном физическом состоянии и не возвращается в тонус.

Профилактика СЭВ

Универсальные рекомендации

  • Поддерживайте баланс между работой и личной жизнью. Полезно периодически обращаться к технике «Колесо баланса», чтобы проверить, сохраняете ли вы гармонию между работой, семьей, хобби, здоровьем, финансами, друзьями и саморазвитием.
  • Восполняйте ресурс. Регулярно уделяйте время себе, например, ходите на массаж и в спортзал. Путешествуйте, пробуйте и узнавайте новое, посещайте выставки, театры, музеи и другие вдохновляющие места. Найдите хобби.
  • Уважайте свои чувства. Учитесь слышать себя и помните, что не бывает плохих или хороших чувств. Важны все. Если чувство неприятно, то подумайте, как его экологично прожить и трансформировать. Постарайтесь понять, почему оно возникло и что хочет сказать вам. Полезно каждый вечер «сканировать» свои мысли, чувства и ощущения в теле.

Важно своевременно решать возникающие проблемы, какой бы сферы жизни они ни касались. И незамедлительно реагировать на ухудшение психоэмоционального и физического состояния.

Профилактика профессионального выгорания для психолога:

  • Выберите оптимальную для себя нагрузку. Поработайте в разном темпе и определите комфортное количество сессий в день и месяц. Если чувствуете, что стало сложно работать в прежнем режиме, то измените его. Разрешите себе не работать, если вы сами «не очень». Помните о границах своих компетенций и разделяйте с клиентом ответственность за результат.
  • Обозначьте границы в отношениях. Договоритесь с клиентами, когда они могут звонить и писать вам. Попросите родных не беспокоить вас в рабочее время. Дома не говорите о работе, а на работе старайтесь не решать бытовые задачи.
  • Общайтесь с коллегами. Посещайте вебинары, мастер-классы, круглые столы, конференции. Это поможет завести полезные связи, найти новые идеи, обменяться опытом, вдохновиться успехами коллег и почувствовать себя частью большого сообщества. Напомнит о ценности и значимости профессии, что тоже важно для профилактики выгорания.
  • Ходите на супервизию. Рекомендуется посещать супервизора 1–4 раза в месяц и по запросу. Например, если вам кажется, что в работе с клиентом нет результата, и вы не понимаете почему, то это повод обратиться к супервизору.
  • Посещайте личного психолога 1–2 раза в месяц и по запросу.
  • Используйте восстанавливающие техники. Выберите несколько подходящих практик: тонизирующее или успокаивающее дыхание, медитация, аффирмации, голосовые и телесные практики, арт-терапевтические техники.

Ресурсные, восстанавливающие техники самопомощи от Зезюлинской И.А.

  • Смотрите вокруг себя. Ищите, находите и планируйте маленькие и большие радости (техника «Найти и запиши 100 радостей», «Меню радостей» модификация Зезюлинская И.А.).
  • Организуйте Дни заботы о себе («24 часа здоровья и счастья»).
  • Слушайте оптимистичную музыку.
  • Практикуйте аффирмации.
  • Рисуйте кризисные мысли и украшайте их цветом: цвета помогут преодолеть кризисное мышление.
  • Цветотерапия. Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль. (И.В.Гете). Зеленый цвет –природный гармонизатор. Только в природе все, что окружает нас, гармонично связано друг с другом, и эта гармония раскрепощает, расслабляет, помогает восстановить силы после нервной и тяжелой работы.
  • Применяйте юмор.
  • Транслируйте любовь. Проявляйте Любовь к себе. Творчество как форма любви. (Рисуйте любовь. Создайте рисунки на тему: «Я люблю себя»; «Я люблю мир»; «Я люблю жизнь»; «Я люблю МИР». Создайте «Талисманы Любви и Поддержки».)
  • Рисуйте и созерцайте круги- это является составной частью практик саморегуляции (мандалы).
  • Ландшафтная терапия, общение с природой.
  • Развивайте навыки философии кинцуги: добавьте золото в вашу жизнь. Исцелите свои раны, преобразуйте линии разлома в линии силы.
  • Любуйтесь произведениями живописи, созерцайте прекрасное – это улучшает психическое здоровье (любование картинами живописи сродни состоянию влюбленности и улучшает психическое здоровье человека, об этом открытии сообщили лондонские СМИ -профессор нейробиологии С. Заки).
  • Занимайтесь творчеством. Результаты исследования показали, что больше всего на положительные эмоции влияло то, как много и часто участники занимались творческой деятельностью. Ученые назвали этот эффект «спиралью благополучия». Как показало это исследование, он вызывается любыми формами творческой деятельности.
  • Составьте свое антикризисное ресурсное меню из творческих ингредиентов: рисовать; - вышивать; создавать фотографии; отдыхать и пр. Почаще делайте то, что любят делать дети. Главный акцент — не на правильность, а на удовольствие от процесса!
  • Составьте свое антикризисное ресурсное меню из творческих ингредиентов: рисовать; - вышивать; создавать фотографии; отдыхать и пр. Почаще делайте то, что любят делать дети. Главный акцент — не на правильность, а на удовольствие от процесса!
  • Рисуйте. Простые «каракули»- дудлинг (Санни Браун) «Дудлинг» - процесс создания спонтанных меток, помогающих думать. Вы можете дудлить во время поездок в метро или во время телефонного разговора: это не требует присутствия специалиста и большого количества времени.

Творчество подобно свободе: вкусив его однажды, вы уже не можете жить без него. Оно – преобразующая сила, повышающая ваше чувство собственного достоинства и расширяющая ваши права и возможности. Натали Роджерс

Когда объединяются искусство и психотерапия, их глубина и область действия могут быть расширены; когда же они действуют вместе, то оказываются связанными на всем протяжении человеческой истории целительства и врачевания.

«Искусство и психотерапия», Шон Мак-Нифф

Техника работы с эмоциональным выгоранием «Остров» (модификация Зезюлинской И.А.)

1. Нарисуйте на листе А4 остров, символизирующий вашу жизнь прямо здесь, прямо сейчас. Рисуйте интуитивно, не ограничивая себя в чем-либо. Главным условием является соответствие рисунка фразе: «В моей жизни есть…».

2. Когда карта острова будет готова, отметьте в % зоны, где вы теряете свою энергию, а где – приобретаете. Можно дать название этим зонам. Например:

-10% я теряю, пытаясь забраться на Скалу достижений

-20% я теряю на Утёсе тревоги

-25% я теряю в Пустыне прокрастинации

+40% я восполняю на Озере отдыха

+20% я восполняю в Долине творчества.

При работе с клиентом попросите его подробно рассказать, как именно это происходит, в каких условиях. Отмечайте возникающие чувства. При самостоятельной работе над техникой результаты зафиксировать письменно.

3. Просуммируйте все полученные цифры. Оказались ли вы в плюсе или минусе?

4. Обратите внимание на зоны, которые остались незаполненными и неназванными. Есть что-либо неприятное, что вы не отразили на карте, чего не хотите замечать в своей жизни?

5. Что можно сделать, чтобы источники потери не расходовали столько энергии?

6. Дайте название пустым зонам и заполните их наполняющими источниками. Как часто на неделе вы можете к ним обращаться?

Материалы по теме