Сегодня не только Подмосковье, но и всю Россию потрясло страшное событие. В элитной школе «Успенская СОШ» девятиклассник совершил вооружённое нападение, в результате которого погиб 11-летний мальчик, а также серьёзно пострадали двое детей и взрослый (охранник школы).
Используемое фото: Иван МАКЕЕВ, Комсомольская правда.
Мотивация преступления и психическое здоровье
Очевидцев события потрясла не только жестокость юноши, но и его мотив — пятнадцатилетний подросток был приверженцем радикальных взглядов. Как выяснило следствие, на своей странице в социальных сетях он открыто высказывал их, а утром перед нападением опубликовал в школьном чате манифест «Мой гнев», где заявил о ненависти к обществу, людям определённых национальностей и религий.
Кроме того, чтобы оценить психологическое состояние убийцы, стоит отметить, что он снимал все свои зверства на камеру и даже сделал селфи с мёртвым мальчиком. А когда вооружённый подросток искал аудиторию и учительница, которая не была в курсе происходящего, решила ему помочь, он ответил ей: «Не стоит. Я всё равно сяду на пожизненное». Такое спокойное принятие неизбежного и спланированные заранее действия вряд ли могут быть свидетельством состояния аффекта.
Безусловно, с учётом подобных данных неизбежно встаёт серьёзный вопрос о психическом здоровье малолетнего преступника. Однако экспертиза пока только в процессе, а нам как сторонним наблюдателям остаётся только ждать результатов следствия.
Реакция представителей государственной власти
Одной из первых высказалась председатель Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Останина Нина Александровна. В своем Телеграм канале, депутат задала важные вопросы относительно произошедшего:
Как такое вообще стало возможным? Есть ли в Успенской школе психолог? Если есть, каков его функционал? Почему никто не заметил подготовки к совершению преступления подростком, находящимся в зоне повышенного риска? Проводились ли в школе регулярные социометрические исследования, рекомендованные соответствующими методическими рекомендациями?"
Кроме того, депутат обратила внимание на глубинные причины происшествия: "Это не единичный случай, а следствие внутреннего психологического неблагополучия подростков. Формальное наличие школьных психологов не решает проблему, и необходима комплексная система психологической поддержки детей", — добавила Н.А. Останина в интервью изданию News.ru.
Наконец, подчеркнув серьезность ситуации, парламентарий заявила: «Происшедшее — лишь вершина айсберга. Необходимы системные меры, включая принятие закона о психологической помощи, иначе деструктивные тенденции среди молодежи продолжат усиливаться».
Правда ли ничего нельзя было предотвратить?
Конкретно в этом случае мы уже знаем, что странности ребёнка были заметны учителям и одноклассникам. Что уж говорить об опубликованном утреннем посте о ненависти к обществу в социальной сети. Его нельзя было не заметить, и, вероятно, тут важно повысить внимание к словам подростков. Ведь мы знаем, чем больше ребёнку не верят, тем сильнее разгораются внутренние радикалы и демонстративность.
По данным МВД России, с 2017 года в 34 регионах было зафиксировано 70 случаев, связанных с нападениями на школы. В статистику вошли как совершённые атаки, так и подготовка к «скулшутингу». Значит ли это, что подобные трагедии нельзя предотвратить? Совсем нет. Это свидетельствует о том, что уже собрана достаточная информация о причинах подобных преступлений и существуют определённые методики выявления склонности ребёнка к таким агрессивным действиям.
Рекомендации родителям и учителям
Мы как специалисты, профессиональные психологи и психотерапевты, хотим привести несколько рекомендаций родителям и учителям, чтобы вовремя заметить проблему. Как показывает практика, порой даже учёба в престижной школе и наличие благополучной обстановки в семье не могут дать абсолютную гарантию того, что на вашего ребёнка не окажут губительного воздействия. Поэтому, если вы думаете, что это вас не касается, мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с данным материалом. Поверьте, лишним не будет.
Пока преступление не произошло, мы семья и мы сможем со всем справиться.
Это ваш ребёнок. Даже если он сильно изменился и стал ужасен, говорит и пишет страшные вещи, пугая этим вас. Сейчас не время читать нотации за мат или радикальные взгляды, ведь это лишь следствие чего-то большого. Вы как родители обязаны понять своего ребёнка и через понимание, активное слушание попытаться найти первопричину формирования подобных деструктивных взглядов. Где-то у ребёнка должен быть этот негативный опыт, который впоследствии сформировал триггер на конкретную область жизни. Будь то непринятие других национальностей или ненависть к общественному устройству в целом.
У любого действия есть причина, если, конечно, речь не идёт о серьёзном психическом заболевании. Но поскольку эта тема требует очного сопровождения врача-психиатра, мы её затрагивать не будем.
А что происходит в школе?
Если бы все потенциальные преступники всегда вели себя отвратительно дома или открыто рассказывали своим родителям о планах мести одноклассникам за буллинг, предотвращать скулшутинг и вооружённые нападения было бы гораздо проще. Но это не так. Многие преступники до последнего скрывают свои мотивы. Также у многих российских скулшутеров, как и у американских коллег, причиной нападения часто является травля в школе или секциях. В связи с этим родителям в современном мире просто необходимо знать, что происходит в школе. Ведь самый тихий ребёнок, регулярно становящийся посмешищем среди сверстников, способен сорваться и совершить противоправное действие.
Я учитель, у меня большая нагрузка, но...
Безусловно, у наших учителей колоссальная нагрузка на работе. Вечная песня об индивидуальном подходе к ученикам, к сожалению, не соответствует суровой реальности, когда педагогу приходится решать не только вопросы обучения, но и заполнения огромного количества отчётов и бумаг. Но есть ситуации, когда учитель не может не вмешаться. Перечислим их:
— Травля одного человека всем коллективом класса.
— «Белая ворона».
— Психопатическое поведение.
— Жестокость и агрессия.
— Патологическая ложь.
Если вы, будучи педагогом, заметили нечто подобное, вы обязаны сообщить об этом родителям и школьному психологу, а в особых случаях — доложить директору. И да, дорогие директора, если вы думаете, что лучше замять дело и не обращать внимания, то подумайте о своей репутации и репутации школы, если ужасное всё-таки произойдёт. Своевременное реагирование — лучшее решение.
А теперь время специалиста
Нет сил, нет ни малейшего взаимопонимания? Вы закрыты друг от друга и не знаете что делать? Время отвести ребенка к специалисту. Подойдет аккредитованный и дипломированный детский психолог, специалист в возврастной психологии да и семейная терапия не будет лишней. Ведь ответственнось на родителях за поступки наших детей все равно остается, но нельзя отрицать тот факт, что даже у самых прекрасных родителей могут быть невероятно сложные дети. Вам тоже нужна будет помощь и восстановление ресурсов.
