Обсуждение законопроекта продолжается. Саморегулируемая организация «Союз практических психологов» подготовила и направила в Комитет Госдумы по вопросам семьи, материнства и детства дополнения к проекту Федерального закона «О психологической деятельности в Российской Федерации». Эти дополнения, разработанные Правлением, Контрольным и Этическим комитетами организации, опубликованы в «Психологической газете».
В «Союзе практических психологов» подчеркнули, что последняя версия законопроекта «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации», представленная в Государственную Думу, была тщательно изучена. Поскольку ранее опубликованные в «Психологической газете» (30.08.2024) комментарии и предложения организации по предыдущей редакции закона уже были направлены в Государственную Думу РФ, в текущих дополнениях основное внимание уделено тем ключевым и спорным положениям закона, которые остались неизменными.
1. Название Закона звучит как «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации». Мы по-прежнему считаем, что понятие «психологическая деятельность» очень широкое и включает в себя такие виды деятельности, которые не относятся по содержанию к данному Закону (например, научно-исследовательскую работу). В этой связи предлагаем вернуться к названию Закона из предыдущей его редакции — «Об основах регулирования психологической помощи в Российской Федерации».
2. В проекте Закона (в ст. 2 и в ряде последующих статей) оказываются противопоставлены «психологическая помощь» и некая «платная психологическая услуга». Если при этом и первая, и вторая определяются как «комплекс мероприятий, направленных на благополучие граждан», то такое противопоставление только запутывает. Получается, что «психологическая помощь» и «платные психологические услуги» — разные виды профессиональной деятельности, хотя по содержанию это одно и то же.
Предлагаем: «Психологическая помощь — это комплекс мероприятий, направленных на поддержание психологического благополучия граждан Российской Федерации, предоставляемая гражданам бесплатно или на платной основе».
3. В ст. 5 пп. 2 и 3 указывается, что психологическая помощь и психологические услуги могут, по желанию лица — получателя этой помощи, оказываться анонимно. Однако такая возможность не стыкуется с содержащимся в Законе требованием установления договорных отношений между психологом и клиентом (ст. 13 п. 1), и в случае анонимности такой договор не будет иметь никакой юридической силы.
4. Весьма дискуссионным представляется введение в ст. 4 в принципы психологической деятельности «уважение и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Фокусировка практического психолога на каких-либо ценностях, кроме ценностей и принципов профессионального этического кодекса, лишает его и его клиента важнейших факторов эффективности психологической помощи — безоценочности и нейтральности.
5. Ст. 11 п. 2 и ст. 16 Законопроекта предполагают, что психологи, прошедшие профессиональную переподготовку, должны будут подтвердить свою квалификацию, а с 2029 года их деятельность будет запрещена. Это противоречит действующему законодательству, в частности, Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, ст. 76 которого признает профессиональную переподготовку легальным видом образования, дающим право ведения нового вида профессиональной деятельности.
Соответственно, запрет на осуществление деятельности специалистам, получившим право заниматься профессиональной деятельностью в области психологии через профессиональную переподготовку, дискриминирует их относительно представителей других профессий и приведёт к нарушению их гражданских и профессиональных прав.
Предлагаем сохранить право на профессиональную деятельность специалистам, имеющим высшее (непрофильное) образование и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по соответствующему профилю деятельности, подтвердившим профессиональную квалификацию.
6. Масштабной аргументированной критике со стороны психологического сообщества подверглось требование подтверждения практическими психологами своей профессиональной квалификации в форме профессионального экзамена в рамках системы независимой оценки квалификации. Однако весьма сомнительно, что традиционный экзамен может выявить уровень профессионализма помогающего специалиста в плане применения им знаний, умений и этических принципов на практике. И, если ориентироваться на международные стандарты, подтверждение своей профессиональной компетентности необходимо осуществлять 1 раз в 3–5 лет.
В этой связи мы предлагаем делегировать функцию (пере)аттестации / аккредитации / сертификации / лицензирования, как бы ни называлось предоставление психологам права осуществления гражданам квалифицированной помощи, именно тем профессиональным объединениям психологов и саморегулируемым организациям, о которых в Законе идет речь в ст. 14.
Кроме того, отсылка практических психологов для сдачи экзамена в систему независимой оценки квалификации может стать своего рода демотиватором в плане их вступления в профессиональные организации и союзы, играющие важную роль в повышении квалификации помогающих специалистов и контроле качества консультативно-терапевтической работы.
7. В ст. 11 п. 8. сказано, что «осуществлять частную практику психолог имеет право при наличии трудового стажа не менее 3 лет по профилю деятельности». Тогда непонятно, каким образом можно приобрести этот стаж консультативно-терапевтической работы.
Предлагаем заменить это на «не менее 3 лет консультативно-терапевтической работы в условиях супервизии».
Председатель правления СРО СПП, Кононенко Лариса Анатольевна, системный семейный психолог, супервизор ССТ, клинический психолог, член правления ОСКиП, преподаватель кафедры прикладной психологии и психотерапии ИППК РУДН.
Члены правления СРО СПП:
-
Будинайте Гражина Леонардовна, кандидат психологических наук, практикующий психотерапевт, член правления ОСКиП, член правления СРО СПП,член АОРПП;
-
Дроздов Дмитрий Сергеевич, сертифицированный специалист, супервизор и преподаватель в направлении Понимающая психотерапия, директор Института понимающей психотерапии им. Ф.Е. Василюка;
-
Михайлова Татьяна Ивановна, исполнительный директор Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт психотерапии и консультирования «Гармония»»;
-
Хамитова Инна Юрьевна, семейный психолог, директор Образовательного Частного Учреждения Центр Системной Семейной Терапии (ЧУ ДПО ЦССТ);
-
Шапиро Борис Юрьевич, кандидат психологических наук, сотрудник Психологической службы РАНХиГС.
Этический комитет:
-
Варга Анна Яковлевна, кандидат психологических наук, член правления ОСКиП, системный семейный психотерапевт;
-
Кочергина Галина Ивановна, системный семейный терапевт, супервизор, преподаватель Высшей школы психологии, председатель правления ОСКиП;
-
Петрова Елена Юрьевна, медицинский психолог, гештальт-терапевт, член ЕАГТ-супервизор, директор по развитию Интегративного Института Гештальт тренинга;
-
Семёнов Виктор Владимирович, кандидат психологических наук, директор Института психодрамы и психологического консультирования, вице-президент Ассоциации психодрамы, председатель этического комитета СРО СПП;
-
Якимова Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, практикующий психотерапевт, доцент МГППУ, член правления ОСКиП.
Контрольный комитет:
-
Мартынова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, директор НОЧУ ДПО «Высшая Школа психологического консультирования», доцент кафедры возрастной психологии и семейного консультирования Московского института психоанализа;
-
Кузьминых Цицино Николаевна, Семейный системный терапевт, супервизор, член ОСКиП;
-
Перова Наталья Николаевна, системный семейный психолог-психотерапевт, член профессиональных организаций: ОСКиП, EMDR Russia, Ассоциация ориентированных на решение психотерапевтов и практиков;
-
Шестакова Искра Георгиевна, психолог, гештальт-терапевт, сертифицированный коуч, дипломированный консультант по управлению и организационному развитию, генеральный директор Института практической психологии личности «ГЕНЕЗИС ПРАКТИК»;
Сергей Викторович Кондуров, врач-психотерапевт, гештальт-терапевт, член и супервизор ЕАГТ (Европейская ассоциация гештальт терапии), директор Интегративного института Гештальт тренинга, преподаватель Института практической психологии «Иматон».