В Системе обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» опубликовано Заключение на проект федерального закона № 846497-8 «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации» Правового управления Государственной Думы. Документ датирован 07.05.2025.
Публикуем текст Заключения. Источник - Психологическая газета.
Проект направлен на установление основ правового регулирования осуществления психологической деятельности в Российской Федерации, а также возникающих в связи с этим общественных отношений.
В связи с этим отмечаем, что в настоящее время отдельными федеральными законами уже регулируются вопросы оказания психологической помощи, например, Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 442-ФЗ), Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) и другими.
Исходя из предлагаемых проектом определений «психологическая деятельность», «психологическая помощь», «получатель психологической помощи» и «платная психологическая услуга» возникает неопределенность в вопросе о том, кому именно (гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, юридическим лицам) будет оказываться психологическая помощь.
При этом обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ социально-психологические услуги являются одними из видов социальных услуг, а действие указанного закона распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев.
В статье 1 проекта закрепляется понятие «психологическая деятельность», которая включает в себя психологическую помощь и платные психологические услуги. Однако в предлагаемых проектом определениях «психологическая помощь» и «платная психологическая услуга» четкого разграничения между такой помощью и услугой не устанавливается, поскольку и такая помощь, и услуга представляют собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание психологического благополучия граждан, а психологическая помощь, являясь одной из форм психологической деятельности, согласно статье 5 проекта может быть предоставлена как в безвозмездной, так и в возмездной форме.
Нуждаются в согласовании положения пунктов 4 и 5 статьи 2 проекта в части круга лиц, получателей платных психологических услуг, которым будет предоставляться такая услуга.
Применяемые в статье 11 проекта понятия «профильное высшее образование», «высшее (непрофильное) образование» нуждаются в согласовании с положениями Федерального закона № 273-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 6 проекта оказание платных психологических услуг, не указанных в части 2 данной статьи, регулируется уполномоченными Правительством Российской Федерации государственными органами исполнительной власти, тогда как в соответствии с частью 4 указанной 0429846497-8.135 3 статьи не допускается осуществление платных психологических услуг, не предусмотренных частью 2 статьи 6 проекта.
Кроме того, часть 4 статьи 6 проекта допускает наличие платных психологических услуг, которые могут предусмотрены иными нормативными правовыми актами Российской Федерацией, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, тогда как часть 2 статьи 6 проекта содержит в себе закрытый перечень видов психологической деятельности.
Положения статьи 14 проекта, согласно которым психологи участвуют на обязательной основе в некоммерческих организациях, не согласуются с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», которым такая обязанность не установлена.
В тексте проекта нуждаются в согласовании между собой виды нормативных правовых актов, которыми будут регулироваться вопросы осуществления психологической деятельности (части 1 и 3 статьи 3, часть 4 статьи 5, часть 4 статьи 6).