Бизнес-неделя на "Эре" продолжается! И по результатам опроса в нашей группе в ВК, третей наиболее интересной подписчикам темой оказалась "Грамотное целеполагание и рефлексия".
Разобраться в ней нам помог
Калашников Андрей Сергеевич
- Клинический и организационный психолог, тренер, специалист по организационному и управленческому консалтингу
- Член Президентского Совета СРО «Союз психотерапевтов и психологов»
- Член Центрального Совета Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ)
- Руководитель Комитета коучинга ОППЛ
- CEO Школы психологического консультирования
- Руководитель сервиса психологической поддержки персонала и платформы удаленного коучинга
- Член Российского Психологического Общества
- Преподаватель ряда российских ВУЗов (МГУ им. М.В.Ломоносова, Университет Российской Академии Образования, Академия ФСБ, Первый МГМУ им. И.М.Сеченова)
1) Что такое целеполагание и зачем оно нужно человеку?
Целеполагание — это процесс постановки цели. Цель, как правило, воспринимается человеком как то, что от него кто-то хочет, что он сам от себя хочет или то, что, как он или кто-то считает необходимым. Ключевых моментов здесь несколько:
Первое: хочу сам от себя или хотят от меня другие – обычно это цели, связанные с достижением определенного идеала – как я сам себя вижу или хочу видеть или как меня видят другие и что от меня ожидают.
Второе, это то, что я сам считаю для себя необходимым и кто-то хочет от меня (чужие цели, с которыми я соглашаюсь)
Третье, это вопрос: хочу или необходимо для чего?
Ответ на третий вопрос обычно предполагает некую глобальную цель, связанную с ценностями человека, которая реализуется через достижения маленьких целей в его деятельностях, в которые он включен. Но проблема в том, что далеко не все люди знают, для чего они родились и какова цель их жизни. Обычно, по этому поводу у людей есть некое приближенное мнение и примерное понимание направления. А все остальное – привычка, сформированная окружением. Соответственно, если человек задумывается о своих целях, то это означает только то, что он не удовлетворен тем, что имеет, а что на самом деле ему нужно хотеть – не знает.
Таким образом, проблема целеполагания включает в себя несколько аспектов:
1) некая общая цель, можно назвать ее цель жизни, миссия. Она связана с некой специфической деятельностью, которую иногда называют призванием и в которой психологи, эзотерики и другие специалисты личностного роста предлагают реализовываться, опираясь на свои таланты. В этом случае цель – это то, что делает в итоге человека целостным. Это экзистенциальная цель.
2) если общая (экзистенциальная) цель найдена, то становится понятна деятельность, которая с этой целью связана. Ну, а деятельность связана с неким процессом и промежуточными целями, как и любой процесс. Назовем это операционными целями. Из психологической теории деятельности известно, что деятельность состоит из разных действий, каждое из которых имеет свою цель как некий промежуточный результат.
Поэтому, чтобы быть счастливым человеком, необходимо осознавать свою экзистенциальную цель и реализовывать ее своей практической деятельностью. Ну, а чтобы практическая деятельность была эффективной, важно понимание из каких процессов она состоит и какие действия я должен осуществлять, чтобы достигать промежуточных результатов (целей действия).
Для этого кроме самодисциплины важно знание технологий и специфических инструментов, использование которых повышает эффективность и продуктивность как отдельных действий, так и всей деятельности в целом. Совокупность инструментов эффективности может составлять содержание психологической компетенции человека, которую важно развивать, так как от нее зависит эффективность и продуктивность человека во всех аспектах его жизни. Если самообразования для развития психологической компетенции не хватает, человек обращается за помощью к соответствующим специалистам – коучам, психологам и психотерапевтам.
2) С чего нужно начинать целеполагание?
Понять, кто я такой и на что готов потратить всю свою жизнь без остатка. Найти свою экзистенциальную цель. Определится с личными ценностями и принципами жизни, осознать их для себя. Развивать в себе это осознание, что позволит смотреть на мир глазами того человека, который еще только должен состояться. Наверное, это самое главное. Потому что если правильно смотришь на мир и на себя в нем, то видишь и то, что должен делать. Это и есть то, чем ты должен заниматься. Ну, а если ты понимаешь, чем тебе заниматься, то остается малое – стать в этом деле мастером – найти людей, которые знают и умеют в этой области больше и лучше тебя и научиться у них, пока не придумаешь что-то новое, начиная свой собственный путь.
Вероятно, кто-то ожидал, что я назову конкретные психологические методики, как ставить цели, например, рассказал бы о SMART, но я глубоко убежден, что осознание того, кто ты такой и зачем живешь и есть самая главная технология. Потому что без этого понимания все цели, которые может поставить перед собой человек будут ложными и уведут его от себя самого.
3) Существуют ли определенные правила грамотного целеполагания?
Есть. Например, отделить то, что хочешь от того, что тебе на самом деле надо. То есть, научиться различать свои желания и свои потребности. Определиться с рамками, в которых желания и потребности могут быть реализованы. Научиться понимать, где ты прокрастинируешь и почему. Осознать, сколько возможностей ты упустил из-за глупого страха. Поверить в себя и дать возможность своей вере определять свои поступки. Ну, и, конечно, научиться четко формулировать свои цели на процессном уровне (что именно, как именно, когда именно), на уровне результата, который хочешь получить (как это должно выглядеть в итоге) и на экзистенциальном уровне (почему я это делаю и для чего это мне).
4) Что обычно мешает людям достичь своей цели? Обычно это внешние факторы или внутреннее особенности самой личности?
- Отсутствие знания себя и того, кем ты являешься на самом деле;
- Отсутствие веры в себя (веры в то, что ты должен делать несмотря ни на что, отсутствие намерения самоосуществляться);
- Отсутствие необходимых умений в том, что ты делаешь;
- Внутреннее сопротивление (самосаботаж);
- Личная неорганизованность.
5) Что такое и рефлексия? Какое значение имеет рефлексия для достижения цели?
Рефлексия — это основа самосознания. Без саморефлексии – диалога с самим собой, человека как субъекта деятельности и самого себя, в том числе, не существует. Есть идея, что человек должен научится общаться с другими людьми. И с этим никто не спорит, настолько это очевидно. Но почему-то никто не говорит о том, что человек, для того, чтобы стать человеком, должен научиться общаться сам с собой – задавать сам себе вопросы, сам на них отвечать, обосновывать ответы, оспаривать их, сам перед собой ставить задачи, сам искать пути их решения, анализировать собственную деятельность – короче, находится в осознанном диалоге с самим собой. Осознанном, это значит, конструктивном.
Этому нужно учится точно также, как мы учимся логично мыслить или различать оттенки собственных чувств или более точно выражать свои мысли. Если этого не уметь и не делать осознанно, то этот процесс будет неуправляемым и вредным, а чудесная способность к рефлексии превратиться в самокопание и самозакапывание. Это как культура умственного труда или культура чувств или позитивное мышление или психотерапевтическая практика – все это про конструктивную рефлексию и самодисциплину. Думать надо тогда, когда надо думать и о том, о чем надо думать в конкретный момент для решения конкретной задачи.
В ином случае, все, что думает человек, это обычный вредный для него непроизвольный и неконтролируемый внутренний диалог. Как вредная привычка, от которой необходимо поскорее избавиться. До тех пор, пока человек думает не о том, о чем надо, а о том, о чем ему думается, он не будет эффективен и реализован в своих целях.
6) Как правильно рефлексировать, не загоняя себя в депрессию или, напротив, не впадая в состоянии эйфории от незначительных побед?
Чтобы правильно рефлексировать необходимо понять: то, что я сейчас думаю и то, как я об этом думаю это мне вообще-то помогает достичь цель или нет? Если ответ нет – видимо, стоит пересмотреть содержание мыслей. У мыслей есть причины, и они сами могут инициировать и поддерживать психические состояния. Депрессия может вызывать негативные мысли, которые могут поддерживать и усугублять депрессию. Но и сами мысли могут изначально вызывать депрессивные состояния.
Скажите, если у человека все хорошо, он получает удовольствие, удовлетворение и радость от того, что он делает, у него будет депрессия? Правда, сложно представить? Если у человека депрессия, похоже, или он занят не тем, или тем, но нет результата и выгорел. И, если так, то, может изначально он думал как-то не так? Или не о том? Мысли, которые он думал (рефлексия), значит, не сопровождали его деятельность, не направляли ее? Или, он не смог оценить, что делает что-то не то или идет куда-то не туда или делает что-то неправильно? Иначе почему у него нет результатов? Меня, как вы поняли, не интересует медицинская депрессия, связанная, например, с органическими поражениями мозга. Я говорю о депрессии, которая связана с тем, что человек заблудился по жизни и выдохся настолько, что ему больше ничего не хочется. А это прямо связано с полученными результатами, уровнем его реализованной и, в конечном итоге, счастья.
7) Какие советы можно дать человеку, который только начинает путь осознанного похода к целеполаганию и рефлексии в работе?
Начать писать дневник. Записывать свои мысли – буквально научиться думать на бумаге. Научиться конструктивной рефлексии – особому произвольному способу мышления, направленному на решения его задач. Научиться расставлять приоритеты в соответствии со своими целями, объективно оценивать собственную эффективность и искать способы ее повысить. Повышать психологическую компетентность. Но все это будет иметь смысл, если человек стремится к осознанности и его практическая деятельность переплетается с его личными смыслами.