Важность бережного отношения к ребенку много обсуждается. Всеми. Но больше всего все ожидают именно от учителей, что учитель должен правильно способствовать раскрытию ребенка. Как в обучении, выявляя его способности, так и в личностном развитии ребенка в свободное время, во время классных часов. Сейчас ко всему добавился снова обязательный труд. Да, прививать любовь к труду – очень важно. Трудолюбие как черта характера, действительно, формируется. Конечно, основное формируется до 5 лет. Но и дальше можно это качество также формировать, обязательно, учитывая особенности ребенка.
Статья подготовлена по материалам автора:
Оксана Григорьевна Покатаева - частнопрактикующий психолог, психоаналитик юнгианского толка, коуч первых лиц компаний, Действительный член Общероссийской Профессиональной психотерапевтической Лиги, Официальный преподаватель и супервизор ОППЛ России, Экс-Президент Нижнекамского Психоаналитического общества, Руководитель регионального подразделения ОППЛ, Директор по Счастью ОППЛ, основатель Счастье-терапии, автор Психосоматики организации.
Г. Нижнекамск (Татарстан).
Что такое труд?
Это любое действие. Вот строит ребеночек в песочнице домик – это его труд. Есть труд для себя и есть общественно-полезный труд. Развитие и того, и другого очень важно. Но труд для разных людей очень разный. И это здорово! Я села писать статью – это мой труд. Дворник чистит дорожки от снега во дворе – это ее труд. Пошла я откопать машину, дворник мне помогла, тоже женщина. Вот везде труд. Я с физическим трудом еле справляюсь. Мой труд в ином. Ее труд в физической работе. А как же это понять: кому какой доверить труд? Одному помыть класс, другому передвинуть парты, кому-то выступить на олимпиаде за класс или школу, кому-то выступить с докладом, кому-то сделать презентацию и т.д. И всё это общественно полезный труд.
Можно взять за основу темперамент
Как говорит народная мудрость и я немного добавила: для того, чтобы кто-то работал, должен кто-то защищать. Для того-чтобы кто-то защищал, должен кто-то работать. Для того, чтобы кто-то работал, должен кто-то регулировать их. Для того, чтобы кто-то и работал, и защищал, и регулировал, должен кто-то медитировать и создавать высоковибрационный фон для хорошей погоды, хороших взаимоотношений, чтобы все были добрые внутри страны и во всем мире, исцелял всех и всё. То есть каждый труд нужен и важен. Главное - с детства уже понять, какой труд для данного ребенка будет наиболее полезен и при выполнении которого он будет счастлив. Каждый темперамент уникальный. Не просто его распознать, но возможно. В подростковом возрасте еще тщательнее нужно наблюдать за ребенком, потому что в это время гормональное развитие может сбить с толку.
Лучше делать диагностику родителям, когда ваши дети в возрасте до 7 лет
Холерик часто меняет и настроение, и деятельность. Ему быстро надоедает одна деятельность. Но он очень быстро переключается и в настроении. Не помнит обид, забывает, что ему сказали обидное или он сам сказал. Но и выходит быстро из себя. Может даже вспылить. Агрессия может быть как на других, так и на себя. Это не устойчивый тип. Энергии много. Если некуда девать физически, то дома будет всё кувырком. Учиться – долго сидеть им нелегко, даже невозможно. Если холерик пессимист – то это агрессия, это гнев, все виноваты. Если оптимист – то быстро все сделает и сделает еще за других, малым поможет, слабым поможет.
Меланхолический тип тоже неустойчивый. Но уже энергии мало, физической работой его не стоит загружать, он быстро устает. Но может долго читать или размышлять. Но также быстро может выйти из себя – обидеться, заплакать, уйти в себя – если пессимист. Если оптимист – то пишет стихи, творит, размышляет, создает, думает, пишет планы, пишет книги.
Флегматик более устойчивый тип по сравнению с холериком и меланхоликом. Его часто путают с меланхоликом по его спокойствию и медленным действиям. Но все же он устойчивее меланхолика, он доводит все дела до конца, убирает все игрушки на место, медленно, но до конца. Он может быть один, находит себе дела.
Самый устойчивый тип – это сангвиник. Его не обидят. В одно и тоже долго играть не будет долго. Ему нравится быть главным, как и холерику. Но холерик не очень умеет управлять, а вот сангвиник может. Всех как надо организует, даст всем задание. Главное – вывести его очень нелегко, так как он оптимист.
Мы рассмотрели чистые темпераменты. Но в жизни такое не встречается. В каждом из нас все 4 темперамента присутствуют. Просто какой-то доминирующий. Мне нравится Тест Белого «Формула темперамента». Вот даже исходя из темперамента, мы понимаем какие разные все дети, все люди вообще. А еще сколько разных особенностей!
Обращение к учителям. Что обязательно нужно знать?
И вот что меня сейчас озадачивает: как же сейчас будут прививать трудолюбие учителя детям, при изменении в Законе об образовании? Всем снова одинаково или будут обращать внимание на особенности детей? Я даже обратилась к учителям. Дорогие, мной уважаемые учителя! Я знаю, как вам нелегко трудиться на общее благо всех. Вам нужно и Государству угодить, и детей учить тому, что государству надо, и помогать развивать способности каждого ребенка, и к родителям найти подход и всем объяснить особенности их же детей. Всё знаю, понимаю, благодарю вас за это. И потому помогаю вам как могу все 31 год психологической практики психолога и коуча и все 53 года как человек, всегда учителям помогаю. Помочь хочу вам, дорогие учителя, в одном важном деле.
Вам снова надо прививать трудолюбие детям. Такая задача была у педагогов раньше, во время СССР. Она породила либо чрезмерно трудолюбивых людей, которые сгорали на работе. Либо воспитала ненависть к труду на всю жизнь, что сделало несчастными многие поколения, которые передавали это из поколения в поколения: учись, а то будешь рабочим; учись хорошо, а то будешь дворником; и т.п. Т.е. труд все разделили на легкий, тяжелый, социально приемлемый, социально неприемлемый, приятный и неприятный. Да, так оно и было. И все старались как могли от труда подальше. Так как слово ТРУД олицетворял сложную физическую нелюбимую неприятную, но почему-то общественно полезную работу. Так как раньше всем одинаково ее распределяли: всем дежурить, всем мыть полы, всем на картошку и т.д.
А что же такое труд общественно полезный? Как вам сейчас снова воспитывать любовь к труду у детей? Я вам подскажу. Труд – это всё, что каждый человек вносит на общее благо. Не для себя, а на общее благо. Для класса, для семьи, для города, для страны, для Человечества в меру своих возможностей и способностей и желания. И вот тут пошло самое интересное: как каждый может трудиться?
Человек может трудиться по-разному
Исходя из своих особенностей и желания. Про желания не сегодня, продолжим про особенности.
Вот возьмем сангвиника. Да, он уравновешенный, он может исполнять, так и организовать. Если его выделять как лидера, то он принесет больше пользы. Если его не выделять, то он станет антилидером и будет организовывать против. Он может и физически и умственно работать, но не долго выполнять одно-и тоже, ему это надоест, и он не захочет делать это дальше и будет саботировать. Не потому, что он плохой, а потому что сангвиник как бизнесмен – только начинает дело, но его дальше не ведет. Это и есть его сильная сторона.
Флегматик как раз доделывает за сангвиником все тщательно и хорошо, и правильно. Да, не спеша, но хорошо и правильно. Ему уже по его физическим, умственным способностям можно выполнять и физические и умственные задания, тут надо учитывать его предпочтения, что ему нравится. Если ему не нравится что-то делать, но он ответственный, он тоже это будет делать, но может либо заболеть, либо потерять интерес к труду вообще. Его вот как раз сложнее всего отследить. Он редко говорит то, что чувствует. На него прошу обращать внимание особенно. Зато если определите его предпочтения, это будет ваш надежный помощник в приведении всех дел к логическому завершению. Сложит все тряпочки куда надо, польет то, что посадили, приберет на свое место все инструменты, напишет до конца плакат или отчет.
Холерик, вот с кем не легко. Он создаёт видимость лидера. Но, когда на него положишься, он обязательно и подведет. Потому что только создает видимость лидера. Он может много физически трудиться, его надо загружать физической работой, но, когда наступит у него период меланхолии (а чередование обязательно), ему надо давать спокойный умственный труд. Поэтому его желательно поставить звеньевым на 2-3 человека – флегматиков и одного меланхолика, но всегда давать ему задания четко и точно на каждый период задачи, а не сразу на все – он запомнит только первую и может последнюю часть. Холерик имеет много энергии, и нужно научить его использовать эту энергию на благо всех. Иначе эта энергия действует разрушительно либо на всех, либо на него самого. А если правильно использовать, то он будет становиться сильнее, как Воин, как Герой, как Пахарь, Богатырь.
Меланхолик – самый вами не любимый темперамент. Это неуравновешенный слабый тип темперамента. У него, действительно, очень мало энергии, физических сил нет почти совсем. Если он пришел в школу, принес тяжелый портфель – то он уже устал. Даже спрашивать его пока без полезно. Но. Он всегда идеологически в первых рядах. Он вдохновитель. Поэтому на все хорошие дела он сам загорается и другим помогает захотеть делать это важное дело. Он лучше будет помогать всем как сан пост, или медитировать, чтобы всем было хорошо, или петь для всех поддерживающие песни или ставить такие песни. Физически его нельзя нагружать совсем. Для него идти – уже труд. Но он может много думать, придумывать и другим помогать думать, одноклассников он может учить правильно решать задачки, придумывать творческое решение. Согласитесь – умственный труд тоже труд общественно полезный.
Воспитание любви к труду как миссия
Как вам? Кто из них может сказать: это не честно, все должны физически трудиться? Только тот, кто не знает, что все люди разные. И труд бывает разный. Поймите это сами и это же воспитывайте в детях, вот в этом ваша Миссия. И каждого за его любой труд благодарите. Не соревнование назначайте, а благодарите каждого за его общественно полезный труд с учетом его уникальности.
А ведь каждый ребенок уникален. Так же, как и вы каждый уникальный. Да, не надо говорить молодец. Надо говорить: спасибо или благодарю. Отмечать даже самый малый труд. (Если ваша задача всех снова сделать одинаковыми и уничтожить большее количество детей, то заставляйте всех одинаково трудиться. Это будет на вашей совести).
ЕСЛИ ВАША ЗАДАЧА – ПРИВИТЬ ТРУДОЛЮБИЕ ДЕТЯМ, то вот я вам примерно рассказала только на темпераментах как это делать очень ювелирно, очень человекоориентированно. А если вы хотите еще более точнее определять, чем нравится каждому ребёнку вносить свой вклад в дело развития Человечества, то просто изучайте психологию каждого своего воспитанника. Ведь именно для этого вы и пришли в педагогику. Мои рекомендации родителям: помогите учителю понять своего ребенка. Если учитель не обращает внимание на особенности вашего ребёнка, то и не надо быть с таким учителем. Что вы хотите для своего ребенка: чтобы он был счастливый и самореализовался? Или чтобы просто хорошо закончил школу?
Понимая и принимая особенности человека - находим ключи к нему в вопросах воспитания
А вот как раз трудолюбие на общее благо всех и есть рецепт для Счастья. Просто нужно найти свой труд для КАЖДОГО человека. Если уж взрослые не все знают свой труд, то хотя бы детям помогите понять его и найти свое предназначение, свою Миссию. А это очень видно: человек, который занимается своим делом, радостный, счастливый и в жизни более адаптированный. Его как будто все Небесные Помощники подхватывают и по жизни несут, всё у него складывается как надо. Даже если это пока не его работа, просто его хобби, всё равно это делает его счастливым. Пожалуйста, сделайте это дополнение обязательного труда возможностью привития трудолюбия, а это возможно только если найти труд по психофизическим особенностям ребенка.