logo

Литературный стиль или особенность мышления?

16.09.2024 12:30
0
23191

"Лапслок" или письмо без заглавных букв. О чем это, кто выбирает такой стиль и как это влияет на нашу психику

Литературный стиль или особенность мышления?

Все чаще на просторах интернета встречаются тексты, написанные без заглавных букв. Речь не идет о бытовых сообщениях в мессенджерах,
или о личной переписке (хотя это тоже показатель). Разговор как раз про полноценные, самостоятельные, авторские произведения – статьи, стихи, повести и т.д. Это явление настолько вошло в письменную речь в современном языковом пространстве, что даже получило
специальное название – лапслок.

Лапслок – это стиль написания текста, в котором не используются заглавные буквы. Графическое оформление текста – выбор каждого, когда речь не идет об официальном или деловом общении. Целью данной статьи не является порицание нового модного явления, как равно и призывом не пользоваться заглавными буквами. Скорее, это способ исследовать вопрос, рассмотреть разные стороны
этого явления и попытаться выяснить причины. А также задуматься о возможных последствиях. Для этого стоит оконуться в историю, ведь на самом деле такой стиль написания вовсе не новшество. 

Когда-то, на заре возникновения письменности, и в древнегреческом, и в древнерусском языке заглавных букв не существовало. В уставе (древняя форма кириллицы) все знаки были одного размера и оформлялись сплошным текстом, без пробелов. Выделялась только буква в начале раздела. Она носила название буквицы. Знакомый нам гражданский шрифт ввел в обиход Петр I в начале восемнадцатого столетия.

Тогда-то и появились в русском языке строчные и заглавные буквы, которые официально получили формулировку нормы в девятнадцатом веке. Эти правила дошли до нас в почти неизменном виде и представлены в современных учебниках русского языка.

В настоящее время заглавную букву используют для начала нового предложения, обозначении имени собственного, и при необходимости выделения отдельных слов. В остальных случаях пишут строчными буквами. В начале двадцатого века первые эксперименты с графическим оформлением текстов были использованы поэтами, которые искали новые приемы.

Вот тогда-то впервые стали нарушаться правила графического оформления, и делалось это осознанно – стихи писались лесенками, заглавные буквы не ставились, в одном тексте (и даже слове!) могли быть использованы несколько разных шрифтов и т.д. Делалось это ради апробации новых форм в литературе.

 

Примером тому – творчество В.В. Маяковского:
«Время – вещь
необычайно
длинная, -
были времена –
прошли
былинные.
Ни былин,
ни эпосов,
ни эпопей.
Телеграммой
лети,
строфа!
Воспаленной губой
припади
и попей
из реки
по имени – «Факт».
(Маяковский В.В., поэма «Хорошо!», 1927 г.)

В начале двадцать первого века, с появлением интернета, появились новые формы речи. Лингвисты назвали новую форму общения в интернете «устно-письменной». Письменная речь всегда отличалась от устной более высокими требованиями к ней. Она более лаконична, правильна, красива.

Интернет-общение часто с большой натяжкой можно отнести к письменной речи. Это скорее, записанная расшифровка устной речи со всеми ее особенностями. Она-то и получила название устно-письменной. Так, например, в интернет-общении зачастую могут использоваться намеренные ошибки, искажения в правописании (например, «Скока стоит?» – вместо «сколько стоит?», «спс» вместо
«спасибо» и пр.). Легализованные ошибки, смайлики, использование заглавных букв для обозначения интонации, использование сленга – все это признаки такой речи в интернете.

Хорошо это или плохо? Как бы мы ни ответили на этот вопрос, ответ будет субъективным. Объективен только факт наличия этого явления. Личное дело каждого, как к этому относится, и стоит ли поддерживать такой формат. Этот выбор обусловлен многими факторами – уровнем культуры, образования, средой общения и даже возрастом (т.е. эпохой, в которую происходило формирование личности человека). Но уже есть такие наблюдения: у людей, которые по роду деятельности оказываются связаны с таким устно-письменным общением в интернете длительное время, уровень грамотности падает.

Тогда же, в начале 2000х годов, впервые стали появляться целые литературные произведения, где в текстах не было заглавных букв.

Примерно в это же время и в поэзии родилось новое направление – стихи, написанные без заглавных букв, именуемые в народе «пирожками». Появился ряд авторов, подхвативших это направление. Как правило, тексты этих произведений авторы сначала публикуют в блогах на просторах интернета, а потом выходит печатное издание. В настоящее время это уже не редкость. Целесообразность такого текста авторы объясняют по-разному.

Например, казанский писатель и сценарист Денис Осокин (книга «Небесные жены луговых мари») объясняет свое решение стремлением убрать из текста суету. Кто-то таким образом привлекает внимание. Кто-то, упрощая текст, надеется и сам набраться простоты и стать «своим» для читателей. Кто-то отсутствием заглавных букв снижает  интенсивность эмоционального накала или значимость. Есть и такие авторы, которые объясняют лапслок обычной ленью – набирать текст без регистров проще и быстрее. Как бы то ни было, а явление это существует.

(Фрагмент книги Дениса Осокина «Небесные жены луговых мари». Источник: книжный интернет-магазин «Лабиринт»)

Если в начале века лапслок считался вольностью писателей, постмодернизмом и нормой всё-таки не был, то на сегодняшний день, к сожалению, эта «девиация» превращается в норму. Почему к сожалению? Потому, что исключение только тогда и подтверждает правило, когда остается исключением. Все-таки к языку нужно относиться с уважением. Это позволяет сохранять уважение к себе как к нации. Ведь легче всего менять социальные нормы именно через язык. Например, очень трудно относиться с пониманием и принятием к
тому факту, когда статьи по психологии, написанные лапслоком, демонстрируют в тексте имена и фамилии знаменитых ученых-психологов,
написанные с маленькой буквы. Восприниматься это может по-разному, но с точки зрения психологии – это не просто обесценивание
заслуг ученого, но еще и «обезличивание» его, и как автора, и как личность.

Может быть, не нужно так уж всё в жизни упрощать? Очень наглядно неэффективность процесса упрощения была видна в системе образования. Когда совсем недавно крепкое российское образование решили «упростить» до бакалавриата, чтобы было проще
входить в болонский процесс. Сейчас постепенно происходит возвращение к былой норме. И это правильно. Иначе есть риск изменения норм умственного развития нации, когда, например, легкая степень олигофрении (дебильность) станет нормой.

Возможно, это несколько утрированное сравнение, но когда дело касается языка и речи, все изменения должны проводиться с величайшей осторожностью. Скорее всего, лапслок как экспериментальный стиль и способ игры с восприятием, имеет право на существование. И в личных переписках, вероятно, он приемлем, если устраивает всех участников коммуникации. И, несомненно, каждый автор имеет право на личный выбор при оформлении своего текста, и на свой способ самовыражения.

И, все-таки, здесь также нужны определенные нормы, чтобы этот способ не был построен на оскорблении чувств читателя. Почему так важно относиться к языку бережно? Потому, что язык и речь напрямую связаны с человеческим сознанием. Сознание отражает окружающую действительность, а язык посредством речи (устной или письменной) ее описывает. Сознание и язык – это взаимообусловленные феномены.

Чтобы речь была наполнена смыслом, необходимо сознание. Но речь – не просто продукт нашего сознания, она его инструмент! Именно с помощью речи человек оказывает влияние на других людей, общество, нацию. Благодаря речи сознание формируется как общественное явление, как духовный продукт общества. Наша жизнь – это мир языка. О содержании внутреннего мира человека мы узнаем из анализа его речи. А в Древней Греции язык и сознание воспринимались как единое целое. «Логос» означает – мысль неразрывна со словом. Как язык вызывается мышлением, так и мышление развивается через язык. Становление самосознания возможно только с помощью языка и речи.

Поскольку сознание и язык органически связаны друг с другом, необходимо очень аккуратно и тщательно подходить к оформлению речи, в
том числе, графическому. Соблюдение норм и правил русского языка (а начинать предложение и писать имена собственные с заглавной буквы – это правильно!) – это все-таки, признак культуры и хорошего тона. Кроме того, для нашего сознания имеет значение, как подана информация. Когда она оформлена нормативно и структурированно, воспринимается легче как в смысловом отношении, так и в психологическом. Понятно, где начинается мысль, и где она заканчивается. Такая информация вызывает меньше тревоги и раздражения. Поскольку соблюдение правил подсознательно напоминает о наличии и сохранении границ в общественном и личном сознании. Сохраняется уважение к авторитетам, опора на традиции, ощущение постоянства в нашем изменчивом мире.

Конечно, язык – это во многом отражение реальной действительности. Он живой, как сама жизнь. И поэтому претерпевает изменения в своем развитии. В этом он похож на психику. Принцип психического детерминизма, сформулированный З. Фрейдом, в том и состоит, что психика постоянно подвижна. Если она не развивается, то деградирует. Так и язык. И в нашей воле не дать ему деградировать, искусственно упрощая его. Необходимо способствовать его продуктивному развитию и процветанию, тем самым обеспечивая развитие личного и общественного самосознания.

Статья подготовлена по материалам автора:

Денисова Анна Ивановна - Клинический психолог, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, кандидат психологических наук, аккредитованный специалист в области полимодальной психотерапии, аккредитованный личный терапевт, обучающий личный терапевт для психологов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий, аккредитованный супервизор, автор книг, статей и метафорических карт.

Раннее, Анна Денисова назвала основные ошибки в воспитании детей, приводящих к психологическим травмам

Материалы по теме