logo

Игры в психотерапии

04.05.2023 09:25
0
3261

Клинический психолог Анна Денисова рассказала об эффективности игры в психотерапии

Игры в психотерапии

Игровая психотерапия уже долгое время признается эффективным методом психотерапевтического воздействия на детей и взрослых.  Клинический психолог Анна Денисова поделилась с Информационным объединением "Эра" информацией о том что такое игра, ее особенностях и применяемых популярных темах в современных игровых практиках.

В современное пространство психологии и психотерапии прочно вошли игры – трансформационные, деловые, настольные, развивающие. Это одно из направлений психологии, сформировавшееся на основе психодрамы. В то же время психотерапевтическая игра – это эффективный инструмент в арсенале специалиста.

Что же такое игра и почему она обрела такую популярность у психологов? Давайте разбираться, а для этого обратимся к определениям. Большая советская энциклопедия гласит: "Игра – тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе".

Общая психология считает игру формой деятельности в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. А теория игр – процесс, где принимают участие не менее двух сторон, которые ведут борьбу за реализацию своих интересов. История игр повествует нам о том, что они возникли задолго до возникновения человека. Игры животных определяются видовыми особенностями и включают в себя элементы поведения, необходимые для эффективной жизни взрослых особей. Можно предположить, что возникновение игры как формы животного поведения возникло в ответ на потребность вида в выживании и обеспечивало закрепление поведенческих паттернов, которые этому самому выживанию помогают.

Это могут быть брачные игры, оттачивание умения охоты или других форм добывания пищи, а также игры с элементами социального поведения, игры по устроению жилища. Так, например, игры лисят и волчат обязательно включают в себя прыжки и затаивание. Этими движениями необходимо овладеть, чтобы успешно охотиться. Игры медвежат заключаются в беге наперегонки, нападении друг на друга и борьбе. А игры кошек с пойманной мышью позволяют им оттачивать движения тела и зрения. Игры высших животных (обезьян, дельфинов) часто включают в себя манипулирование предметами. Совместное участие в игре нескольких особей играет важную роль в формирование группового поведения животных.

Первые игры человечества относятся еще к доисторическим временам и носят ритуальный характер (например, обряд инициации). По мере развития цивилизации игры усложнялись и постепенно стали охватывать все стороны человеческого общежития.

Тематика современных игр весьма широка и разнообразна – любовь, война, семья, карьера, космос, история и прочее. Популярность игр в современном психотерапевтическом пространстве обусловлена схожими целями игры и психотерапии. Создание для человека нового опыта, социализация, адаптация его к постоянно изменяющимся условиям среды – все это делает личность целостней, гибче, адаптивнее, а значит, психологически более здоровой. В этом главный потенциал психотерапевтического воздействия игры на клиента. Кроме того, игры имеют некоторые особенности, обеспечивающие их высокую эффективность. К ним относятся: безопасность, творчество, положительные эмоции.

  • Безопасность

Осваивать новое поведение, незнакомую социальную роль или моделировать ситуацию в игре всегда безопаснее, чем делать это в реальной действительности. При этом можно ошибаться, экспериментировать, пробовать разные варианты действий. Ошибка
в игре – это просто опыт, взаимодействие, исследование ситуации и точка роста.

  • Творчество

Игра – это пространство для творчества, благодаря которому можно создавать бесконечное количество ситуаций и вариантов собственного поведения. Таким образом, возникает уникальный и неповторимый опыт для каждого клиента, а также формируются новые поведенческие паттерны. Пространство игры подразумевает возможность проживания гораздо более широкого и гибкого ситуативного опыта, чем
в реальности. Кроме того, что в игре можно создавать самые необычные ситуации,так еще и «примерять» на себя новые, незнакомые, и даже запретные роли. Человек получает возможность осваивать новые стороны себя, знакомиться с неизвестными аспектами своей личности, повышать самооценку.

  • Положительные эмоции

Игра захватывает, вызывает интерес, чувство свободы, удовольствие от процесса и результата своих действий. Благодаря «тесному сотрудничеству» эмоций, чувств, ощущений и восприятия событий, в которых участвует человек, и достигается терапевтический эффект. Именно так формируется новый личный опыт – уникальный и неповторимый для человека. Субъективность опыта клиента, проживаемого в игре, имеет мощный потенциал для улучшения его жизни благодаря эмоциям. Информация сама по себе не обладает такой способностью, потому что не переживается внутриличностно. Но восприятие информации через прожитый опыт, окрашенное эмоционально, дает потрясающий результат. Главные изменения личности клиента в психотерапевтическом процессе и в игре происходят не благодаря информационной поддержке специалиста, а с помощью формирования им у клиента нового опыта взаимодействия с окружающим миром. Иначе вся работа психолога сводилась бы просто к информированию клиента и раздаче советов.

Возможно, нам еще предстоит осознать всю полноту и значение игры в психотерапии. Игровое поле – это великолепный тренинг самой жизни, но, конечно, не единственный. Хорошо, что у психотерапии есть большое количество эффективных методов. И игра, как один из них, несомненно, занимает достойное место.

Статья подготовлена по материалам автора: 

Денисова Анна Ивановна - Клинический психолог, действительный член общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, кандидат психологических наук, аккредитованный специалист в области полимодальной психотерапии, аккредитованный личный терапевт, обучающий личный терапевт для психологов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий, аккредитованный супервизор, автор книг, статей и метафорических карт.

Материалы по теме