Золотой фонд II Всемирного Конгресса русскоязычных психотерапевта и психологов представляет доклад кандидата педагогических наук, доцента кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий факультета социальных наук ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Францевой Юлии Евгеньевны (Россия. г. Нижний Новгород).
В своей статье автор приводит свои размышления о том, что может наполнять жизнь, если начать исследовать ее. Большая часть статьи – это вопросы, которые возникают при желании встречаться со своей жизнью и осмыслять жизненные факты, а поиск ответов на возникающие вопросы, порождает новые вопросы или глубину уже возникших вопросов. Основное же наблюдение исследования – смысл жизни рождается самим человеком исследователем как принятие факта жизни и его последствий, именно ответы на вопросы дают ощущение целостности и наполненности жизни.
Когда мы начинаем думать о своей жизни, то чаще эти размышления связаны с вопросом «Что я хочу в жизни, от жизни, от себя?» Большинство людей хотят жизненного счастья, но это только отправная точка пути. Постепенно, размышляя о своих желания, фантазиях, мы приходим к мысли о составляющей смысла этих желаний и мечтаний, собственных действий и собственного жизненного опыта.
Происходит трансформация «Что такое смысл жизни и как его найти, да и надо ли искать?». Сразу вспоминается фраза: «смысл жизни в самой жизни». Как отмечает Эмми ван Дорцен, в процессе экзистенциальной терапии, человек может не просто познавать себя и свою жизнь, но и впервые почувствовать, что он живет по-настоящему. Исследуя свою жизнь, задаемся ли мы вопросом: «Что такое жизнь? Есть ли у нее составляющие?». Проведенное исследование показало, что чаще понимание жизни начинается с осмысления появившихся вопросов.
С чего начинается знакомство с жизнью? С ощущения жизни, с появлением вопросов и поиском ответов. Какое ощущение у меня от моей жизни? Жизнь – это способ дожития, это привычка? Если да, то какая у этой привычки функция? Если это меня не устраивает, то почему? Если устраивает, все ли со мной так?
Так начинают появляться вопросы «Кто Я?», «какой/какая Я?» «Чего я хочу от себя, от жизни или в жизни?», «Что есть в моей жизни, чтобы жизнь по привычке закончилась?»
Конечно, первые размышления – это о любви в жизни, есть она или нет, какая она, одинаковая или разная; об одиночестве – есть оно в моей жизни или его нет, возникает страх или я могу жить в одиночестве, как я борюсь с одиночеством. И снова появляются вопросы: «Можно ли жить без любви?» или «Можно ли жить без страха одиночества?» Одиночество – это результат собственных действий? А может быть это результат моего умения любить? Любовь и одиночество – это две стороны одной медали?
Большинство вопросов клиентов, связанных с жизнью, появились и у меня: можно ли правильно жить? Есть у жизни правила? Если есть, то кто устанавливает эти правила? А если у жизни есть правила, то кто и как наказывает за их нарушение или, кто и как поощряет? Если это мое творчество, то почему появляется ощущение «живу неправильно» или «я плохая»? Кто должен оценить мою правильность, хорошесть, экспертность, профессионализм и др.? Зачем мне эта оценка? А я хорошая или плохая? Можно ли одновременно быть и хорошей, и плохой? И как это сделать? От кого-то конкретно нужна мне оценка или от всего мира? Если я эксперт в любой жизни – это гордость или гордыня? Как гордыня проявляется в моей жизни? Если я живу по правилам, то значит, я живу в системе? Что это за система? Есть у человека собственная система и чему она служит? Система для человека или человек для системы?
Есть ли вера в моей жизни? Во что или кого? Вера в Бога или вера Богу? Может ли быть доверие, если нет веры? Могу ли я быть уверенным без веры Богу? Чем наполняет мою жизнь эта вера? Вера во что наполняет мою уверенность?Можно ли увидеть со стороны свою жизнь? И как это сделать? Можно ли жить в разных жизнях, например, как-то в личной, а как-то в профессиональной? Действительно ли мы живем по-разному в таком делении жизни? Что я в жизни упускаю важного и ценного? Если у меня возникает чувство неполноценности, что это значит? Я не цельный или не полный? Чего мне не хватает для ощущения цельности или целостности? Чем мне надо себя наполнить, чтобы ощутить себя полноценным.
Что есть моя настоящая жизнь? Если я хочу жить по-настоящему, то, где начинается моя настоящность и что заканчивается? Иллюзия и реальность – различаю ли я их? Вижу ли я свои иллюзии и свою реальность?
Если я живу не своей жизнью, то чьей? Что значит быть собой? А можно не быть собой, то тогда кем? Если Я не Я, то кто? Если что-то в моей жизни мне не нравится, значит это не мое? Если не мое, то чье? Как это – принять себя? Почему не получается принимать себя?
А если мы во взаимодействии с Другим, то в этом взаимодействии видим ли мы Другого? И что нужно сделать, чтобы увидеть Другого? Или может сначала нужно увидеть себя, из какой роли я вхожу в это взаимодействие? Может сначала нужно встретится с собой, а потом уже получится встреча с другим? И что нужно, чтобы получилась встреча сначала с собой? Что есть диалог, совместность в моей жизни?
Что значит – жить в предлагаемых обстоятельствах? И почему эти обстоятельства не принимаются? Можно ли прожить несколько жизней в одной? Можно ли исправить свое прошлое? За все в жизни надо платить. Чем я плачу за свою жизнь? Насколько эта плата меня устраивает? Готова ли я продолжать платить выбранную мой цену?
У А. Е. Алексейчика есть фраза, что человек болеет 20 болезнями одновременно и, участвуя в групповом процессе, мы начинаем идентифицировать эти болезни. И в процессе участия в экзистенциальных интенсивах у меня появился вопрос: «Можно ли до конца излечиться от этих 20 болезней и будет ли результат? Или, наоборот, излечение – это не результат, а как раз процесс их идентификации в своей обычной жизни и умении с ними жить, не допуская ненужных мне последствий их проявления.
Сейчас время безвременья, т.к. ты должен быть в доступе 24/7, все смешалось работа и дом, семья и профессия, личная жизнь и общественная, а точнее размылись границы. И надо научиться в этом безвременье жить. Но надо ли? Как жить так, чтобы не потеряться себя или не перепутать «Кто я в том месте, где сейчас нахожусь»?
Все эти вопросы постепенно наполняют жизнь осмысленностью и ясностью, т.к. очень хочется найти ответ на возникающие вопросы, но поиск ответа порождает новый виток вопросов. Все те события, которые не дают нам покоя, как-то связаны с тем, на какой жизненный вопрос мы сейчас отвечаем. Но это не вопросы «кто виноват и что делать»? А кто Я в ней и что я хочу в этой ситуации?
Основным наблюдением является то, что одновременно мы отвечаем на несколько вопросов, а не на один. Кто я сейчас, что это за отношения, как влияет прошлое на эти отношения, какое будущее этих отношений, есть диалог, что я вижу в эти отношениях, есть ли третьи лица, что вообще движет мной и другим, чтобы эта ситуация состоялась... Наверное, это все усложнение и надо проще. А надо ли? Зачем мне так много деятельностей? Чтобы жизнь была наполненной? Чего мне не хватает сейчас?
Поиск ответов на вопросы подтолкнули к следующим выводам:
- Жизнь – это всегда поиск ответов на вопросы «Кто Я?», «какая Я?» и снова «Чего я хочу от себя, от жизни или в жизни?» только с разных сторон с разных уровней глубины;
- Жизнь – это всегда не только встреча, а иногда и столкновение с собой;
- Жизнь – это всегда столкновение с реальностью, даже если мы к ней не очень готовы. Но чаще мы готовы, иначе бы не столкнулись с собой;
- Жизнь – это всегда совместность с Другими, с системой, с Богом. «Болеть и выздоравливать необходимо не только со своим «Я», но и со своим «Ты», «Мы», «Он», «Она», «Они» в себе и вне себя…»
Жизнь всегда создает условия, которые так или иначе будут проверять тебя на стойкость, прочность, то есть на веру в себя. У тебя нет шанса не верить и размышлять «я могу или не могу». Вместо мыслей и слов, ты должен идти и делать. Главное, готовность увидеть и использовать эти условия для того, чтобы делать.
Как только понимание и признание жизненных событий и их последствий в своей жизни как части жизненного факта происходит, так только появляются вопросы, на которые можно искать ответы, так как уже нет того особого страха встречи с собой и со своей жизнью. Именно вопросы наполняют жизнь смыслом, тведь поиск ответов – это лишь расширение ракурса взгляда на жизнь. Осмысливание происходящих жизненных событий может относиться к восстановительным эволюционным факторам психического и психологического здоровья.