Сентябрь. Начался новый учебный год. И, конечно, для многих подростков он может стать выпускным. А это значит, что и родителям, и их детям, придется столкнуться с важным выбором будущей профессии и жизненного пути.
Понимая всю остроту этой темы для многих семей, специально для Информационного объединения "Эра", клинический психолог, профориентолог, специалист по работе с молодежью и руководитель Центра профориентации «ВЫШКА» Сонина Инна Александровна расскажет, как помочь подростку понять, в какой сфере он действительно хочет и сможет реализоваться в жизни.
Ранняя профориентация – путь к успешности во взрослой жизни!
Профориентация оказывает огромное влияние на жизнь человека. Выбрать профессию в свои 14-16 лет раз и навсегда, да, согласна, немного страшновато. Но если следовать несложным правилам, определиться будет проще и есть шанс избежать разочарований в будущем.
Как показывает практика моей работы, многие впервые начинают заниматься вопросом выбора профессии накануне окончания школы. В идеале в этом выпускникам помогают сами школы: они организуют встречи с представителями разных профессий, проводят классные часы. Свою инициативу проявляют некоторые наиболее активные ВУЗы, приходя в классы и рассказывая выпускникам о своих возможностях, направлениях, преимуществах и необходимых экзаменах на тот или иной факультет. Далее экскурсии по различным выставкам, дням открытых дверей.
Здесь, несомненно, очень важно включение родителей в этот процесс, но говоря о включении, подразумеваю помощь в организационных моментах. Часто процесс профессионального выбора связан именно со стереотипами родителей, модой, трендами, престижем и т.п. Однако каждому в поиске себя стоит ориентироваться именно на свои качества и склонности, а не на чужие, и нужно уметь отстаивать свое право на выбранную профессию. Окончательный выбор должен быть осознанно сделан самим школьником. Вот здесь будет полезным именно профориентационная работа, в идеале со специалистами (психологом или профориентологом).
Профориентация — это целая система, в которой задействовано много факторов.
И как всякая система, она имеет свои этапы и методы. В самом начале проводится комплексная профдиагностика. Это традиционные методики — беседа, интервью, тестирование и консультация психолога. В первую очередь это сбор конкретной информации о личности, об её опыте, интересах и компетенциях. Далее диагностика по специальным методикам, которые смогут определить тип личности, темперамент, характер и возможные акцентуации; способ мышления и копинг – стратегии; уровень и наличие страхов, тревоги; выявить структуру сигнальных систем и преобладание тех или иных функциональных способностей; определить предрасположенность, профессиональную направленность, сильные и слабые стороны, склонности и интересы; мотивы выбора профессии, мотивационное ядро личности и значимые ведущие потребности. Интерпретируя полученные данные, мы получаем профессиональный портрет.
Следующий важный этап – построение образовательной и карьерной траектории развития. Результатом является планирование профессиональных и карьерных достижений, некий набросок реализации того, чего подросток хочет достичь. Здесь знакомство с особенностями профессии и главная цель выбрать специализацию. И чем больше информации, тем проще проанализировать и найти подходящую.
Дополнительным эффективным методом профориентации будет погружение в профессию. Это могут быть игровые методики, экскурсии на различные предприятия, где можно увидеть и понять, как происходит рабочий процесс или самим поучаствовать в нем, что значит «пощупать своими руками».
Заключительным этапом является определение образовательного пути нашего выпускника и составление карты учебных заведений. Это процесс перемещения в образовательном пространстве образовательных организаций среднего профессионального и/или высшего образования с целью получения профессионального образования, в результате которого произойдет формирование соответствующих компетенций, как универсальных и общепрофессиональных, так и профессиональных узкоспециализированных.
И вот после всех этих этапов как раз будут главными помощниками ярмарки вакансий, дни открытых дверей и онлайн-мероприятия, главная цель которых — в одном месте, на одной площадке познакомить абитуриентов и их родителей с большим количеством ВУЗов. И сравнив все, выбрать место для поступления.
Да, нужно учитывать потребности рынка и умело адаптироваться к новым сложившимся условиям. Однако всегда нужно уметь находить себя и свое место в профессиональном плане. Для этого нужно чаще прислушиваться к себе и выяснять «кто я», какие у меня таланты и способности, никогда не ориентироваться на стереотипы и принимать только взвешенные решения, которые подходят именно вам.
С одной стороны, выбор, который делается сразу после окончания школы, безусловно, не приговор на всю жизнь. Можно ошибиться и со временем найти себя в чем-нибудь другом, но переучиваться в старшем возрасте не так легко, да и потребности и приоритеты уже могут измениться. Появится семья, дети, нужно будет работать, чтобы обеспечивать семью. Опять же страх перемен и новых ошибок.
С другой стороны, легкомыслие в этом выборе чреваты непростыми ситуациями. Школьнику, который поступил «куда хватило баллов», «да куда-нибудь», «где дешевле», «куда решили родители», «за компанию с друзьями» придется несколько лет провести в нелюбимом ВУЗе. А после окончания, если не бросил учебу на полпути, работать «неважно где» или «куда устроят». И приходится ежедневно ходить на нелюбимую работу, прокрастинировать, постоянно находиться в состоянии стресса, а оттуда депрессия, профессиональное выгорание и нежелание развивать свою экспертность в выбранной профессии.
Когда начинать профориентацию
Определять траекторию образовательного пути и будущую профессию можно уже с восьмого класса. Желательно пройти тестирование два раза до окончания школы, чтобы в динамике отследить изменения интересов или, наоборот, подтвердить свой выбор.
Какие методики используют
Существует ряд основных методик профдиагностики: дифференциально-диагностический опросник по Климову, тест определения профессиональной направленности личности Дж. Холланда модель RIASEC, опросник «Карта интересов» А.Е. Голомштока, опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши, методика «Якорь карьеры» Э. Шейна и другие. Все эти методики дают объективность результатов (валидность, надежность) и позволяют на основе личностных особенностей подобрать профессию, в которой человек сможет в полной мере раскрыть весь свой потенциал.
Формула оптимального выбора
Еще один рабочий инструмент как можно самостоятельно исключить ложный путь при определении профессионального выбора, когда он основан и связан именно со стереотипами родителей, друзей, модой, трендами, престижем и т.п., назову это – формула оптимального выбора:
- Хочу?
- Могу?
- Надо?
Или же хочу + могу + надо = моя будущая профессия = успех во взрослой жизни!
- «хочу» – определяет желание, интересы и склонности
- «могу» – знания, умения, навыки, способности, возможности, состояние здоровья, особенности личности (в том числе физические и психические)
- «надо» – социальные ожидания, требования общества, спрос окружения, возможность трудоустройства
Другими словами, это когда человек желает с удовольствием заниматься самостоятельно выбранным делом, располагая определенными способностями для выполнения и при этом существует востребованность этого вида деятельности на рынке труда.
Таким образом, подставив последовательно определенные профессии, нужно ответить себе на эти три вопроса и по схеме провести самоанализ, который поможет вам:
- осознать свои истинные желания и реальные возможности
- понять свои преимущества и как на них опираться в жизненных ситуациях.
Данные выводы помогут определить свой жизненный сценарий и механизм его реализации, определить свою цель, алгоритм для её достижения и найти свой уникальный путь к счастью и самореализации.
В заключении резюмирую, использование разнообразных методов профориентации обеспечат наиболее эффективный и комплексный подход к выбору будущей профессии.
Статья подготовлена по материалам автора:
Сонина Инна Александровна - клинический психолог, профориентолог, Действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевической лиги, специалист по работе с молодежью. Руководитель Центра профориентации «ВЫШКА»
Контактная информация:
Страница в ВКонтакте, а также Телеграмм канал: akmecenter
Сайт: https://akmecenter.ru/
Телефон: +7 (916) 366-03-33