Близится начало учебного года, и многие родители озадачены вопросом подготовки своих детей к школе. Особенно волнуются родители будущих первоклассников, подготовка к 1 сентября идет полным ходом. Но самые сознательные из них (родителей), понимают, что не менее важно обратить внимание на психологическую готовность ребенка к школе.
Но из чего состоит этот замудренный термин "психологическая готовность"? И как помочь своим детям, если они все-таки еще не готовы?
Начнем с компонентов психологической
К компонентам психологической подготовки ребенка относится:
Личностно-социальная готовность
Означает умение общения и взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.
Как формировать?
Дайте больше социальной свободы ребенку. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и так далее.
Интеллектуальная готовность
Наличие широкого кругозора, запас конкретных знаний, понимание основных закономерностей.
Как формировать?
Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Мотивационная готовность
Желание ходить в школу, вызванное адекватными причинами
Как формировать?
Формируйте положительное отношение:
- к школе,
- учителю,
- учебной деятельности,
- к самому себе.
Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.
Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение : рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство : занятия в кружках и секциях.
Эмоционально-волевая готовность
Умение контролировать свои эмоции и поведение.
Как формировать?
Сформировать эти качества можно через игру. Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.
Важно приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу.
Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Читайте вместе художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о школьной жизни; покажите фотографии, грамоты, связанных с вашими школьными годами, играйте в школу.
Если какой-то из перечисленных компонентов явно развит недостаточно воспользуйтесь перечисленными советами специалистов и помните, что все можно исправить, главное обратить свое внимание на проблему.