logo

Медиация и бизнес

21.11.2022 15:30
2
4514

Почему помощь медиаторов так необходима российскому бизнесу

Медиация и бизнес

Медиация, как одна из важнейших технологий урегулирования споров, постепенно становится в современном мире наиболее актуальным инструментом в разрешении корпоративных конфликтов между владельцами бизнеса.

В своей статье "Специфика медиации корпоративных споров между собственниками бизнеса" действительные члены Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Татьяна Юрьевна Гребенкина и Анна Витальевна Муравьева, успешно обобщив 21-летний опыт работы медиаторами, доходчиво объясняют почему так необходимо популяризировать инструмент медиации, уделяя внимание особенностям его применения.

Молодой возраст российского предпринимательства является причиной недостаточной грамотности субъектов правоотношений собственности в юридических, психологических и менеджерских вопросах. Именно поэтому споры между владельцами бизнеса зачастую носят характер «кровопролитных» корпоративных войн.

Статья начинает целую серию публикаций, раскрывающих нюансы урегулирования корпоративных споров между владельцами бизнеса, и имеет своей целью привлечение внимания экспертного сообщества к малоизученной, но очень перспективной области медиации, обозначает ее специфические отличия от классической процедуры медиации и называет причины этих отличий. В качестве методологии авторами использовался системный анализ более 50 реальных кейсов – конфликтов между собственниками бизнеса.

Представленный многолетний опыт специалистов будет полезен медиаторам, специализирующимся на корпоративных спорах, предпринимателям, корпоративным юристам, а также медиаторам других специализаций.

Итак, отношения между собственниками бизнеса – наиболее сложная и трудно регулируемая область. Это обусловлено несколькими причинами:

1. В отношения по поводу владения бизнесом вступают люди с различным опытом, отличными взглядами на жизнь и бизнес. На старте их объединяет не взаимный интерес и человеческое притяжение, а прагматичный обмен ресурсами для создания модели бизнеса, позволяющей удовлетворить их интересы. Но по мере совместного владения, начинают проявляться проблемы разных ценностей, языков коммуникации, разных парадигм.

2. Сами отношения формируются вокруг множества объектов: собственность, модель бизнеса, финансовый ресурс, стратегия бизнеса, наемные люди и так далее.

3. Отношения между владельцами регулируются законами 1) психологии; 2) предпринимательства; 3) менеджмента, эффективности (а эти законы не писаны, они определяются дисциплиной «менеджмент», но поскольку не регулируются на государственном уровне, дают возможность каждому считать себя «великим менеджером», поэтому возникает множественность толкований «правильного» решения); 4) государства (гражданско-правовые нормы, нормы корпоративного права, трудового права, законы об обществах, налоговый кодекс и множественные подзаконные акты).

И только законы последней группы с большой натяжкой можно отнести к одинаково трактуемым каждым партнером. И еще один важный момент: существующие нормы корпоративного права зачастую вступают в глубокое противоречие с интересами бизнеса. И внутри этого противоречия стороны поэтому взаимоприемлемое решение.

4. Сложный состав медиантов с разными юридическими правами. Большинство бизнесов в составе учредителей имеет не одного или двух, а множество участников. Авторы имеют опыт решения конфликта, где сторонами были 10 собственников бизнеса, а это, значит, как минимум 10 противоречивых интересов. Кроме того, собственники могут объединяться в группы, например, мажоритарии против миноритариев. 

5. Здоровые отношения между собственниками подразумевают: 1) согласование мотивов, ценностей и целей; 2) единое видение бизнес-модели, удовлетворяющей мотивам и целям; 3) обмен дефицитными и избыточными ресурсами; 4) договоренности о структуре собственности, о структуре корпоративного управления, позволяющие партнерам удовлетворять свои мотивы, а бизнесу достигать целей. Формирование таких сложных отношений – процесс эмоционально и личностно затратный, требует от участников высокого уровня психологического здоровья.

6. В наиболее сложных вариантах совладения бизнесом присутствуют: 1) деловые(совладельцы), 2) эмоциональные (друзья), 3) родственные (братья/дети и т. п.) и сексуальные отношения.

7. В развитии отношений владения бизнесом есть периоды сверхсложных коммуникаций: группы образуют, период сверхприбылей, период недополучения прибыли, период кризиса, банкротство, выход одного из собственников из бизнеса, ввод новых собственников в бизнес, передача бизнеса по наследству, продажа бизнеса и т. п.

8. Поиск взаимовыгодных решений усугубляется все еще высокой неграмотностью собственников в вопросах владения и управления бизнесом.

9. И, наконец, самое главное. В корпоративных спорах присутствует скрытая сторона спора – бизнес и его интересы. Любое решение, принятое сторонами как взаимовыгодное, должно удовлетворить их интересы в рамках предмета спора и при этом одновременно удовлетворить интересы бизнеса, так как, если таковые не будут удовлетворены, самого бизнеса не будет.

При этом, когда собственники ссорятся, они забывают о том, что только удовлетворение интересов бизнеса позволит им удовлетворить и свои интересы. Отсюда так много некрасивых разводов и крушений бизнес-империй. Но поскольку бизнес как сторона не присутствует на медиативных встречах и не имеет языка человеческого, кто должен выступать и показывать собственникам, что их решение приведет к краху бизнеса в будущем?

Все вышеназванное делает область корпоративных споров между владельцами бизнеса зоной, требующей специфического подхода медиатора к урегулированию конфликта: так в чем же специфика?

1.  До сих пор в большинстве практических случаев владельцы бизнеса на старте, вступая в правоотношения собственности, не прибегают к процедуре выработки договорённостей по вопросам владения и управления бизнесом. В результате относительно долгий период стороны живут в иллюзиях и ложных ожиданиях, в разном понимании терминов и критериев бизнеса.

История формирования отношений, история стартовых вкладов ресурсов в бизнес забывается и искажается сторонами в выгодную для себя сторону. В итоге, когда стороны приходят к эскалации конфликта, их отношения уже настолько запутаны, эмоции сверх накалены, что уже имеется не один, а множество предметов спора. Это требует от медиатора постепенного и кропотливого распутывания клубка, отделения друг от друга  сути, эмоций, реальных фактов и объективных внешних требований.

2. Большинство споров между владельцами не регулируются конкретными нормами права, а значит, должны решаться не в рамках классической процедуры медиации, а с применением медиативного подхода. Так, например, спор, о том кто и сколько времени должен уделять бизнесу не подлежит нормативному урегулированию и требует от сторон договороспособности.

3. Зачастую требуется привлечение большого количества экспертов, и иногда сам медиатор должен умело соединять в себе роль нейтрального посредника, а также энциклопедически подкованного эксперта по конкретному вопросу. И делать это так, чтобы ни одна сторона не заподозрила предвзятость медиатора, отсутствие у него нейтральности.

4. Для того чтобы грамотно урегулировать споры между владельцами бизнеса, медиатор обязан иметь обширные знания в следующих сферах: а) корпоративное, трудовое, наследственное, имущественное право; б) модели корпоративного управления в разных странах; в) менеджмент; г) экономика; д) психология; е) конфликтология и тому подобное.

Даже для того, чтобы элементарно резюмировать сказанное стороной, нужно уметь расслышать слова «рои», «ебитда» и другие специфические термины.

5. И наконец медиатор должен выступать адвокатом бизнеса, а значит задавать вопросы от лица бизнеса каждой стороне конфликта.

Таким образом, медиация корпоративных споров между владельцами бизнеса является специфической областью медиации и требует выделения ее в отдельную дисциплину. Предпринимательство в нашей стране еще очень молодо и активно развивается, а значит необходимо оказывать российским предпринимателям профессиональную медиативную помощь на всех этапах владения бизнесом, повышая грамотность как самих предпринимателей, так и медиаторов, специализирующихся в данной области.

Статья подготовлена по материалам авторов:

Татьяна Юрьевна Гребенкина – медиатор, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, основатель и управляющий партнёр консалтинговой компании «Аптайм".

Анна Витальевна Муравьева - медиатор, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, эксперт по сопровождению партнерства в бизнесе, решению акционерных конфликтов, управляющий партнер консалтинговой компании «Аптайм».

Материалы по теме