logo

Личные качества против споров

22.12.2023 01:20
0
2885

Медиаторы рассказали о психических свойствах, определяющих способность членов семьи разрешать конфликты

Личные качества против споров

Золотой фонд II Всемирного Конгресса русскоязычных психотерапевта и психологов представляет доклад

Влияние психической устойчивости участников конфликта на успех медиации в разрешении спорных проблем

Медиатор Нина ЛавроваЛаврова Нина Михайловна – профессор РАЕ, руководитель модальности «Системная семейная психотерапия: восточная версия ОППЛ», руководитель комитета по медиации ОППЛ, психотерапевт Европейского реестра, директор Центра «Альянс».

Лавров Никанор Васильевич – к.м.н., доцент Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета МЗ РФ.

Лавров Василий Васильевич – д.б.н., директор Центра научно-практической медиации «Согласие». Россия, Санкт-Петербург. vasilylavrov@yandex.ru

Аннотация. Предыдущие наблюдения показали, что психическая устойчивость и мобилизация интеллекта жителей приграничных регионов, находящихся в опасной проблемной ситуации, определяются тревожными переживаниями, уровень которых обусловлен социальными отношениями. Результаты наблюдений служили предпосылкой для исследования факторов, влияющих на мобилизацию личности при возникновении проблем, провоцирующих конфликты. Цель данной работы заключалась в классификации причин семейных конфликтов и выявлении психических свойств, определяющих способность членов семьи достигать согласия в спорах. Наблюдение за психическим состоянием и способностью разрешать возникавшие проблемы производилось при оказании медиативной помощи членам 240 кризисных семей. Полученные данные были дополнены сведениями от участников семинаров, проводившихся в институте практической психологии «Иматон» в 2011–2023 годах по программе тренинга медиаторов. Классификация причин конфликта позволила выделить следующие категории:

  1. неудовлетворенность материальным положением семьи с обвинением тех членов семьи, кто разрушает семейное благополучие;
  2. несовпадение жизненных ценностей членов семьи, а также расхождение интересов и целеполагания поведения;
  3. психические и поведенческие свойства членов семьи, которые препятствуют взаимопониманию и конструктивному взаимодействию.

Наблюдения подтвердили влияние психической устойчивости на способность участников конфликтов к диалогу с разрешением спорных проблем. Уровень психической устойчивости находился в зависимости от личной ответственности, пренебрежение которой вызывало переживания совести. «Эмоциональный резонанс» обеспечивал обмен переживаниями, влияя на осознание ответственности и проблем, провоцирующих спор.

Ключевые слова: медиация, семейные отношения, конфликт, психическая устойчивость, личная ответственность, совесть.

Введение

Нормативные и ненормативные кризисы в цикле жизнедеятельности семьи, а также неизбежные разногласия, обусловленные тесным взаимодействием членов семьи, провоцируют конфликты, разрешение которых облегчается благодаря медиативной помощи. В условиях распада семьи медиация помогает найти выход из проблемных ситуаций, снижая моральные и материальные потери членов семьи в бракоразводном процессе. И в случае восстановления семейных отношений, и в случае развода, прежде всего, выясняется направление медиативной помощи. Выделяются следующие направления медиации – примирительная, согласительная, восстановительная, психотерапевтическая и системная. Системная семейная медиация (ССМ) характеризуется привлечением экспертных мнений по семейным проблемам, а также учетом психического состояния и характерологических особенностей участников конфликтов. Выбор методов посреднической помощи в урегулировании конфликтов определяется после обозначения причин конфликта и препятствий его урегулированию. Отсутствие классификации широкого спектра причин конфликтов усложняет выбор направления и методов медиации. Имеется в виду, что классификация причин и выяснение психогенных препятствий урегулированию споров повышает эффективность медиации, снабжая медиатора ориентирами при рассмотрении сложных обстоятельств конфликта. Задача данной работы заключалась в классификации причин семейных конфликтов и в выявлении психических свойств, определяющих мобилизацию и готовность участников конфликтов к переговорам и разрешению возникших спорных проблем.

Методика

Решая задачу по классификации причин конфликтов и анализу обстоятельств, влияющих на успех медиативного урегулирования конфликтов, использовали результаты наблюдений, произведенных при оказании помощи 240 семьям в урегулировании конфликтов. Полученные данные были дополнены сведениями, изложенными участниками семинаров-тренингов, которые регулярно 3-4 семинара в течение месяца проводились на кафедре медиации и разрешения конфликтов института практической психологии «Иматон» в 2011-2023 годах. Каждая семинарская группа состояла из 15-18 медиаторов, которые, обменивались опытом урегулирования споров. В ходе занятий участники семинаров отрабатывали навыки использования ряда оригинальных методов, составляющих технологию «Карта медиации». Эти методы обеспечивали моделирование конфликтных ситуаций и оценку способности оппонентов к переговорам. Компьютеризированный тест функционального ресурса семьи позволял измерить состояние семьи и выявить проблемные зоны семейных отношений.

В случае, если предполагалось углубленное рассмотрение причин спора и вариантов согласия, использовался оригинальный метод «Моделирование семьи, личности и межличностных отношений». Под контролем ведущего в просторном помещении создавалась обстановка, отражающая ситуацию спора, как это представлялось тому участнику конфликта, который инициировал мероприятие. Высокий уровень иммерсивности поддерживался благодаря присутствию группы наблюдателей. Представители этой группы, изъявившие готовность имитировать назначенную им функцию, включались в процесс моделирования, исполняя указания ведущего, который моделировал ситуацию в соответствии с динамикой переживаний инициатора. Участники мероприятия использовали методы визуализации при подведении итогов моделирования. Они изображали на рисунках структуру противоречий и «веер решений» с выделением визуального образа взаимоприемлемого разрешения конфликта. По инструкции ведущего составлялась графическая композиция, на которой схематически изображались актуальные обстоятельства конфликта. Использовались пять графических элементов (круг, квадрат, треугольник, линия, точка), размер которых соответствовал важности обозначаемых обстоятельств. После визуального структурирования обстоятельств конфликта составлялась таблица с перечнем обстоятельств и оценкой их значимости в баллах. Суммация баллов позволяла измерить выраженность конфликта.

Разработанная с участием Н.В. Голубевой трансформационная игровая методика «Тренажер системной медиации» служила универсальным инструментом, предназначенным для применения в обучении медиаторов, а также в практической деятельности, помогая находить выход из нормативных и ненормативных семейных кризисных ситуаций , а также содействуя урегулированию межличностных разногласий и восстановлению конструктивного взаимодействия в коллективе сотрудников.

Для того, чтобы оценивать факторы, влияющие на эффективность переговоров, использовалась шкала успешности медиации (см. табл. 1), которая была разработана в результате ранее проведенных исследований.

Таблица 1. Шкала успешности медиации баллы

баллы

Результаты проведенных переговоров

   5

После детализации условий соглашения стороны заключают договор, предусматривая его исполнение с

расширением конструктивного сотрудничества в будущем

   4

Избегая обострения разногласий, спорные стороны после рассмотрения обстоятельств спора и набора возможных вариантов соглашения утверждают вариант, который приемлем для всех сторон

   3

Достижение соглашения затягивается по времени из-за стремления сторон добиваться односторонних

преимуществ

   2

В переговорах обозначаются отдельные пункты соглашения и предусматривается раздельное исполнение

договоренностей после дополнительного анализа обстоятельств спора

   1

После прояснения несовпадающих позиций спорных сторон переговоры завершаются

Результаты исследований и обсуждение

Классификация причин конфликтов и факторов, влияющих на успех медиативного урегулирования конфликтов, учитывала мнения, выраженные членами кризисных семей и участниками семинаров по теме семейных конфликтов. Участники семинаров, обсуждая причины семейных конфликтов, давали краткое определение своему мнению, после чего поясняли его происхождение. Высказанные мнения отражали частные и принципиальные особенности причин конфликтов. К частным особенностям, например, относились те, которые обусловлены манерой поведения членов семьи, их возрастом, уровнем образования, национальной принадлежностью, социальным положением.

В качестве принципиальных свойств отмечались стиль внутрисемейных отношений и целеполагания, ключевые события семейной жизни, а также психические свойства членов семьи. Анализ высказанных мнений позволил выделить ряд категорий причин конфликтов:

  1. неудовлетворенность материальным положением семьи с обвинением тех членов семьи, кто не содействует семейному благополучию;
  2. несовпадение жизненных ценностей членов семьи, а также расхождение интересов и намерений;
  3. психические и поведенческие свойства членов семьи, которые препятствуют взаимопониманию и конструктивному сотрудничеству.

В качестве самого важного психического свойства, определяющего способность людей разрешать жизненно важные проблемы и достигать согласия в спорах, была отмечена психическая устойчивость, исследованная рядом авторов. Термины «душевное равновесие», «жизнестойкость», «упорядоченность психических процессов», «энтропия жизненной энергии» являлись синонимами психической устойчивости. Высказанные мнения соответствовали теоретическим представлениям о формировании устоев личности. Жизнестойкость личности и устойчивость психики, как это подчеркивал А.Н. Леонтьев, определяются смыслообразующими мотивациями, которые способствуют разрешению острых проблем и снижают последствия переживаний, вызванных нарушением благополучия. Нейропсихологические сведения о факторах, влияющих на жизнеспособность служили ориентирами для мобилизации мотиваций в поиске выхода из проблемных ситуаций. Далее (см. табл.2) излагается представление о природе мотивационной сферы и ее роли в мобилизации функционального потенциала личности и сохранении жизнестойкости.

Таблица 2. Ключевые явления мобилизации личности в проблемной ситуации природа мотиваций

 природа  мотиваций

Мотивации, побуждающие к действиям с использованием наличной психической и соматической энергии организма, представляют собой программы действий в соответствии с целью, достижение которой ведет к удовлетворению ведущей потребности – уровень побуждения изменяется в пределах от сильно выраженного азарта до пассивности и зависит, во-первых, от качества программы в основе мотивации (свойства программы задаются наследственно и личным опытом, накопленным в ходе обучения), во-вторых, от упорядоченности психических и соматических энергетических процессов и, в-третьих, от степени мобилизации функционального ресурса организма на выполнение мотивационной программы

 жизнестойкость

Психическая устойчивость, задаваемая мотивационной сферой, определяется упорядоченностью (иначе говоря, энтропией, характеризующей хаотичность динамической мозговой системы) психических процессов со стабильной иерархией подсистем в цельной системе мозга – жизнестойкость обусловлена мобилизацией функционального ресурса организма на решение ситуационных проблем и восстановление упорядоченности, а не всеобъемлющего равновесного состояния всех систем организма.

 мотивационная  сфера

Контроль мотивационной сферы, формируемой актуальными, ведущими и доминантными мотивациями, осуществляется бессознательно на основе наследственно закрепленных программ и сознательно с обращением к личному опыту и морально-этическим правилам. Мотивационная сфера находится в прямых и обратных отношениях с эмоциональной сферой

При обсуждении вопроса о мотивациях, поддерживающих психическую устойчивость, учитывались сведения  о влиянии личной ответственности на поведение в проблемных ситуациях. При этом возникала дискуссия по поводу соотношения личной и персональной ответственности. Участники дискуссии признавали, что персональная ответственность, жестко регламентируемая этическими, организационными и законодательными нормами, ограничена рамками индивидуальных видов деятельности, в то время как личная ответственность представляет собой совокупность мотиваций, динамика изменений и уровень которых обусловлены осознанием обязательств, налагаемых социумом и мобилизуемых в зависимости от ситуационных обстоятельств. Именно эти мотивации определяют социализацию личности и психическую устойчивость. Выраженность мотиваций контролируется совестью, которая проявляется переживаниями, возникающими в процессе принятия жизненно важных решений. Если древние греки вместе с Сократом полагали, что у каждого человека есть «внутренний голос», который руководит «угрызениями совести», то современные исследователи, в частности [1], показали, как пагубно для психического состояния и здоровья переживать «укоры совести» и осознавать наличие невыполненных обязательств. Совесть сопряжена со стыдом, провоцируемым критикой и порицанием (позором) со стороны окружающих людей, а также угрозой наказания за намерения и поступки, не соответствующие требованиям окружения. Участники семинаров с сожалением отмечали, что в бытовых отношениях совесть зачастую истолковывается анекдотически в качестве «вещи, которую невозможно купить, но легко продать». Рис. 1 иллюстрирует роль совести в формировании личной ответственности и психической устойчивости.

Медиация картинкаРис. 1. Восприятие обязательств в процессе принятия ответственных решений.

Проверка соотношения успеха медиации и мобилизации личной ответственности основывалась на сопоставлении данных, полученных при их измерении. Успех медиации оценивался с помощью шкалы (см. табл. 1). Анализ высказанных мнений относительно целеполагания поведения в проблемных ситуациях позволил формировать шкалу балльной оценки (см. табл. 3), которая использовалась для измерения личной ответственности.

Таблица 3. Шкала личной ответственности баллы 

баллы

Отношение к обязательствам, учитываемым в процессе принятия решения, и целеполагание поведения в проблемной ситуации

   5

Высокая положительная личная ответственность – намерение исполнять известные обязательства с

учетом интересов окружающих людей

   4

Средняя положительная личная ответственность побуждение к созиданию благоприятной социальной

среды, способствующей достижению поставленных целей

   3

Низкая положительная личная ответственность – признание ограниченного набора обязательств, от

исполнения которых зависит личное благополучие и социальный статус

   2

Нулевой уровень личной ответственности – установка на принятие решений без учета чужих мнений с

оправданием совершенных поступков ссылкой на окружение недоброжелателей

    1

Отрицательная личная ответственность – стремление вовлечь окружающих в деятельность, направленную на удовлетворение собственных потребностей

Примечание: Разделение личной ответственности на градации положительной и отрицательной обусловлено уровнем совести

В ходе медиативных переговоров при описании своих переживаний участники конфликтов прямо или косвенно касались темы личной ответственности. При сопоставлении балльных оценок успеха медиации и личной ответственности участников конфликтов прослежена стойкая корреляция двух рядов данных.

Заключение

Классификация причин семейных конфликта позволила выделить следующие категории:

  1. неудовлетворенность материальным положением семьи с обвинением тех членов семьи, кто разрушает семейное благополучие;
  2.  несовпадение жизненных ценностей членов семьи, а также расхождение интересов и целеполагания жизнедеятельности;
  3.  психические и поведенческие свойства членов семьи, которые препятствуют взаимопониманию и конструктивному взаимодействию.

Рассмотрение факторов, определяющих успех медиации, подтвердило влияние психической устойчивости на способность участников конфликтов к диалогу с разрешением спорных проблем. Уровень психической устойчивости находился в зависимости от личной ответственности, мобилизация и выраженность которой обусловлена переживаниями совести. В процессе переговоров возникало явление «эмоционального резонанса». Переживания совести передавались участниками переговоров друг, способствуя осознанию ответственности и проблем, провоцирующих спор.

Материалы по теме