logo

Предупредительная медиация корпоративных споров

21.06.2023 14:09
0
3192

Медиатор Татьяна Гребенкина рассказала, как предупредить конфликт в бизнесе

Предупредительная медиация корпоративных споров

Российское предпринимательство – фундамент нашей экономики. Конфликты, возникающие на корпоративном поле между собственниками бизнеса, не только снижают эффективность бизнеса, но и зачастую приводят к его краху. А это в свою очередь снижает качество бизнес-среды в целом. Поэтому так важно не допустить возникновения конфликтов между партнёрами по бизнесу.
Здоровые отношения между собственниками подразумевают:

  • согласование личных интересов, ценностей и целей;
  • согласование условий обмена дефицитными и избыточными ресурсами;
  • договорённости о структуре собственности;
  • согласование целей бизнеса;
  • единое видение бизнес-модели и финансово-экономической модели;
  • договорённости о структуре корпоративного управления;
  • согласование собственных ролей в бизнесе,
  • времени участия и договорённости о правилах поведения в бизнесе;
  • договорённости о критериях оценки результатов бизнеса и принятии ответственности за успех и не успех. Распределение прибыли и убытков;
  • договор о конкуренции и пользовании ресурсами совместного бизнеса;
  • согласование дивидендной политики и т.д.

Не нужно дожидаться, когда по этим вопросам у собственников возникнет конфликт. Необходимо заранее, на берегу, пока отношения владельцев ровные и спокойные, профилактировать возможность возникновения такого конфликта. Для этого мы проводим предупредительную медиацию.

Существуют два ключевых момента времени, когда необходимо делать предупредительную медиацию:

  • на старте бизнеса. Как правило, с течением времени совладельцы забывают историю возникновения бизнеса, вклады каждого в его создание и развитие, и начинают предъявлять друг другу претензии: «я вложил деньги, а ты ничего», «я все сделал, а ты только деньги дал» и т.п. Поэтому в точке начала бизнеса нужно договориться о вкладах, о модели и целях бизнеса, о разделении рисков (что делаем если инвестиции не окупились? как покрываем убытки?), о ролях в бизнесе и т.д.
  • после 3-4 лет партнёрства. Здесь уже совладельцы получили опыт ведения бизнеса, прошли сложный этап становления, и теперь нужно грамотно вести совместное хозяйство. На этом этапе важны договорённости о системе управления, критериях оценки бизнеса, правилах поведения и т.п.

А в последующем необходимо ежегодно пересматривать договорённости, чтобы они всегда были в актуальном состоянии. Итогом предупредительной медиации является документ – партнёрское соглашение, которое может остаться «джентельменским» или стать легитимным. Для этого текст договорённостей нужно будет зафиксировать в юридических документах, в первую очередь, в
 корпоративном договоре или акционерном соглашении, в зависимости от юридической формы бизнеса.

На какие же вопросы должно давать ответ партнёрское соглашение?

1. Стороны, предмет и объект соглашения

2. Порядок голосования по вопросам корпоративного управления. Система управления и контроля

3. Распределение прибыли, дивидендная и инвестиционные политики

4. Источники финансирования

5. Инвестирование

6. Распоряжение долями

7. Оценка компании. Определение стоимости доли

8. Внешний аудитор и оценщики

9. Пользование ресурсами совместных бизнесов

10. Наследование бизнеса

11. Расторжение брака владельцами бизнеса

12. Иски по обязательствам собственников

13. Соглашение о конкуренции

14. Порядок разрешения споров. Медиативная оговорка

15. Решение тупиковых вопросов (deadlock)

16. Этические нормы и личные обязательства

17. Конфиденциальность

18. Ответственность за нарушение данного соглашения

Сама процедура предупредительной медиации проходит в несколько шагов:

Предупредительная медиация содержательно очень сложна, поэтому важно отметить, что качественно ее может осуществить медиатор, который обладает комбинированным набором компетенций: компетенциями из профессионального стандарта медиатора и экспертизой в вопросах бизнеса (юридической и управленческой).

Наш опыт показывает, что даже джентельменское партнёрское соглашение, заключенное на берегу, позволяет собственникам проходить сложные этапы в развития бизнеса с минимальными потерями и надолго сохранять конструктивные деловые отношения.

Статья подготовлена по материалам авторов:

Татьяна Юрьевна Гребенкина – медиатор, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, основатель и управляющий партнёр консалтинговой компании «Аптайм".

Материалы по теме