Для того, чтобы понять, насколько ребенок, выросший вне семьи, отличается от ребенка, выросшего в нормальной (функциональной) семье, достаточно вспомнить основные функции семьи как социального института.
Среди них есть такие важные элементы как
- Воспитательная функция - имеет огромное влияние, как на подрастающее поколение, так и на взрослых людей. Отметим 3 аспекта, характеризующих данную функцию: Воспитание личности ребенка. Главное, что родители могут передать своим детям – это любовь. Вместе с ней детьми активно впитывается накопленный социальный опыт, развиваются способности и интересы, характерные именно для этого ребенка. Помимо семьи, на жизнь маленького человека также влияет и общество. Но семейное влияние оказывает более сильное воздействие, оно более эмоционально, в связи с тем, что «проводником» является любовь к детям со стороны родителей, вызывающая ответные чувства у детей. Развитие личности каждого члена семьи на протяжении всей его жизни. Самовоспитание родителей, связанное в первую очередь, с постоянным влиянием детей на их жизнь
- Социально-статусная - связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи. В случае высокого социального статуса семьи, ребенок уже с рождения может принадлежать к определенному кругу людей, чувствуя себя частью сообщества.
- Функция социального контроля (регулятивная) - механизм самоорганизации и самосохранения общества, действующий через установление нормативного порядка в обществе и нейтрализации или минимизации нормонарушающего поведения. В этом смысле, семья является институтом "первичного" контроля, формирующим основы внутреннего контроля - наиболее важного и эффективного.
- Экономическая - к экономической функции относится обеспечение материальных условий жизни семьи, обеспечение своих родных средствами к существованию. Таким образом укрепляются связи между членами семьи, материально поддерживаются нетрудоспособные и несовершеннолетние члены. Нередко ведется бюджет, а также организуются и планируются покупки и приобретения товаров в дом.
- Досуговая (рекреационная) - эта функция удовлетворяет потребности каждого элемента семьи в организации свободного времени. Если семья счастливая, в ней происходит взаимообогащение интересов детей и супругов, деятельность носит, как правило, развивающий характер. В качестве примеров из жизни можно привести чтение, посещение театра, кино, библиотеки, просмотр телепередач, спорт, туризм, семейные праздники. Досуговая функция улучшает состояние здоровья членов семьи и способствует быстрому восстановлению сил.
- Психологическая (эмоциональная) функция - характеризуется удовлетворением потребностей каждого члена семьи в любви, тепле и взаимопонимании, психологической защите. Отсутствие внутри семьи поддержки приводит к агрессиям, срывам, депрессиям как внутри самой семьи, так и в обществе. Сохранение психического здоровья – важнейшая задача эмоциональной функции семьи.
- Духовно-психотерапевтическая функция семьи - призвана духовно взаимообогащать каждого из членов ячейки общества. Прививаются морально-нравственные и этические нормы поведения в обществе. Кроме того, психотерапевтическая функция обеспечивает потребности каждого из родственников в понимании, признании, уважении, эмоциональной поддержке.
В результате, задача обучения всем вышеперечисленным первичным навыкам социализации возлагается на плечи государства, в частности на воспитателей детских домов и специнтернатов. И конечно, не всегда государственные учреждения способны компенсировать детям отсутствие заботы родителей. Давайте рассмотрим определенные психологические особенности и проблемы, часто встречающиеся у детей-сирот.
Социальная депривация
Говоря об основных особенностях детей - сирот, выросших в детдомах, специалисты часто используют термин социальная депривация, что означает снижение или отсутствие у индивида возможности общаться с другими людьми, - жить, функционально и культурно взаимодействуя с социумом. У детей-сирот безусловно присутствует социальная депривация различной степени жесткости. В зависимости от этого, наблюдаются сложности в развитии.
Низкий уровень самоконтроля
Многие специалисты отмечают, что зачастую у детей-сирот очень низкий уровень самоконтроля и силы воли. Самоконтроль очень важен для достижения личных целей и определяет любого успешного человека, также он чрезвычайно важен в нашей социальной жизни.
Тем временем, дети, выросшие в детских домах, привыкли жить по режиму, который всегда контролируется администрацией и воспитателями. Сами дети не имеют право голоса и знают, что уже все решено без них. Как результат, когда воспитанники выходят из детдомов они лицом к лицу сталкиваются с реальной жизнью, где все зависит от действий самого человека и рядом нет никакого надзирателя, учителя.
Сложности в коммуникации
У детей-сирот можно наблюдать такие психологические особенности, которые связаны с неудовлетворенностью в межличностных отношениях. Причем эта неудовлетворенность, может быть, как на ранних, так и на поздних этапах развития личности.
Также могут отличатся глубокими личностными нарушениями и различного рода нарушениями. Когда у ребенка часто меняются люди, которые о нем заботятся, он к ним сильно привязывается, а в дальнейшем чувствует незаинтересованность в отношениях с социумом. Ведь образ взрослого у таких детей не может быть хорошим. Ребенок просто перестает доверять этим людям, а затем и всему окружающему миру
Эмоциональная холодность
Все проблемы психологического характера у детей-сирот зависят от недостатка родительской ласки, любви, доверия. Данный фактор оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Он может стать главной причиной уязвимости ребенка, его эмоциональной холодности и недоверия ко всем окружающим
Тип личности, который формируется в результате отдаления матери, называют безэмоциональным. Такие дети не проявляют свои эмоции, все держат в себе и накапливают негативные эмоции и мысли. Данный тип детей не умеет налаживать отношения со сверстниками и взрослыми людьми. Возможно формирование у детей склонности к частым агрессивным срывам, импульсивности при общении, непостоянству в связях с противоположным полом и друзьями.
Невротические расстройства
Не только у детей - сирот, но и просто у детей, которым не хватало родительского тепла и заботы, можно заметить различной степени невротические расстройства, проблемы в учебе и другой деятельности.
Отметим, что мы говорим лишь об определенных тенденциях, замеченных специалистами в работе с детьми-сиротами. Безусловно, это не означает, что у всех воспитанников детских домов наблюдается такая картина, скорее речь о возможных рисках. Кроме того, подобные особенности личности могут встречаться и у просто детей, ограниченных в родительской любви и ласки. Но даже при условии, если у ребенка нет никаких сложностей, важно знать об этих наблюдениях: предупреждён — значит вооружен.