Правительство, поддержав законопроект о психологической помощи, разработанный вице-спикером Госдумы Анной Кузнецовой (от партии “Единая Россия”), потребовало его “существенной доработки” перед внесением в Госдуму. Об этом стало известно из правительственного отзыва, поскольку сам законопроект до сих пор не опубликован.
Одной из основных претензий, изложенных в правительственном отзыве, является требование, чтобы не менее 75% психологов в каждом регионе вступили в некоммерческие профессиональные организации. В правительстве посчитали это условие практически невыполнимым. Кроме того, в законопроекте предлагается наделить Минздрав полномочиями устанавливать квалификационные требования ко всем психологам, что, по мнению правительства, требует обоснования. Также, правительство попросило четко описать, как новый закон будет сочетаться с уже существующими правилами в сфере образования.
Анна Кузнецова, комментируя ситуацию в беседе с изданием “Коммерсантъ”, поблагодарила коллег из правительства “за поддержку” и сообщила, что законопроект готовится к внесению в Госдуму.
“Продолжают поступать тревожные сигналы о том, что под видом “психологических” услуг проводятся различного рода консультации, которые причиняют вред обратившимся, дискредитируют профессию и деятельность специалистов-профессионалов в целом. Данная ситуация требует регулирования на федеральном уровне”, — заявила Анна Кузнецова.
Законодатели уже долгое время пытаются отрегулировать сферу психологической помощи. В 2014 году соответствующий законопроект внесла депутат Людмила Швецова (“Единая Россия”), но его отклонил парламент. 18 февраля 2025 года был опубликован законопроект от думского комитета по защите семьи. Его главная новация — разрешение заниматься психологической деятельностью только специалистам с профильным высшим образованием. Законопроект пока не внесен в Госдуму.
Относительно текущего законопроекта, Анна Кузнецова заявила , что в работе над ним участвовали представители профильных ведомств и профессионального сообщества. Документ призван повысить качество и доступность психологической помощи населению, а также закрепить государственные гарантии и основные права граждан в этой сфере. Он также должен ввести в законодательство единый понятийный аппарат, что “даст основу для дальнейшего развития психологической помощи в целом”.
В дополнение к вышесказанному, правительство выразило обеспокоенность тем, как новый закон будет соотноситься с уже существующими правилами в области образования, особенно в отношении психологической помощи школьникам и студентам, а также требований к психологам в школах и их дополнительному обучению. Кроме того, правительству неясно, почему только Минздрав будет устанавливать квалификационные требования ко всем психологам — это требует обоснования.
Напомним, что информация о законопроекте госпожи Кузнецовой появилась в ноябре 2024 года. Тогда сообщалось, что инициативу не поддержали 11 министерств, включая Минздрав, Минпросвещения, Минобразования и Минтруд. Из-за отсутствия публикации полного текста, о содержании инициативы приходится судить по отзывам на нее. Первая версия документа подверглась критике за “правовую неопределенность и пробелы правового регулирования”.
Судя по комментариям ко второй версии, законопроект предполагает, что все психологи должны соответствовать профессиональным стандартам.
Однако, в правительстве отмечают, что это правило относится к трудовому праву, в то время как многие психологи работают на себя, будучи самозанятыми или индивидуальными предпринимателями. В связи с этим возникает вопрос, как именно закон будет применяться к ним.
Еще одним спорным моментом является требование о вступлении не менее 75% психологов в некоммерческие профессиональные организации, которое, как считают в правительстве, является “почти невыполнимым условием” и требует пересмотра. В законопроекте также отсутствует информация о том, какие именно государственные органы будут осуществлять проверку и контроль работы психологов, а также как психологи, уже работающие на момент принятия закона, смогут подтвердить свой стаж и квалификацию. Кроме того, в законопроекте используются термины, отсутствующие в действующем законодательстве, например, “типовые дополнительные образовательные программы”. Многие ключевые понятия, такие как “психологическое благополучие” или “осложнения”, сформулированы расплывчато и могут быть истолкованы неоднозначно.
