logo

Роль клиент-терапевтических отношений в обучающей личной терапии

15.12.2023 13:18
0
3034

Супервизор и личный терапевт-адвайзер ОППЛ Куликова Людмила рассказала о способах построения клиент-терапевтических отношений в ОЛТ

Роль клиент-терапевтических отношений в обучающей личной терапии

Золотой фонд II Всемирного Конгресса русскоязычных психотерапевта и психологов представляет доклад

Влияние клиент-терапевтических отношений на процесс обучающей личной терапии 

Куликова Людмила психолог Куликова Людмила Генриховна – директор Евразийского института практической психологии и психотерапии. Действительный член ОППЛ. Супервизор и личный терапевт-адвайзер ОППЛ. Ведущая терапевтических и обучающих программ. Коуч, гештальт-терапевт, психотерапевт кризисных состояний (Казахстан, Астана).

Аннотация. В статье рассматривается важность клиент-терапевтических отношений в обучающей личной терапии. Для успешной работы психолог должен пройти через опыт обучающей личной терапии. Это поможет ему более глубоко разобраться в собственных эмоциях и переживаниях, а также развить навыки саморефлексии и самосознания. Психотерапия – это терапия контактом. Клиент-терапевтические отношения с обучающим личным терапевтом для кандидата являются опытом построения отношений. В статье обобщается опыт построения клиент-терапевтических отношений с разными кандидатами. Данная статья является хорошей возможностью для понимания способов построения клиент-терапевтических отношений.

Моя практика началась в 1998 году. Это были времена, когда могли еще посмеиваться над тем, что психологу нужен психолог. Свою личную терапию я начала проходить, когда стала участвовать в обучающих программах, но это тоже была не обучающая личная терапия (ОЛТ), я больше работала со своими личными запросами. Обучающим личным терапевтом (ОЛТ-терапевтом) я с тала в 2018 году, и с того времени это направление вызывает с каждым разом у меня все больший интерес.

За это время в моей практики были кандидаты – и те, которые только выходят в практику, и те, кто имеет практику в течении нескольких лет. В обучающей личной терапии очень много фокусов для работы. В данной статье я хочу развернуть тему клиент-терапевтических отношений в ОЛТ.

В работе психолога клиентские-терапевтические отношения играют решающую роль. Это не только взаимодействие между специалистом и клиентом, но и основа для эффективной помощи. В ОЛТ между ОЛТ-терапевтом и кандидатом клиент-терапевтические отношения являются и основой для эффективной помощи, и имеет разные другие возможности.

К примеру, когда ко мне на ОЛТ приходили кандидаты, которые только выходили в практику, они говорили о том, что хочется в процессе терапии своего рода «снять» модель консультанта и терапевта для того, чтобы потом работать со своими клиентами. При этом под моделью они понимали использование техник и методик. При этом сами такие специалисты не осознавали, что для достижения успеха терапии с клиентом необходимо создание безопасного пространства, а это означает, что самому начинающему специалисту необходимо сначала научиться выстраивать доверительный контакт, обладать эмпатией и умением давать поддержку. Но, как показывает опыт, правильно установить такие отношения, психологам требуется как профессиональное обучение, так и личная терапия. А если более конкретно – то опыт клиент-терапевтических отношений со своим ОЛТ-терапевтом. Личная терапия помогает понять каково быть на другой стороне- в роли клиента, как правильно реагировать на его потребности. Но для это сначала самому кандидату необходимо научиться слышать себя – понимать свои ощущения, чувства и потребности. Научиться слышать себя – это способность. Такая способность развивается в контакте, в идеале – в детском возрасте в контакте с родителями. Если это способность не сформировалась в детском возрасте, то затем она формируется в процессе терапии. Но только здесь есть определенные особенности. В ОЛТ необходимо балансировать и быть для кандидата -и родителем, и наставником, и моделью и много кем еще, а самое главное – работать на запрос специалиста.

Обучающая личная терапия Моя ведущая модальность – это гештальт-терапия. И кандидаты, с которыми я работаю отмечают терапевтический эффект именно от того, как происходит терапия на границе контакта. Это модель взаимодействия двух личностей, где терапевт предлагает клиенту брать опыт из клиент-терапевтических отношений. Со стороны терапевта – это уверенность. И личная терапия самого терапевта, и супервизия помогает ему быть уверенным и брать ответственность за взаимодействие на границе контакта.

Определенная часть кандидатов приходят на ОЛТ для того, чтобы выйти в успешную практику. И в этом случает ОЛТ имеет формат коучинга. А как здесь клиент-терапевтические отношения могут продвигать кандидата. В данном случае я демонстрировала собственную целостность, честность и искренность, а именно-прямо говорила, если замечала противоречия в том, что говорит кандидат, обращала внимание на сопротивления в работе с темами, которые сам специалист озвучивал как запрос на ОЛТ. Большое значение я уделяю проявляю эмпатии, когда кандидат работает над своими целями. Замечая чувства кандидата, я тем самым учила его замечать его чувства в процессе продвижения в профессии. Например, когда я замечала радость, кандидат отмечал, что его вдохновляет и понимал свою мотивацию. Когда я замечала страхи, клиент осознавал свои сопротивления.

Завершая данную статью, хочу отметить, что ОЛТ приводит к настоящему прорыву в личностном и профессиональном росте. На мой взгляд, этот прорыв возможен, если ОЛТ-терапевт развивает клиент-терапевтические отношения, в противном случаем, работа будет формальная, и тогда результат у кандидата будет поверхностным и неустойчивым.

Обучающая личная терапия

 

Материалы по теме