В то время как российские школы испытывают острую нехватку учителей, интернет пестрит объявлениями о фиктивных курсах переподготовки, которые обещают сделать из вас педагога всего за несколько месяцев. Проблема достигла пика после того, как министр просвещения Сергей Кравцов поднял этот вопрос в Госдуме, предложив принять законопроект, направленный на борьбу с подобными «фабриками» учителей. Сообщает источник RG.ru.
Кравцов выразил надежду, что документ депутаты примут, и попросил парламентариев поддержать инициативу. В рамках законопроекта предлагается создать реестр госучреждений и программ, где подготовку могут проходить исключительно учителя, а также осуществление контроля за качеством подготовки.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин подчеркнул, что эти сомнительные программы умудряются даже регистрироваться на ресурсах Рособрнадзора, что вызывает закономерный вопрос: кто и как контролирует этот рынок?
Изучаем предложения онлайн-курсов
Давайте попробуем разобраться, что же предлагают в интернете под видом педагогического образования. Рекламные баннеры кричат: «Станьте профессионалом с нуля всего за 5,5 месяцев! Получите все необходимые знания для работы!» На первый взгляд это может показаться предложением пройти курсы парикмахеров или стилистов. Но нет, следующая строка буквально ошеломляет: «Начните преподавать историю сразу после получения диплома!»
Дальше — в лучших традициях недобросовестной рекламы: «Приведи друга — получи скидку! Чем больше друзей, тем ниже цена!». И, конечно же, все это происходит онлайн, что преподносится как невероятное удобство. О практике, разумеется, никто не упоминает.
Схема обучения будущего учителя истории выглядит до абсурда просто: «Заплатите — проучитесь (как бы) полгода — получите диплом по почте (обещают доставить в течение 5 дней!) — идите работать в школу («диплом государственного образца!»)». Конец. Подобная «подготовка» вызывает ассоциации с финальной заставкой юмористического журнала «Ералаш».
Стоимость программы «Учитель истории. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС» — 20 700 рублей. При этом, если успеть подать заявку до 21 февраля, обещают скидку в 4400 рублей.
Проверяем на себе. Звоню по указанному номеру и спрашиваю менеджера: «Очень хочу преподавать историю детям, но, честно говоря, я не изучала этот предмет глубоко. Это проблема?». Ответ обескураживает: «Вовсе нет! У нас опытные педагоги, которые вас всему научат, не переживайте».
Но мы решаем изучить список преподавателей, которые будут проводить консультации и читать лекции. К чести организаторов, все они — кандидаты педагогических и психологических наук.
Однако ни одного историка! Будущему учителю истории предлагают консультироваться со специалистами по дошкольному образованию, логопедами и даже тренерами по мини-футболу! Возникает закономерное желание отфутболить это «образовательное» предложение подальше.
Масштаб проблемы и меры по ее решению
К сожалению, подобных предложений в интернете — огромное количество. Достаточно ввести в поисковую строку запрос «дистанционное обучение на педагога», и поисковик выдаст массу ссылок на сомнительные АНО или ООО с едва заметной пометкой «реклама». Учителем физики и астрономии обещают сделать с нуля за 7 месяцев и 27 тысяч рублей, учителем математики и информатики — за 9,5 месяцев и 30 600 рублей. Есть программы ещё дешевле и короче, и, увы, они пользуются спросом. На фоне этого «образовательного моря» теряются качественные курсы повышения квалификации и переподготовки учителей, которые предлагают известные педагогические вузы и методические центры.
Проблема усугубляется острой нехваткой квалифицированных кадров в школах, особенно учителей математики и физики. Как отмечалось на недавнем заседании Совета по науке и образованию под руководством президента Владимира Путина, дефицит учителей математики превышает 33%, а учителей физики — 24%. Эта тревожная тенденция наблюдается уже восемь лет, и, по прогнозам демографов, к 2032 году количество старшеклассников значительно возрастёт, что ещё больше усугубит кадровый голод.
«Необходимо увеличивать число учителей-предметников и повышать качество их подготовки», — подчеркнул президент, отметив недопустимость дальнейшего дефицита педагогических кадров.
Чтобы предотвратить попадание в школы псевдоспециалистов, в Госдуме разработан законопроект, устанавливающий жёсткие требования к учреждениям, имеющим право заниматься переподготовкой педагогов. Документ предполагает, что дополнительное профессиональное образование для педагогов смогут предоставлять только государственные и муниципальные образовательные организации, а также учреждения, расположенные на федеральной территории «Сириус», в инновационном центре «Сколково» и на территориях инновационных научно-технологических центров.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, это необходимо для гарантированного обеспечения высокого качества дополнительного профессионального образования как в рамках программ повышения квалификации, так и в рамках программ профессиональной переподготовки.
Повышение квалификации по направлению работодателя (школы) должно соответствовать профилю педагогической деятельности, а для получения новой квалификации в сфере педагогики или управления образовательными организациями потребуется пройти профессиональную переподготовку.
Что смотрят в школах при приеме на работу?
Заведующая кафедрой педагогического образования Российского нового университета Татьяна Головятенко подчеркивает, что прием педагогов на работу требует тщательной проверки кандидатов. Помимо диплома о высшем педагогическом образовании, выданного аккредитованным вузом по соответствующей специальности, школа обращает внимание на сертификат соответствия квалификации, подтверждающий прохождение аттестации, трудовую книжку, позволяющую оценить профессиональный путь, характеристики с предыдущих мест работы, отзывы коллег и руководителей.
Мнение экспертов: каким должен быть педагог?
Собеседники издания, эксперты в области образования, сходятся во мнении, что качество подготовки учителей — один из важнейших факторов, определяющих успех образовательного процесса в России. Для эффективной работы педагогу необходимо не только глубокое знание преподаваемого предмета, но и владение педагогическим мастерством. Освоить все необходимые навыки и компетенции для работы в школе с нуля за несколько месяцев — крайне сложная задача. Однако для выпускника, скажем, исторического факультета, успешно прошедшего интенсивный курс онлайн-обучения, включающий лекции и семинары по методике преподавания, педагогике, психологии, можно сформировать базовый уровень подготовки, достаточный для работы в начальной и средней школе. Вместе с тем для работы в старших классах требуется более глубокое понимание предмета, а также умение формировать у подростков критическое мышление и навыки анализа.
Взрослые, решившие сменить профессию и стать педагогами, безусловно, заслуживают поддержки. По мнению Татьяны Головятенко, привлечение специалистов из других областей может обогатить педагогическое сообщество новыми знаниями, навыками и подходами. Но добиться этого при краткосрочной переподготовке без базового образования практически невозможно. Краткосрочные курсы повышения квалификации подходят для тех, кто уже имеет педагогическое образование и хочет углубить свои знания в конкретной предметной области. Тем же, у кого нет педагогического образования, необходимо пройти полноценные программы бакалавриата и магистратуры, предлагаемые ведущими вузами.
Важность качественной переподготовки и роль государства
Несмотря на то, что переквалифицироваться в учителя можно за относительно короткий срок, для этого важна качественная, насыщенная программа, разработанная надёжным учебным заведением. Проректор по дополнительному образованию Московского педагогического государственного университета Дарья Кудрявцева подчёркивает необходимость возвращения государственного регулирования качества подготовки и аккредитации программ дополнительного профессионального образования, чтобы избежать появления недобросовестных частных фирм, занимающихся выдачей документов об образовании без реального обучения. В настоящее время в сфере ДПО отсутствует государственная аккредитация, и для оценки качества программ применяется только профессионально-общественная аккредитация, которая носит добровольный характер.
Дарья Кудрявцева также отмечает, что отсутствие строгого государственного регулирования привело к появлению большого количества недобросовестных организаций, предлагающих некачественные программы дополнительного профессионального образования, что, безусловно, негативно сказывается на качестве подготовки специалистов, в том числе педагогов. При этом она подчёркивает, что не все частные образовательные организации следует считать недобросовестными. На рынке есть и такие организации, которые предлагают качественное образование, не уступающее ведущим государственным учреждениям.
Советский опыт и современные требования
Стоит отметить, что практика переподготовки специалистов из других областей (например, инженеров) в преподавателей информатики или математики, а также классических историков в учителей истории существовала еще в советское время. При этом продолжительность программ переподготовки, как правило, не превышала одного года. Гораздо важнее обращать внимание не на продолжительность обучения, а на общую трудоемкость программы и ее содержание. Так, в МПГУ программа переподготовки на учителя истории длится 9 месяцев, но при этом имеет трудоемкость 1224 часа и отличается интенсивностью обучения. В рамках программы будущие педагоги осваивают методику преподавания предмета, его содержание, проходят практику, готовят и проводят уроки под руководством опытных методистов.
При приеме на программы переподготовки МПГУ уделяет пристальное внимание базовому образованию абитуриентов. Предпочтение отдается специалистам, имеющим образование, близкое к педагогической сфере, или выпускникам смежных специальностей (например, политологам, экономистам, юристам, имеющим гуманитарное образование). Важную роль играет и итоговая аттестация, в состав комиссии которой входят независимые эксперты и представители работодателей.
Особым преимуществом программ переподготовки является то, что на них поступают зрелые люди, сделавшие осознанный выбор и имеющие чёткую мотивацию для работы в школе. Как следствие, обучение по программам переподготовки, несмотря на более короткий срок, часто оказывается более эффективным и продуктивным.
Нормативные требования к приему на работу в школу
В заключение стоит напомнить, что школа имеет право принимать на работу только тех специалистов, которые имеют диплом о высшем педагогическом образовании или образование по соответствующей специальности. Кроме того, согласно законодательству, в 5-11 классах могут преподавать студенты, успешно окончившие три курса педагогического вуза, а в детских садах и начальной школе — студенты выпускных курсов педагогических колледжей.
Некоторые регионы предъявляют дополнительные требования к уровню образования и квалификации педагогов. Например, московские школы требуют от соискателей наличия сертификата о прохождении профессиональной диагностики предметных знаний и диагностики общих психолого-педагогических компетенций.
Поддержка учителей: предложение бесплатной магистратуры
В конце прошлого года министру просвещения Сергею Кравцову поступило предложение ввести бесплатную магистратуру для учителей. Инициатива предусматривает предоставление педагогам полной скидки на обучение в магистратуре по профильным педагогическим программам. По мнению педагогического сообщества, такая мера могла бы стать мощным стимулом для профессионального роста и повышения квалификации учителей, а также мотивировать молодых специалистов оставаться в профессии.