logo

Дружба как ключ к миру

20.10.2025 16:04
0
23385

Доктор наук Илия Пеев предлагает психологический подход к миру, где дружба и солидарность – ключ к преодолению глобальных кризисов

Дружба как ключ к миру

"Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.

Дружба - это одна душа, живущая в двух телах."

Аристотель (384 - 322 до н. э.), великий античный мыслитель и ученый

Аристотель - древнегреческий философ и учёный, яркий пример „универсального человека”. Он первым создал систему науки. Его можно без преувеличения считать Отцом науки. Аристотель, первооткрыватель науки. Он был уверен, что истинное предназначение человека - быть счастливым, призывал стремиться к золотой середине во всем и считал, что душа и тело едины.

Аристотель

Аристотель - ученик Платона и талантливый преподаватель в Платоновскую академию. С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского.

Древнегреческий философ Аристотель посвятил много размышлений идее дружбы. Как дружить по заветам Аристотеля? В своей „Никомаховой этике” он выделил три типа дружбы:

1) Полезность. „Полезная” дружба основана на взаимной выгоде, - к примеру, деловые отношения, в которых обе стороны получают что-то осязаемое.

2) Удовольствие. Дружба „удовольствия” формируется между людьми, которые наслаждаются обществом друг друга, — между, например, товарищами по спорту.

3) Добродетель. Высшей формой является «дружба добродетели». Она заключается во взаимном уважении и восхищении характером друг друга: такая „добродетельная дружба” редка и требует времени и близости для развития, поскольку основывается на общих ценностях и стремлениях.

ТойнбиВ концепции Арнольда Джоузефа Тойнби (англ. Arnold Joseph Toynbee, 14.4.1889 г. - 22.10.1975 г.) цивилизации формируются и развиваются, отвечая на общественно-культурные „вызовы”, когда они возглавляются творческим меньшинством, и погибают, когда лидеры перестают отвечать социально-историческим потребностям.

Жизнеспособность всей цивилизации зависит от способности или неспособности членов общества вовремя и правильно отреагировать на стимул к изменению. Поэтому главную роль в судьбе цивилизации Тойнби отводит творческим личностям, которые обладают такими качествами, как духовность, самодостаточность, сознательность, имеют силы и знания, чтобы действовать с целью преобразования действительности.

Со временем творческая энергия меньшинства иссякает, и тогда оно теряет общепризнанное лидерство, превращается в режим, сохраняющий свою власть путем применения силы. На смену творческому меньшинству приходит правящее меньшинство, и это уже первый признак того, что цивилизация погибает.”

По мнению А.Тойнби, цивилизации сами кончают с собой. Природу этого он объясняет тремя причинами:

- упадком творческих сил меньшинства;

- ослаблением добровольного подражания со стороны большинства;

- утратой социального единства общества как следствием первых двух причин.

Арнольд Джоузеф Тойнби, британский историк и культурный антрополог „Постижение истории”, 1922, том 12, 1961 г.

Введение

Мотивы для разработки настоящего доклада связаны с растущей тревожности людей от увеличивающаяся опасность для существования человеческой цивилизации. Мы становимся свидетелями растущей агрессии и усиливание разрушительной роли конфликтов и войны. Сопротивительные силы общества крайне недостаточные для преодоление опасности от новой мировой войны.

Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций Антониу Гутерриш, выступая на 80-й сессии организации 1 сентября 2025 г., выразил свои тревоги:

- Мир вступил в век непрекращающихся человеческих страданий. Сейчас принципы ООН подвергаются беспрецедентным испытаниям - международное право попирается, масштабы бедности и голода растут.

Продолжающиеся и обостряющиеся вооруженные конфликты в разных регионах, расширяющееся социальное неравенство, все более разрушительные последствия изменения климата, а также угрозы, связанные с развитием науки и технологий, прежде всего искусственного интеллекта (ИИ), выходящего из-под контроля человека, рассматриваются как „вызовы эпохи”.

Мировое сообщество не в состоянии справиться с этими кризисами силами отдельных государств; необходимы совместные усилия и коллективная ответственность всех членов ООН.

Темой Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН) 2025 года „Вместе лучше: 80 лет и более ради мира, развития и прав человека”!

Открывая 80-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН 9 сентября 2025 г., новый председатель Анналена Бербок призвала государства-члены объединиться в борьбе с глобальными кризисами - от войн и нищеты до изменения климата.

Анналена Бербок, экс-глава МИД Германии, пятая женщина в истории, которая председательствует в Генеральной Ассамблеи.

Швейцарский ученый Жан Жак Бабель (Jean–Jacques Babel) подсчитал, что человечество, за последние 5.600 лет своего существования пережило 14.500 войн, повлекших три с половиной миллиарда жертв, что составляет половину сегодняшнего населения Земли.

Были и две мировые войны на протяжении всего одного столетия, в которых погибли 60 миллионов людей.

По данным исследования швейцарского историка Жан Жака Бабеля наша жизнь – война! Начиная с 3 500 года до нашей эры по 1958 год, человечество провело без войн всего лишь 292 года.

В первых две десятилетия XXI века войны продолжаются!

Английский философ, культуролог и социолог Арнольд Джоузеф Тойнби (англ. Arnold Joseph Toynbee, 14.4.1889 г. - 22.10.1975 г.) посвятил свой двенадцатитомный труд „Постижение истории” фундаментальному анализу возникновения, развития и отмирания цивилизаций. Он выделял 21 цивилизацию, для которых характерны уникальные универсальные религии, мировые государства и философии. Позже он выделял уже 36 цивилизаций.

Арнольд Джоузеф Тойнби предупреждает, что различные цивилизации обречены, если не отвечают позитивно ежедневных вызовов исторической эволюции.

Этот вывод Арнольда Джоузефа Тойнби тоже мотивировал меня при разработке настоящего доклада.

I. Дружба - клевер, разрыв-трава (разковниче) мира!

Некоторые варианты перевода болгарское слово разковниче на русский язык:

- Разрыв-трава, клевер (детелина) с четырьмя листиками (растение, которое, по народным поверьям, приносит счастье).

- Магическое средство для достижения цели.

- Тайная причина успеха.

В легендах славян часто упоминается разрыв-трава, которая волшебным образом ломает все замки и двери, но найти её можно лишь случайно. Легенды о разрыв-траве распространены у всех славянских народов - сербский расковник; разрыв-трава у русских, украинцев и поляков; рус. спрыг-трава, скакун-трава, трава прыгун, трава огонь; укр. розрив-трава; закарпатские говоры - клин-трава.

В болгарской мифологии разрыв-трава описывается как «клевер с четырьмя лепестками. Считается, что эта трава разверзает землю в месте, где зарыты сокровища[1]. Кроме этого, с помощью травы можно обращать железо в золото, трава может дать человеку вечное счастье или богатство. Разрыв-трава может исполнить любое желание человека. Легендарная трава расковниче в современном болгарском языке в метафоричном выражении означает магический ключ, панацею в широком смысле.

Фраза „да намериш разковничето” означает найти решение какой-либо, как правило, сложной, проблемы.

Такую роль на магический ключ, клевер, разрыв-трава (разковниче) выполняет и дружба между людьми и народами.

Своей резолюцией 65/275 27.4.2011 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила 30 июля Международным днем дружбы!

Это на наш взгляд является , клевер, разрыв-трава (разковниче) мира!

Дружба между народами, странами, культурами и отдельными лицами может вдохновить на усилия по обеспечению мира и дает возможность навести мосты между обществами, которые чтят культурное многообразие.

В резолюции также подчеркивается важность привлечения молодежи, как будущих лидеров, к общественной деятельности, направленной на уважительное восприятие различных культур и уважение многообразия.

История дружбы народов началась с того момента, когда люди начали общаться друг с другом. С тех пор дружба между народами стала одним из главных ценностей в мире. История дружбы между народами – это не только история взаимоотношений между отдельными людьми, но и история сотрудничества и взаимодействия между государствами и народами. Эта история показывает, что дружба между народами возможна и что она может приносить пользу всем сторонам.

Идея ООН для стимулирование дружбы между индивидами и народами не случайная. Дружба благородное и связывающее чувство, способно построить мост между государств и разных культур, создание мирный мир.

Праздник Международный день дружбы 30 июля призван вдохновлять современную цивилизацию создать здоровые положительные связи между людьми, несмотря на их религию или культурные традиции.

Инициатива для объявление Международного дня дружбы 30 июля принадлежит ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры). Целями ЮНЕСКО, согласно её Устава, являются: содействие миру и международной безопасности путём развития сотрудничества между государствами в области образования, науки и культуры; обеспечение всеобщего уважения основных прав и свобод человека без различия расы, пола, языка или религии.

II. Дружба и сотрудничество между людьми и народами - современная визия о будущем психотерапии и ее антропологический поворот

А. Дружба и сотрудничество между людьми и народами – модерные взгляды

Пятьдесят лет тому назад, 1 августа 1975 г., действующие главы государств и главы правительств всех 33 европейских стран, плюс США и Канада, подписали в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (Helsinki Final Act). Албания не подписала документа.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) содержит политические рекомендации в следующую триаду:

Первое: Политико-военные аспекты безопасности (Десять принципов от Хельсинки, т.н. Хельсинский Декалог):

Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях:

I. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету.

II. Неприменение силы или угрозы силой.

III. Нерушимость границ.

IV. Территориальная целостность государств.

V. Мирное урегулирование споров.

VI. Невмешательство во внутренние дела.

VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой.

IX. Сотрудничество между государствами.

X. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Второе: Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды.

Третье: Сотрудничество в гуманитарных и других областях.

Интересы мира и стабильности требуют общеконтинентального, евразийского подхода, учитывающего законные чаяния всех государств Евразии и опирающегося на честный баланс этих чаяний.

28 сентября 2019 года в ООН кардинал Пьетро Паролин, государственный секретарь Ватикана, призывал к проведению новой Хельсинской конференции.

Мы присоединяемся к этому призыву. Мир сегодня имеет огромную потребность от исторического Заключительного акта Хельсинки ‘1975 (Helsinki Final Act)!

Клевер, разрыв-трава (разковниче) мира действует с полной силой и получает новый смысл, новое значение, новые перспективы и новое качество!

Си Цзиньпин Председатель Китайской Народной Республики (КНР)

Владимир Путин Президент Российской Федерации

Приятельство Владимира Путина и Си Цзиньпин

Владимир Путин и Си Цзиньпин называют отношения России и Китая дружескими и прочными и таким же образом характеризуют личные взаимоотношения.

Владимир Путин и Си Цзиньпин имеют близкие дружеские, приятельские отношения. С 2013 г. до сих пор они встречались не менее 40 раз!

Между Китаем и Россией установлены приятельские отношения – Партньорство без границ!

Первое, Клевер, разрыв-трава (разковниче) мира мы видим в близкое приятельство между Президентом Российской ФедерацииВладимир Путин и Председателем Китайской народной республики Си Цзиньпин!

Второе, Клевер, разрыв-трава (разковниче) мира осчасливил приятельских взаимоотношений между Китаем и Россией, которые установили качествено новый тип приятельских отношений – Партнерство без границ!

Третье, Клевер, разрыв-трава (разковниче) мира принесло приятельский успех и благополучие государств БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)!

Сотрудничество между ними помогают развивающим странам в создании новую структуру „за международной политики, экономики и безопасности”! ШОС и БРИКС показывают приятельских отношений между государств и плодотворное стратегическое взаимодействие и сотрудничество!

В этой связи хочу цитировать письмо моего близкого друга и синергетического соратника, профессионального дипломата, члена Союза Российских писателей и почетного гражданина города Варна доктора по философии Анатолия Викторовича Щелкунова, Москва, бывший Генеральной консул РФ в Варне, с 29 сентября 2025 года:

Дорогой господин Пеев, я сердечно поздравляю Вас с новой глубокой по своей методологии и исключительно актуальной статьёй!

Насколько важно сегодня устанавливать и развивать дружеские отношения между государствами.

Вы убедительно показали историографическим анализом с убедительной аргументацией о последних российско-китайских договорённостях.

А в бытовом смысле встречи между истинными друзьями - это настоящий праздник души.

Во время таких встреч в душах людей просыпаются добрые чувства и воспоминания.

Они согревают сердца.

Обнимаю Вас сердечно!

Ваш А.Щ.

Мы полностью присоединяемся к положительных прогноз и тенденции для создание Евразийского Европейского Союза – объединение в одном союзе БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), Шанхайская организация сотрудничество (ШОС) и Евразийского экономического союза (EaEU), известен тоже как Евразийский союз (EaU).

Пусть пожелать им успех!

Клевер, разрыв-трава (разковниче) мира действует уже и в планетарном масштабе! Мы гордимся этого всемирного достижения!

Б. Современная визия о будущем психотерапии и ее антропологический поворот

Антропология (от др. греч. antropos - человек и logos - наука) - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.

Болгарский психолог профессор Любен Десев, д.п.н. определяет антропологию как наука для человека, о его биологической природе и творений. Он выделяет две основные школы развития антропологии: а) Физическая антропология – изучает морфологических характеристик разных человеческих рас; б) Культурная антропология - исследует факты и явления в сфере культуры. Ее главный принцип – чтобы понять человека, его надо поставить в своей социальной среде.

Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением о развитии, происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Термин антропология восходит ещё к античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 год до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы.

Психологическая антропология (Psychological anthropology) - междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей. Психологическая антропология определяется как интегративная наука о человеке в единстве его общих закономерностей и культурно-исторических особенностей, образованная при взаимодействии психологии и антропологии.

Термин „психологическая антропология” был введен американского антрополога китайского происхождения Френсиса Л. К. Хсю (28 октября 1909 - 15 декабря 1999) на смену абстрактному названию „личность и культура”. В 1961 году вышла в свет коллективная монография под его редакцией „Психологическая антропология”. По мнению Френсиса Хсю „главной задачей психоантропологов является исследование сознательных и бессознательных идей, управляющих действиями людей”.

Замечательный философ, этнолог и этнопсихолог, культуролог, социолог и религиозный мыслитель Светлана Владимировна Лурье (Смирнова) (8 января 1961 - 25 августа 2021) пишет: Психологическая антропология изучает культуру с психологической точки зрения. Это означает, что она не описывает культуру как данность, а исследует ее как процесс. Такой подход трансформирует сам взгляд на культуру. В идеале психологическая антропология представляет собой взаимосвязанный комплекс наук, которые в своей совокупности помогут нам построить теорию взаимосвязи культуры и психологии как на индивидуальном, так и на социальном уровне.

Болгарский психиатр профессор Йордан Стоименов, д.м.н. (1927-2008), пишет: Антропотерапия (антропогогика) – психотерапевтичная концепция, согласно которую развитие внутренних противоречий у пациента, их преодолении и диалектический синтез раскрывается по пути психологического анализа. Антропотерапия предполагает перевоспитание невротической личности в духе коллективизма.

Антропологическая психотерапия – общее наименование ряд направлений в современной психотерапии, объединены от ориентации к философских концепции римности – главное экзистенциальные и феноменологические, и объясняющие на их основе сущность психическое здоровья и болезни, а также и определение пути и методы психотерапии. Известны три вида антропологическая психотерапия: дизайнанализ, гуманистическая психотерапия и экзистенциальный психоанализ (логотерапия) (Йордан Стоименов).

Антропологический поворот как понятие, возникло в конце XX века и прежде всего его связывают со сменой парадигмы в мышлении о человеке и фокусировкой различных социальных наук на „проблеме человека”.

Антропологический поворот понимается главно как переход от взглядов наблюдателя на наблюдаемую жизнь народов к более действенным подходом, которой ставит задачу выяснить, как стала возможна „такая жизнь народов”!

Это очень интересно для психологов и психотерапевтов - антропологический поворот дает им возможность сделать переход от концепта к практике. Сказано иными словами, антропологический поворот ознаменует смена психологической и психотерапевтической методологии – от монопредметности и монологизма – к диалогичности, метапредметности, новое поле действия и новые масштабы действий психологов и психотерапевтов!

Выводы, заключение и предложения:

мирВ Евразии, как и во всем мире, потенциал для конфликтов растет непрерывно. Перед миром стоит большое количество вызовов и угроз: нищета, насилие, нарушение прав человека. Это подрывает международный мир и безопасность, социальные устои, создает препятствия для развития, разделяет людей и общества.

Для того чтобы успешно противостоять этим вызовам и угрозам, необходимо искоренить причины их возникновения. Этого можно добиться путем проявления солидарности, которая может выражаться во многих формах. В первую очередь это дружба.

Дружба делает нас ближе. Вместе мы можем добиться согласия, создать нормальные условия для существования всех людей, стремящихся сделать мир лучше.

Выражаем нашу надежду и увереность, что современные команды Президента Российской Федерации Владимир Путин, Президента США Дональд Трамп и Председателя Китайской народной республики Си Цзиньпин дадут личный пример вместе с лидерами Европы для новой большой европейской конференции, посвященной миру в Европе в духе Хельсинки ‘1975!

Миролюбивые люди хотят в 2025 году новый Хельсинский Акт безопасности и сотрудничество 1975 года! Да здравствует мир во всем мире!

Статья подготовлена по материалам автора:

Илия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Илия Петров Пеев - профессор, доктор психологических наук, капитан I ранга запаса, инженер.

Материалы по теме