24 сентября 2025 года Торгово-промышленная палата Российской Федерации стала площадкой для бурных дискуссий о будущем саморегулирования. На заседании Совета по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности эксперты из Минэкономразвития России, Росреестра и, конечно, представители самих отраслевых саморегулируемых организаций (СРО) вместе выработали конкретный план действий — пакет законодательных инициатив на 2025–2026 годы. В центре внимания — расширение возможностей добровольных СРО, которые, по мнению участников, играют все более важную роль в экономике.
Диагноз отрасли: как чувствуют себя добровольные СРО?
Андрей Паранич, председатель Совета, представил результаты масштабного исследования, проведённого летом 2025 года. Этот «рентген» сектора добровольного саморегулирования показал интересную картину. Оказывается, из полутысячи СРО, зарегистрированных в Росреестре, реально «дышат» и активно работают только около 300.
Участники заседания сошлись во мнении, что главная проблема — ограниченное участие СРО в нормотворчестве на ранних этапах. Слишком часто мнение этих организаций не учитывается при создании новых законов и правил, что, безусловно, сказывается на их эффективности.
Еще один серьезный барьер — слабое взаимодействие с контрольно-надзорными органами. СРО далеко не всегда привлекаются к проверкам, а информация об их результатах зачастую остается закрытой.
Взгляд федеральных властей: стабильность есть, но нужно больше
Игорь Судец, заместитель директора департамента Минэкономразвития России, подтвердил, что сектор добровольного саморегулирования стабилен и в стране активно работают 299 таких СРО. Он также отметил, что в 2024 году эти организации аккумулировали внушительные 17 млрд рублей членских и вступительных взносов. При этом, что важно, компенсационные фонды показали себя с лучшей стороны: на возмещение ущерба было направлено всего 0,3% от их общего объема.
Чиновник подчеркнул, что к введению обязательного саморегулирования нужно подходить очень осторожно, так как это может создать ненужные барьеры для бизнеса. Вместо этого он предложил использовать потенциал статьи 55 Федерального закона № 248-ФЗ, которая позволяет передавать СРО контрольные функции посредством соглашений с надзорными органами.
Екатерина Коптева, представитель Росреестра, поделилась данными анкетирования СРО с обязательным членством. Оказалось, что около 70% этих организаций не обращаются в ведомство за разъяснениями, что говорит о недостаточном понимании требований. Также она отметила, что Росреестр практически не взаимодействует с добровольными СРО из-за отсутствия правовых механизмов, и поддержала идею налаживания системного обмена информацией.
Что предлагают отрасли? Конкретные инициативы в повестке дня
Представители ключевых отраслевых объединений активно включились в дискуссию и предложили конкретные решения для развития саморегулирования.
Александр Веселов, обеспокоенный монополизацией и слабым контролем в сфере переработки отходов, предложил законодательно закрепить участие СРО в регулировании рынка и рассмотреть возможность обязательного членства в СРО для предприятий, работающих с отходами III–V классов опасности.
В сфере эксплуатации лифтового оборудования Андрей Моисеев подчеркнул, что СРО должны получить контрольные полномочия, особенно в условиях дефицита ресурсов у надзорных органов. Это позволит повысить безопасность и качество обслуживания лифтового оборудования.
Итак, выслушав мнения экспертов, участники Совета по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности приняли ряд конкретных решений, призванных определить развитие системы на ближайшие годы.
Четкий план действий: дорожная карта развития СРО
Главная цель — совершенствование законодательства и расширение полномочий добровольных СРО. Для достижения этой цели был принят следующий план:
- До 20 ноября 2025 года: всем участникам необходимо представить в Совет подробные предложения по улучшению законодательства с обоснованием необходимости каждого изменения.
- С декабря 2025 года по вторую четверть 2026 года: Продолжится активное обсуждение проблемных вопросов и выработка конкретных предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности СРО. Это будет интенсивный мозговой штурм, направленный на поиск оптимальных решений.
Ключевые направления работы: контроль и кураторство
Особое внимание будет уделено проработке с Минэкономразвития России и Росреестром вопроса о передаче СРО контрольных функций посредством заключения соглашений с надзорными органами в отдельных сферах бизнеса. Это позволит СРО более эффективно осуществлять надзор за деятельностью своих членов и повышать качество предоставляемых ими услуг.
Еще одна важная задача на 2026 год — решение проблемы СРО с добровольным членством, для которых до сих пор не определен курирующий орган государственной власти. Этот вопрос планируется решить путем направления соответствующих предложений в федеральные министерства и ведомства. Наличие четкого куратора позволит СРО более эффективно взаимодействовать с государством и защищать интересы своих членов.
Системный подход: партнёрство бизнеса и государства
В конечном счёте все эти меры направлены на создание основы для эффективного партнёрства между бизнесом и государством в сфере саморегулирования. Это партнёрство должно способствовать развитию экономики, повышению качества услуг и защите интересов потребителей. Ведь только совместными усилиями можно создать устойчивую и процветающую систему саморегулирования, отвечающую современным требованиям.
