logo

Самый умный

26.09.2023 16:00
0
3072

О психологических особенностях детей-вундеркиндов. Почему во взрослом возрасте им сложно добиться успеха?

Самый умный

Каждый любящий родитель желает своему ребенку только самое лучшее. Мы хотим видеть своих детей счастливыми и успешными. И конечно, если на раннем этапе развития своего ребенка замечаем определенные таланты и дарования мы радуемся, гордимся и стремимся их развивать.

При этом, дети-вундеркинды не такое уж и редкое явление. А само определение этого явления звучит довольно просто — ребенок, который признан образовательной системой превосходящим уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

В Советском союзе и современной России известно достаточно случаев выявления особых дарований у детей. Но что интересно - внимание к этим детям также быстро усиливается, как пропадает со временем, при их взрослении.

Но почему? Что мешает талантливым, гениальным детям реализовать свои навыки и во взрослом возрасте, оставаясь в центре общественного внимания? А также, о каких рисках должен знать каждый родитель ребенка-вундеркинда? Давайте разбираться!

Не все, что хорошо для успеха, хорошо для психики ребенка

У ранней гениальности есть и существенные недостатки, о которых зачастую умалчивают. Дело в том, что юные вундеркинды сталкиваются с серьезным давлением, которое на них оказывает общество и близкие люди. Быть ребёнком-гением тяжело. Таким малышам надо постоянно оправдывать чьи-то ожидания, становясь плодом амбиций родителей и учителей.

Часто это проявляется как в психологическом давлении, так и в физическом. Родители рассуждают так: "Я люблю своего ребенка и хочу для него лучшего. Сейчас он хочет просто играть и не видит тех возможностей, которые открывает для него его талант. Поэтому придется заставить его заниматься чаще музыкой/математикой/физикой/танцами/рисование и т.д."

Вспомним хотя бы историю самой одаренной юной пианистки СССР Полины Осетинской. Казалось бы, это одна из немногих гениальных детей, которая выросла и продолжила удивлять своим музыкальным талантом многочисленных поклонников. Но в 2008 году Полина выпустила автобиографическую книгу «Прощай, грусть», в которой рассказала о цене такого таланта и славы.

Отец Полины Олег Евгеньевич начал учить Полину по методике под названием «дубль-стресс». Ее авторы полагают — наш организм начинает использовать полные возможности мозга только в стрессовых ситуациях, а до этого задействует лишь 15–20% его мощности. Поэтому отец решил занять буквальную каждую минуту жизни своей дочери разными занятиями. Например, Полина должна была играть разные симфонии, исполнять этюды, а в перерывах прыгать 25 раз, высоко поднимая колени. Или по 100 раз поднимать руки вверх. Не отдыхать. Не расслабляться. А пить воду только под Четвертую инвенцию Баха и никак иначе. Иногда отец все же устраивал свободные дни. Их он планировал так, чтобы Полине это казалось наградой за старания.

Проблемы с социализацией

Представьте жизнь, когда психологический и биологический возраст соответствует возрасту ребенка, но интеллектуальные способности выталкивают малыша в среду намного более взрослых людей. Маленький человек не успел еще научится общаться со своими сверстниками, как ему уже необходимо приспосабливаться к миру взрослых.

Таким образом, многих детей и подростков лишают детства, в чем выросшие гении сами и признаются.

Яркий пример кроющейся опасности - история Паши Коноплева. В восьмидесятые годы прошлого столетия весь СССР восхищался способностями маленького мальчика по имени Паша Коноплев. В свои три года малыш умел читать и производил сложные вычисления, а в восемь лет юное дарование смогло совладать с физикой.

В 15 лет мальчик был зачислен в один из лучших вузов столицы, а в 18 лет – в аспирантуру. Казалось бы, вот оно – блестящее будущее и грандиозные перспективы. Однако не все оказалось так просто. Феноменальные способности повлекли за собой серьезную нагрузку на неокрепшую детскую психику. Гениальность свела юношу с ума – в возрасте 29 лет он скончался в одной из психиатрических клиник, так и не успев совершить выдающихся открытий.

Отношение к славе

А готов ли ваш ребенок быть в центре внимания? И если ваш ответ положительный, готовы ли ответить на вопрос, сможет ли малыш пережить исчезновение популярности? Эта очень частая проблема, с которыми сталкиваются многие гениальные дети. В детстве им рукоплещут именитые артисты, ученые, их знает вся страна, умиляясь и восхищаясь их талантам. И зачастую, дети, испытавшие такое испытание славой, вовсе не готовы к тому, что во взрослом возрасте может быть иначе.

Исчезновение славы не смогла принять поэтесса-вундеркинд Ника Турбина. Маленькая девочка, покорила мир своим талантом, став настоящим феноменом в литературе. Сочинять стихи она начала в раннем детстве. Не умея писать, она уже в 4 года диктовала их маме. Причем, это были не детские стишки про зелёную травку и голубое небо, а не по годам взрослая, зрелая лирика.

Язык поэтессы сложно отнести к какому-то направлению — её стихи стоят особняком. Их напряжённость можно сравнить разве что с ахматовскими — кстати, славу Ахматовой девочке-вундеркинду когда-то и прочили. И она оправдала большие ожидания: стала второй советской поэтессой после Ахматовой, получившей престижную венецианскую награду «Золотой лев». Анне Андреевне на момент вручения премии было за 60. Нике же исполнилось 12.

Несложно представить, какой травмой стало для Ники, когда после подобного успеха ее стихи оказались никому не нужны. Поэтесса начала пить и погибла, прожив всего 27 лет, выпав из окна пятого этажа. Эксперты не смогли точно установить было ли это самоубийство или несчастный случай, однако психологическое состояние Ники, по словам родственников и знакомых, было тяжелое.


Памятка родителям 

Гениальность – это действительно тяжелая ноша, которая невольно ложится на плечи ребёнка. Постоянные требования и эмоциональное давление, отсутствие нормального детства, проблемы в общении со сверстниками. При этом, чего хочет сам ребенок обычно не учитывается. Родителям чудо-малышей не стоит забывать, что прежде всего их дети – это дети, а не инструмент для удовлетворения чужих амбиций. И даже если ваш ребенок с легкостью решает теорему Ферма, не забывайте, что это все же не сильно отличает его от обычного ребенка.

Важно понимать, что в понимании тяжести бремени таланта вашего ребенка, родителям порой необходимы то же смирение и терпимость, какие необходимы родителям детей отстающих в развитии. Ведь вы будете любить вашего ребенка любым, верно?

Материалы по теме