Урегулирование конфликтов тема достаточно сложная, а сложна она тем, что конфликт редко вызывает радость у сторон и желание двигаться навстречу, думать не только о своих интересах, но и об интересах другой стороны.
Чаще всего есть желание доказать свою правоту и неправоту другой стороны. Это динамика значимо усиливается, когда возникает конфликт между собственниками бизнеса - людьми с сильными лидерскими компетенциями и властными амбициями. Здесь также важно понимать, что когда возникает и эскалируется конфликт между собственниками, то на кону стоит не только судьба самих сторон конфликта, но и судьба всего бизнеса. А бизнес — это рабочие места для сотрудников.
Таким образом, решается судьба достаточно большого количества людей. Когда мы говорим про конфликт между владельцами бизнеса, мы заходим в очень многослойную тему. Каждый собственник, как и любой другой человек, обладает набором личностных особенностей. Однако часть личностных черт у собственников бизнеса акцентирована больше, чем у представителей других профессий, что накладывают значимый отпечаток на их отношения как бизнес-партнеров и на архитектуру возникающих конфликтов.
За свою 32-летнюю практику работы с владельцами бизнеса мы можем обобщить и выделить такие личностные особенности, зачастую свойственные собственникам:
1. Собственники очень сильные лидеры: силовые, авторитетные, харизматичные, экспертные и т.д. А порой они соединяют всебе несколько стилей лидерства.
2. Им свойственна выраженная нерегулярность – собственники в отличие от менеджеров редко способны навыполнение однообразных управленческих алгоритмов, доведение задачи/проекта/решения до конца. Это с лихвой компенсируется за счет следующей особенности.
3. Выраженная предпринимательская интуиция – у каждого своя, но именно она указывает, куда, как и когда развивать бизнес. Именно она позволяет увидеть возможности, выгоду и, вместе с тем, мешает доводить что-то начатое до конца.
4. У предпринимателей свое чувство «наиболее благоприятного момента» для действий.
5. Собственники чаще всего забывают ранее принятые договорённости, так как с момента первичных договоренностей мир подбрасывает огромное количество новых возможностей, требующих быстрого предпринимательского реагирования, иногда вразрез прежним правилам.
6. Выраженные мотивы: «это мое!», «я это делал», я имею на это право», «мой вклад наибольший», соответственно «я правее».
Именно все эти характеристики и делают их предпринимателями. А теперь представим, что 2 предпринимателя ведут совместный бизнес. Например, один из них – силовой лидер, а другой – эксперт в этой сфере бизнеса. Один считает, что это он сделал бизнес, другой считает также. Для одного важны одни договоренности, для другого – другие. Вероятность того, что между ними возникнут разногласия, огромна.
Вокруг чего в основном разворачиваются конфликты собственников:
- Время – кто-то не хочет и/или не может тратить свое время на бизнес.
- Деньги – кто и сколько получает от бизнеса и за работу в бизнесе, кто и сколько вложил и на какую долю может претендовать и т.п.
- Власть и влияние – кто и как может влиять на бизнес-модель, ключевые показателибизнеса, на людей (особенно топ-менеджеров и ключевых специалистов). Внутреннезвучит как «мои интересы в органах управления ущемлены» (везде работают «твои», а не мои люди).
- Справедливость – кто сколько ресурсов вложил/вкладывает и кто сколько заслуживает.
- Ценности – например, как относиться к людям: как обычному рабочему персоналу или индивидуально,как к человеку.
- Участие в других бизнесах – сколько времени собственник тратит на совместный бизнес, а сколько на личный.
- Безопасность и риски – формировать фонды, вкладывать в реинвестиции или нет.
- Критерии оценки работы бизнеса – один собственник оценивает бизнес по одним параметрам, другой по другим, и каждый прав.
- К этим наиболее часто встречающимся причинам конфликтов добавим еще:
a. личная неприязнь партнеров друг к другу;
b. усталость от длительного совместного пройденного пути;
c. несовпадение личных мотивов (например, публичность/закрытость) и т.д.
Чаще всего собственники, находясь в конфликте, не могут найти, так называемое «третье» решение. Такое решение, которое отвечает критериям всех сторон или большей части критериев всех сторон. Вот здесь то и нужна качественная профессиональная медиация. Предприниматели – особая категория людей, что делает корпоративную медиацию специфической сферой, сложной, но безумно интересной. Поскольку дает простор для развития творческой самореализации медиатора и в целом способствует развитию предпринимательства в России.
Статья подготовлена по материалам авторов:
Татьяна Юрьевна Гребенкина – медиатор, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, основатель и управляющий партнёр консалтинговой компании «Аптайм".
Анна Витальевна Муравьева - медиатор, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, эксперт по сопровождению партнерства в бизнесе, решению акционерных конфликтов, управляющий партнер консалтинговой компании «Аптайм».